Рейтинг@Mail.ru

Урок истории по теме "Начало промышленного освоения Урала в первой четверти XVIII века"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урал! Опорный край державы,
Её добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец...
А.Твардовский

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Комбинированный урок

Форма работы учащихся на уроке: индивидуальная

Цели урока:

  • Воспитательная - создание условий для формирования личности, способной к диалогу с другими членами общества.
  • Образовательная – формирование представлений о причинах и ходе промышленного освоения Урала в первой четверти XVIII в.
  • Развивающая - продолжить формирование умений работать с исторической и географической картами, сравнивать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, высказывать собственную точку зрения.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

  • усвоение учащимися причин промышленного освоения Урала;
  • формирование представлений о первых заводах.
  • объяснять смысл понятий “горнозаводская промышленность”, “горнозаводские округа”.

2. Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
  • уметь самостоятельно работать с источниками знаний,
  • уметь делать выводы;
  • отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке

3. Личностные:

  • уметь сотрудничать, сопереживать;
  • понимать и осознавать важность изучаемой темы.

ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: обеспечение мотивации учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся.

Слово учителя: “Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно потому же, почему человек споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения”. В.О. Ключевский

- Что хотел этими словами сказать великий русский историк В.О. Ключевский?

Проверьте, как вы готовы начать наш урок.

II. Изучение нового материала.

Цель этапа: Создание условий для освоения учащимися учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Слово учителя: Сегодня наш урок я хотела бы начать словами нашего с Вами земляка Павла Толстикова:

И самородки золотые,
Черед цветных и черных руд.
Урал в красе и в полной силе
Собой являет арсенал.
Урал — жемчужина России,
Урал — России идеал...

Вопрос классу: Какие эпитеты об Урале вы знаете? (Седой Урал, Каменный пояс, Опорный край державы и т.д.).

Вопрос классу: Итак, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Давайте подумаем, в чем главная ценность Урала как региона в составе Российской империи.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Вопрос классу: Какие полезные ископаемые распространены на территории Урала?

Работа с картой (Приложение 1).

Слово учителя: Мы видим, что природные богатства Урала весьма разнообразны и в XVIII веке начинается новый этап в развитии Урала – этап его промышленного освоения.

Знакомство учащихся с основными вопросами урока.

В ходе урока мы с вами должны постараться ответить на вопросы:

  • Почему в эпоху правления Петра I возникла необходимость создания нового крупного металлургического района?
  • Когда и как началось промышленное освоение?
  • Как происходило зарождение “империи” выдающихся заводчиков Демидовых?

Слово учителя: Мы с Вами выяснили, что главная ценность Урала заключалась в его полезных ископаемых. Но почему необходимость использования богатств Урала стала возможна именно в первой четверти XVIII века.

Задания учащимся: сравнить две карты и сделать вывод о том, почему именно в эпоху Петра I началось промышленное освоение Урала? (Приложение 1 и Приложение 2)

Совместная формулировка причин промышленного освоения Урала:

1. Активная внешняя политика Петра I

2. На Урале обнаружены богатые залежи руды.

3. Наличие на Урале обширных лесов и большое количество рек.

4. Наличие свободной рабочей силы

Слово учителя: масштабное строительство заводов на Урале началось с начала XVIII века и этому способствовал ряд причин на которых мы уже остановились. Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы выяснить какие именно заводы были первыми.

Работа с картой. (Приложение 3)

Слово учителя: Только в период с 1700 по 1750 году на Урале был построен 71 завод. С какими трудностями могло бы столкнуться государство при наличии такого числа задов – сложность в управлении? Каким образом можно решить эту проблему?

Первый путь - отдать заводы в частные руки.

Второй путь – горнозаводские округа.

Работа с понятием “горнозаводской округ”.

Горнозаводской округ – хозяйственно-территориальное образование в добывающей и металлургической промышленности, включающее заводы, рудники, прииски, леса, вспомогательные производства. Объединялись производственными связями и общей администрацией.

Слово учителя: самыми крупными горнозаводскими округами были – Екатеринбургский. Гороблагодатский, Верх-Исетский, Невьянский.

Управлением казенными (государственными) заводами занималась Берг-привилегия и Горный начальник. Первым начальником был В. Н. Татищев, которого вскоре сменил В де Генин. Работа с иллюстрацией (Приложение 4).

Вопросы к иллюстрации:

1. Где на памятники находится фигура Татищева В. Н., а где де Генина? По какому признаку Вы это определили?

2. Как можно прокомментировать надпись на памятнике?

Слово учителя: Первым из частных заводов на Урале стал Невьянский завод, основанный в 1701 году Никитой Демидовичем Антуфьевым, родоначальником династии Демидовых.

Кто же такой был этот Демидов?

Существует легенда о том, как Петр I познакомился с Никитой Антуфьевым: Когда царь был однажды в Туле, он отдал Демидову для починки заграничный пистолет. Демидов со своей работой успешно справился и, подавая оружие царю, сказал: “Что ж, авось и мы супротив немца постоим”. Петр I воодушевление Демидова не одобрил и ударил его по щеке, крикнув: “Сперва сделай, мошенник, потом хвались”. На это Демидов ему твердо ответил: “А ты, царь, сперва узнай, потом дерись”.

Кузнец вынул другой пистолет, сказав, что первый сделан им, а это тот, который был отдан для починки. Отличий между ними не было. Царь обнял кузнеца, извинился и поручил ему устроить в Туле оружейный завод.

Вопрос классу: может ли данная легенда быть правдой? Почему?

Слово учителя: Но как бы то ни было, Никита Демидович строит свой первый завод на Урале.

Из курса истории вы знаете, что в знатных семьях было принято иметь свой герб. Никита Демидович решил не отступать от этой традиции и вскоре династия Демидовых обзавелась своим гербом.

Работа с иллюстрацией. (Приложение 5).

Вопрос классу: Как характеризует династию Демидовых надпись на гербе, что в переводе означает “Дела, а не слова!”.

III. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Цель этапа: Создание условий для применения знаний и умений учащихся при выполнении задания.

Согласны ли вы:

  1. Горнозаводская промышленность – отрасль производства по разведке месторождений полезных ископаемых.
  2. Промышленное освоения Урала началось в XVIII веке.
  3. Первыми металлургическими заводами на Урале стали Каменский и Невьянский.
  4. Солеварение – одна из первых отраслей промышленности, которая появилась на Урале.
  5. Все заводы на Урале принадлежали казне.
  6. Демидов получил в свое владение Каменский завод.

IV. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

Цель этапа: Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж.

Домашнее задание – это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по домашнему заданию.

Дифференцированное задание

1. “5” Составить план или описание первых заводов

2. “4” Подготовить рассказ об одном из заводчиков

3. “3” составить синквейн

V. Итог урока. Рефлексия

Цель этапа: подвести итог проделанной работе на уроке.

Метод – “незаконченное предложение”

  • Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня это...
  • Самым трудным на сегодняшнем занятии для меня было ...
  • Сегодня я понял(а) что ...