Рейтинг@Mail.ru

Актуальные методы преподавания региональной истории (на примере курса «История Брянского края»)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Важнейший вопрос преподавания учебного предмета - организация процесса обучения, выбор методов, приёмов и технологий. Самым важным методическим отличием региональной истории от других школьных предметов является то, что историко-культурное наследие края, города, посёлка, возможно изучать в непосредственном общении с ним. Поэтому важнейшей формой урока по истории Брянского края является урок вне школьной аудитории: в городском (сельском) или музейном пространстве.

Несомненным достоинством такого урока является непосредственное общение ученика с реальными, подлинными памятниками историко-культурного наследия. Исследование городской среды позволяет учащимся пополнять знания, развивать навыки визуальной коммуникации, научиться ориентироваться в городском пространстве. В школьной практике распространены традиционные экскурсии (реальные и виртуальные), учебные прогулки, образовательные путешествия, проектная деятельность.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Учебный проект может быть спланирован и выполнен также в индивидуальном порядке. В современных педагогических исследованиях подчеркивается, что “основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему”

Можно выделить разновидности проектов по истории для основной школы, связанные с определенными объектами и деятельностными приоритетами:

- историческая реконструкция хода событий, основанная на более широком, чем в учебнике, круге источников;

- историческое путешествие (с использованием исторической карты и других источников), моделирование исторической ситуации;

- рассмотрение “открытого” вопроса, требующего сопоставления и анализа различных факторов и суждений;

- историко-биографическое исследование (“исторический портрет”, “личность в истории”);

- разработка проекта по истории своего города, края (это разновидность отличается особенно широким спектром методов сбора информации: от наблюдений и подбора фотоиллюстраций до работы с материалами музеев);

- собирание свидетельств и изучение “устной истории” (создание и анализ новых источников).

Алгоритм работы над учебным проектом.

  1. Цель проекта (что надо сделать, чтобы решить данную проблему, каков должен быть конечный результат работы – материал, форма его предъявления и др.).
  2. Развернутый план работы (на какие вопросы следует ответить; какую информацию и где необходимо искать, в каком виде ее обобщать; что сделать своими руками, например, фотографировать, рисовать и т.д.).
  3. Основные этапы и формы работы (график с указанием сроков и объема представляемых материалов). Распределение функций при выполнении коллективного проекта, индивидуальных заданий для участников.
  4. Самостоятельная работа учащихся по созданию проекта. Учитель выступает в роли консультанта.
  5. Презентация проекта.
  6. Оценка. Рефлексия.

В основной школе учащиеся, работая над проектами по истории, обращаться к довольно широкому кругу источников информации. Помимо учебной и научно-популярной исторической литературы в этот круг входят материалы краеведческих и художественных музеев, сооружения и памятники, предметы быта и т.д. Одним из важных источников при подготовке проектов является материалы СМИ: телевидения, радио, газет и журналов, Интернета. Следует формировать критико-аналитический подход к интернет-ресурсам.

Во-первых, важно, чтобы учащиеся увидели за привлекательным информационно – универсальным фасадом Интернета различные типы используемой там информации (работы историков, энциклопедии и справочники, материалы прессы, ТВ, радио и др.).

Во-вторых, необходим анализ качества информации: ее происхождение, назначение, намеренность, обоснованность, степень субъективности и др. Практика показывает, что именно на материалах из Интернета, в которых названные качества проявляются ярко, Учащиеся успешно осваивают приемы первичной критики источника.

Примерные темы учебных проектов и региональных исследований

1. Разработать экскурсионный маршрут по городу, району, посёлку... (любой период по выбору);

2. Моделирование одного из залов в краеведческом музее под названием “...”;

3. Сравнение семейных традиций на Брянщине времён “Домостроя” и современности;

4. История семьи (своей или другой знаменитой, или интересной семьи);

5.Сценарий фильма (документального, исторического);

6. Глава книги (очерк, эссэ, рассказ) “Герои Брянской земли”;

7. Создать “Портрет” города Брянска (или другого уездного города Брянского края) на рубеже XIX –XX вв. “Портрет” города может быть не только образным, но и акустическим (разнообразие звуков), цветовым (краски города) и т.д. Понравились ли вам краски и звуки, образ и ритм вашего города сто лет назад?

8. От имени своего земляка, жившего в конце XIX – начале XX в., расскажите о Брянском крае, придерживаясь примерного плана:

- В каком уезде, городе, деревне вы проживаете? Кратко опишите географическое положение, национальный, религиозный и социальный состав населения.

- К какому слою российского общества вы принадлежали? Подробнее опишите свой образ жизни, занятия, семейные и профессиональные традиции, житейские проблемы.

- Свидетелем и (или) участником каких ярких событий в политической, экономической, религиозной, культурной жизни своего края вы оказались?

- От имени рассказчика оцените положение своей семьи, уезда, губернии в целом в начале XX в. и перспективы на будущее.

9. События Первой революции 1905-1907 гг.

- Подготовьте сообщение об одном из наиболее ярких событий или деятелей первой революции в вашем городе.

- Выясните, сохранились ли в Брянской области названия и памятные знаки, связанные с революцией 1905-1907 гг.? В каком они состоянии сегодня?

- Составьте синхронистическую таблицу:

События общероссийского масштаба События регионального масштаба
Дата События Дата События

10. В период думской монархии начала XX в. в стране стала заметной активность местных представительных органов. Подготовьте сообщение об одном из депутатов местной думы или общественного деятеля уезда, города, губернии по плану:

- краткие биографические сведения, социальное положение, политическая ориентация;

- должность (и) в представительных и (или) общественных органах;

- деятельность, ее конкретные результаты;

- заслуги этого человека перед своими земляками (как в крае увековечена его память).

11. Сравните развитие революционных событий в феврале – марте 1917 г. в Петербурге и в Брянском крае. Что общего и особенного вы в них обнаружили?

12. По карте выясните, в каком положении находился Брянский край в период Гражданской войны.

- подготовить рассказ об одном из наиболее ярких (важных) эпизодов Гражданской войны и (или) ее участниках.

- какой “Цвет” Гражданской войны ярче других сохранился в народной и официально-исторической памяти на территории Брянского края (в памятниках, названиях улиц, мемориальных досках, музейных экспозициях, праздниках, книгах, песнях)?

- считаете ли вы возможным спустя десятилетия отдать должное всем “героям и жертвам” Гражданской войны независимо от цвета знамен, под которыми они воевали?

13. Представьте, что вы – военный корреспондент одной из газет в разные периоды В.О.В. О ком из бойцов или командиров (ваших земляках, родственниках) Красной армии вы могли бы подготовить свой репортаж?

14. Годы 8-й (1966-1970) и 9-ой (1971-1975) пятилеток отмечены строительством промышленных гигантов.

- выясните, какие крупные предприятия, транспортные магистрали, учреждения культуры были построены в Брянском крае в эти годы.

- по этим данным составьте картосхему “Наш регион (Брянская область) в 8-й и 9-й пятилетках”. Подтверждают ли собранные вами сведения вывод историков о том, что реформы 1965 г. изменили к лучшему ситуацию в промышленности

- были ли среди этих объектов ударные, всесоюзные, комсомольские стройки? Посланцы, каких союзных республик участвовали в строительстве? Имена каких героев труда остались в памяти местного населения, рабочих, в названиях улиц и экспозициях музеев?

- как работали эти предприятия до перестройки? Какую роль они играли в экономической и социальной жизни вашего региона и всей страны в 70-ых-80-ых г. г. XX в.? С какими странами социалистического и капиталистического лагеря они были связаны? В чем выражалось это сотрудничество?

- в каком состоянии находиться эти промышленные объекты в настоящее время? Удалось ли им приспособиться к новым условиям хозяйствования?

15. Проведите исследование “Книжная полка 70-х (80-х) гг.

- Какие книги, написанные в эти годы, есть в вашей домашней библиотеке?

- Когда они были изданы при Брежневе или позднее?

- Какие из произведений читали ваши родители? Как отзываются о них?

Аналогичные семейные опросы можно провести о песнях, кинофильмах и т. п. конца 60-х и 70-х (80-ых) гг.

16. Попробуйте воссоздать жизнь советских людей (брянцев) в перестроечное (90-е гг.) время, возможно на примере своей семьи. Используйте в своем исследовании данные статистики и социологических опросов, а также личные свидетельства современников перестройки (90-ых гг.).

17. Пример организации учебного занятия (урока, классного часа, возможно проекта) “Воскресный день в Брянске”. Занятие условно делится на три смысловых блока. Первый – мотивационный. Его цель актуализировать имеющийся у учащихся повседневный опыт, способствовать развитию познавательного интереса. В начале занятия преподаватель предлагает каждому из учащихся составить перечень любимых занятий в свободное время и список посещаемых ими мест отдыха и развлечений. Учащиеся, объединившись в группы, составляют списки, выделяют наиболее популярные формы проведения досуга и центры отдыха. Группы обмениваются информацией, учитель фиксирует её.

Второй блок занятия – освоение новой информации. Группы получают раздаточный материал: брянские газеты, программы, репертуар театров, цирка, музеев, рекламные объявления развлекательных и туристических, экскурсионных центров и т.д. Задание у всех одинаковое: Какие ещё места и виды отдыха, развлечений имеются в Брянске? Заинтересовались или нет вы каким-либо местом (видом) отдыха, развлечения? По этим вопросам организуется беседа. Преподаватель фиксирует “открытые” школьниками места и виды отдыха.

Третий блок – применение полученных знаний и умений в новой учебной ситуации, реальной жизни. В конце занятия предлагается ситуационная задача: “Представьте, что к вам в гост приезжают родственники из небольшого сибирского городка: мама, папа и двое детей (мальчик 10 лет, увлекающийся футболом, и девочка –ваша ровесница, интересующаяся музыкой и театром). Родственники просят вас познакомить их с Брянском. Как вы организуете это знакомство? Куда вы поведёте и взрослых, и детей? Куда вы предложите сходить младшему члену семьи? Где вы предложите побывать вашей ровеснице? Семья приехала в Брянск только на три дня. Решение задачи может быть обсуждено в группах.

Домашнее задание – творческое (по желанию): побывайте в одном из неизвестных для вас ранее мест развлечения (или организуйте по-новому свой отдых в субботний день). Поделитесь своими впечатлениями (в письменном виде, в виде фоторепортажа, в виде компьютерной презентации, рекламы или др.)

Экскурсия – способ осуществления учебной или внеклассной работы по изучению памятников истории и культуры на основе организации экскурсоводом (учителем, учащимся) их непосредственного восприятия на местности (в естественных условиях) или в специально созданных хранилищах коллекций (музеи, выставки). Цели проведения экскурсии связаны с развитием познавательного интереса к истории, расширением общего и исторического кругозора учащихся, с формированием их способности воспринимать, анализировать памятники прошлого, локализовать их в пространстве. Экскурсии обладают высоким потенциалом для решения задач нравственного, патриотического, эстетического воспитания, для развития коммуникативной культуры учащихся. В методической литературе понятие “экскурсия” употребляется в нескольких смыслах: как форма внеклассной работы (дополнительного образования), как метод обучения истории, как тип урока (урок-экскурсия).

Экскурсии разнообразны о своей тематике: археологические, исторические, военно-исторические, историко-краеведческие, историко-культурные и т.д. Экскурсии классифицируют по форме проведения: музейные (в том числе и школьный музей) и вне музейные, а также пешеходные и транспортные, в том числе дальние поездки; по месту в учебном процессе: урок-экскурсия, внеклассная экскурсия и т.д. Экскурсию могут подготовить и провести сами ученики, например, работая над проектом. При подготовке экскурсии необходимо определиться с темой и целью, создать маршрутный лист, определить объекты основного и промежуточного показа. Маршрут экскурсии должен отвечать ряду требований: объекты экскурсионного показа должны быть расположены не более чем в 10 минутах ходьбы друг от друга, а обращение к ним обеспечивать целостное, логическое раскрытие темы. При изучении основных объектов показа делается остановка. Предусматривается показ промежуточных объектов, имеющих историческую значимость, но не относящихся к основному содержанию экскурсии. Для средних классов допустимо введение в экскурсию 1-5 основных объектов, для старших классов – более 7-8. Нельзя дважды проходить одним и тем же маршрутом. Время пребывания на каждой остановке должно быть не более 15 минут. Общее время экскурсии для средних классов 45-60 минут, для старших – не более двух часов.

Учебная прогулка ставит своей целью расширение, углубление, закрепление учебных знаний, накопление опыта освоения объектов городской среды в новой ситуации, отработка умений. Источниками знаний на учебной прогулке выступает не только учитель, но и сами объекты историко-культурного наследия. Роль педагога заключается в организации, руководстве процессом исследования объектов. Преподаватель определяет маршрут, объекты в соответствии с изученной программой; ставит познавательные задания с учётом изученного на уроках материала, сформированности умений. Объекты городской (музейной) среды помогают ученикам найти ответы на поставленные педагогом задания; ученик “считывает” с них информацию. Роль учащихся активная: они исследуют, участвуют в беседе, обсуждении.

Образовательное путешествие ставит целью освоение культурных смыслов, объектов городской и музейной среды, развитие визуальных и коммуникативных умений. Источником знаний являются сами объекты историко-культурного наследия. Роль учителя заключается в организации, наблюдении, консультации. Преподаватель определяет маршрут следования, объекты и формулирует вопросы к ним в логике, прежде всего развития навыков визуальной коммуникации (умение “считывать” информацию с объекта, выдвигать определённые версии и аргументировать их). Роль учащихся при организации образовательного путешествия - роль “первооткрывателя”, исследователя окружающего пространства.