Рейтинг@Mail.ru

Гражданская война на Донской земле

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Из стихотворения поэта М. А. Волошина “Гражданская война”

Варианты изучения темы:

1) классно-урочное занятие;

2) виртуальное образовательное путешествие "Урок в городе. Город как исторический памятник"

Вариант 1. Классно-урочное занятие

Тип урока - комбинированный

Цели урока:

  • воспитание гражданственности,
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  • сформировать представление о Гражданской войне как величайшей трагедии народа

Задачи урока:

  • изучить причины, ход, итоги и последствия Гражданской войны;
  • развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, составлять на основе текста таблицы;
  • формирование у учащихся навыков работы с картами, историческими источниками, умения обобщать, анализировать исторический материал, представлять результаты своей работы в виде электронных презентаций.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны;
  • освоение гуманистических ценностей общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
  • владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
  • готовность к сотрудничеству.

Предметные результаты:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Гражданской войны;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты Гражданской войны; читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
  • рассказывать об исторических событиях, их участниках;
  • называть характерные, существенные признаки Гражданской войны;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Технологии - критического мышления, проектная технология

Методические приемы организации урока:

опережающее задание; повторение; постановка вопросов для обсуждения; рекомендация литературы по теме для самостоятельного изучения; работа с документальным источником; постановка вопросов и задания для последующего обсуждения; подготовка сообщений.

План

1) причины и сущность Гражданской войны, основные этапы;

2) формирование Белого движения на Дону;

3) события Гражданской войны на Дону;

4) причины поражения Белого движения и победы большевиков на Дону;

5) итоги Гражданской войны, их оценка

Основные понятия

  • Гражданская война. Добровольческая армия. Расказачивание. Террор белый и красный.

Основные даты, периоды

  • 1917—1921 г. — период Гражданской войны.
  • 5 сентября 1918 г. — объявление большевиками красного террора.
  • март 1919 г. - Вёшенское восстание
  • Май—октябрь 1919 г. — наступление белой армии под командованием А. И. Деникина.
  • Октябрь 1919—январь 1921 г. — общее наступление Красной Армии.
  • Ноябрь 1920 г. — разгром армии П. Н. Врангеля в Крыму.

Персоналии

  • В. И. Ленин, В. К. Блюхер, М. В. Фрунзе, С. М. Будённый, Ф.К. Миронов
  • П. Н. Врангель, А. И. Деникин, П. Н. Краснов, А. Богаевский, А.М. Каледин

Работа с историческими источниками:

  • Циркулярное письмо партийным организациям Дона и Приуралья. 24 января 1919 г. Организационное бюро ЦК РКП (б)

Ресурсы урока:

  • учебник, карта, иллюстрации, электронные ресурсы
  • фрагмент рассказа М.А. Шолохова "Родинка", фрагмент из к/ф "Тихий Дон", 4 серия (расправа с Кривошлыковым и Подтёлковым)

Литература.

1. Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование путь в новое образовательное пространство. СПб., 2003.

2. Венков А.В. Донское казачество в гражданской войне. Ростов-на-Дону. Изд. РГУ, 1992.

3. Венков А.В. Добровольческая армия. Донской временник.1997, № 14. Изд. ДГПБ

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. М.: Просвещение, 2012.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 2000 г.

6. Кислицын С.А. Государство и расказачивание, 1917-1945 гг. Ростов-на-Дону, 1996.

Технологическая карта урока

Этап урока Действия учителя Действия ученика Ресурсы урока
Стадия вызова Чтение фрагмента рассказа М.А. Шолохова. Постановка проблемы Формулирование проблемы урока Фрагмент рассказа М.Шолохова "Родинка"
Стадия осмысления Организация беседы

1. Что такое Гражданская война

2. Каковы причины Гражданской войны в России

3. Каковы основные этапы Гражданской войны

4. Используя карту, покажите расстановку сил в ходе войны

5.Почему белое движение потерпело поражение

Беседа в ходе которой осуществляется:

1)   раскрытие сущности явления;

2) выявление причин;

3) систематизация информации, записи в таблице "Хронология событий Гражданской войны на Дону";

4) сообщения учащихся о лидерах Белого и Красного движения на Дону

4) работа с историческим текстом;

5) обсуждение причин поражения Белого движения и победы красных на Дону

6) выявление последствий события

Тематическая карта

Электронные презентации Исторический документ (см. Материалы к уроку)

Фрагмент из к/фильма "Тихий Дон"

(сцена казни Подтелкова)

Рефлексия Организация обсуждения вопросов:

- кто победил в Гражданской войне;

- каковы были её последствия для казачества;

- чему нас учит это событие

Составление синквейна "Гражданская война"

Напомнить о стихотворении М. Волошина

1) определение личного отношения к Гражданской войне как одной из величайших трагедий;

2) обоснование своей точки зрения

3) составление синквейна "Гражданская война"

Фрагмент стихотворения М.Волошина "Гражданская война"
Домашнее задание “Гражданская война в России была и подвигом, и трагедией как для победителей, так и для побеждённых”. (В.Бортневский)

Напишите эссе.

Написание эссе  

Вариант 2

“Урок в городе”. “Город как исторический памятник

Урок, посвященный краеведческим памятникам, завершает тему, следовательно одной из его задач является создание условий, при которых учащиеся смогли бы применить приобретенные умения и знания в новых ситуациях, осознать ценность наследия родного края в контексте российской культуры.

Тип урока

  • по дидактической цели – урок закрепления знаний;
  • по характеру познавательной деятельности – поисковый, проблемный;
  • по форме - урок-путешествие

Цели:

  • содействовать восприятию культурного наследия родного края как части российского наследия;
  • использование городской среды как ёмкого образовательного ресурса;
  • расширение знаний о родном городе, его истории;
  • внедрение современных образовательных технологий;
  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации как члена городского сообщества и определении своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта;
  • использование культурного наследия в образовательной работе с детьми;
  • приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с историческими, культурными памятниками.

Задачи:

  • воспитывать уважение к своему городу;
  • заинтересованность историей родного края;
  • учить приемам самостоятельной поисковой работы;
  • формировать умение представлять результаты исследовательской деятельности;
  • создание условий для организации творческо-поисковой деятельности обучающихся,
  • углубить знания по национально-региональному компоненту
  • сформировать умения анализировать изучаемый материал, проводить сравнение, делать выводы, приводить примеры, давать им оценку.
  • развитие навыков исследовательской и проектной деятельности, умение искать и обрабатывать информацию с использованием различных ресурсов;
  • воспитание уважительного отношения к истории родного края.

Ресурсы урока

  • Город - образовательный ресурс во всем многообразии форм. Город представлен в виртуальном пространстве сайтами библиотек, музеев, электронными образовательными ресурсами.
  • ГОУК “Ростовский областной музей краеведения”, ул. Большая Садовая, 79 info@rostovmuseum.ru
  • ГБУК РО “Музей изобразительных искусств Ростовской области”, ул. Пушкинская,115 romii@mail.ru
  • Государственное учреждение культуры “Донская Государственная публичная библиотека”, ул. Пушкинская, 175а Dspl-online@dspl.ru

Технология Образовательное путешествие.

При подготовке урока ученики образуют исследовательские группы и выполняют подготовительную работу: работают с различными письменными источниками, посещают объекты исследования в соответствии с маршрутным листом.

“Урок в городе” создает дополнительные условия для использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, обеспечивает эффективную работу обучающихся. Образовательное путешествие - это особая технология освоения мира, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурных пространств.

Отличительные особенности образовательного путешествия по сравнению с экскурсией:

1) познание основывается на собственных наблюдениях, размышлениях и требует напряженной активной работы, связанной с освоением культурных пространств;

3) объектом изучения являются не конкретные здания и памятники, определяемые заявленной темой, а социальный и культурный опыт;

4) непосредственное взаимодействие человека с объектами своего окружения, которые становятся основным средством получения информации;

5) активная и самостоятельная деятельность участников путешествия, что позволяет превратить исследование в личное переживание;

6) свобода выбора источников получения информации

Проблема

  • Город как отражение памяти о прошлом.
  • О ком мы помним, кого забыли? Справедливо ли это?

План работы

Подготовительный этап

1. Определение темы урока-путешествия, постановка главной проблемы.

2. Начало работы с таблицей

  • Знаю
  • Хочу узнать
  • Узнал во время путешествия

2. Обсуждаются организационные и технические вопросы, формируются группы

3. Разработка маршрутного листа

4. Работа на маршруте. Сбор материалов участниками групп, создание электронных презентаций

5. Предварительно просматривается собранный учащимися материал, даются рекомендации по дальнейшей работе.

Заключительный этап

6. Презентация результатов работы на уроке-путешествии

7. Размещение материалов на сайте школы в разделе Виртуальный музей

8. Рефлексия. Завершение работы с таблицей.

Результаты:

  • повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности;
  • повышение уровня информированности молодого поколения о культурно-историческом наследии города;
  • освоение навыков исследовательской деятельности, а также привлечение родителей к более активному участию в образовательном процессе;
  • пополнение фонда материалов школьного Виртуального музея.

Материалы к уроку

ТРАГЕДИЯ РАСКАЗАЧИВАНИЯ

24 января 1919 г. Организационное бюро ЦК РКП (б) Циркулярное письмо партийным организациям Дона и Приуралья.

“...Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам, о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути здесь недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; пpoвести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

4. Уравнять пришлых “иногородних” к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у которого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли”

Центральный Комитет РКП б РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 4. Д.7. Л. 5

История России. 1917-1940. Хрестоматия. Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993

Вопросы

1. К какому виду источников относится этот документ.

2. Предположите, чем можно объяснить появление данного Циркулярного письма от 24 января 1919 года

3. Как авторы этого документа относятся к казачеству. Найдите в тексте слова, отражающие это отношение.

4. К каким последствиям должно было привести исполнение указаний Организационного бюро ЦК РКП(б)

5. Что нового вы узнали познакомившись с этим документом?