О дружбе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В Законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша новая школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающего поколения, воспитания духовно – нравственной личности. Духовно – нравственные ориентиры закладываются в раннем возрасте. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости, дружбы. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. Каждый из учащихся – личность. Личность должна развиваться в коллективе, в обстановке уважения, взаимопонимания, любви и дружбы. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. В представленном уроке, через различные виды деятельности: самостоятельную работу по группам, составление словаря глоссария, работу по учебнику, творческую работу, игры, работу в группах учащиеся знакомятся с понятиями: «дружба», «друг», «дружеские отношения», «порядочность», учатся жить дружно и в согласии. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Тема занятия в модуле «Основы светской этики» – Дружба.

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  • Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Материал может быть использован как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся, в воспитательной работе, в начальной школе и в среднем звене. Для определения темы и цели урока используем проблемно – поисковый метод. Для большой по объему информации – словесный метод, который соответствует уровню развития детей и теме урока при фронтальной работе. Работа над терминами способствует систематизации и усвоению материала. Работа со словарем формирует понимание сути изучаемого, совершенствует навыки работы с источником информации, устную и письменную речь.

Планируемые результаты: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве

Личностные УУД: учиться взаимовыручке, взаимопомощи; практиковать навыки работы в сотрудничестве; выводить законы дружбы.

Познавательные УУД: познакомиться с различными пословицами о дружбе, понимать их смысл; учиться делать выводы (определять сущность и необходимость понятия, выделять его главные признаки)

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять учебную задачу, оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД: свободно и правильно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; строить сообщения в устной форме при ответах на вопросы, поставленный вопрос. Использовать диалогическую и монологическую формы изложения речи

Ход урока

I. Организационный момент (Психологическая установка)

Добрый день! Возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день,
И работать нам не лень.

II. Формирование темы занятия

– Как здорово, что мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А тему нашей беседы, я думаю, вам подскажет песня. (аудиозапись «Дружба начинается с улыбки».)

– Вы догадались, о чём пойдёт разговор? (О дружбе )

– Ребята, а что, по-вашему, означает слово «дружба»?

(Это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу и т.д.)

– Спасибо за ваши искренние ответы. А где ещё мы можем найти ответ на этот вопрос?

(Можем спросить у родителей, у учителя; обратиться к учебнику, найти в интернете, в словаре)

– Предлагаю начать работу.

III. Открытие новых знаний

а) Работа в группах. Каждая группа получает задание: Что такое «дружба»?

1 группа: Работает со словарём В. Даля

2 группа: Работает со словарём С.И. Ожегова

Ребята зачитывают определения.

(Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.)

– Совпадают ли они с вашими высказываниями о дружбе?

– Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует, но задуматься над этими вопросами должен каждый. Без друзей человек не может быть счастлив. Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

б) Работа с притчей

– Человеку всегда были необходимы друзья.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с одной очень старой и мудрой историей.

Вы послушайте и скажите, зачем человеку друзья?

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и много друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

– Вам понравилась история? Какими мыслями и чувствами вам хочется поделиться?

IV. Применение знаний. Закрепление. (работа в парах)

(Приложение)

а) А теперь прочитайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

  1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
  2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
  3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в морозно., а неверный друг подведет в сложной ситуации).
  4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).
  5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).
  6. За что друг побранит, за то враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).
  7. И много друзей — мало, и мало врагов — много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг — это всегда зло, а даже маленькое зло— это всегда плохо).
  8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
  9. Дружба, что стекло: расколешь — не соберешь (раз-битое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
  10. Дружба дружбе рознь — иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая 'дружба идет только во вред).
  11. Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).
  12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом (обидные и несправедливые -слова могут 'разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
  13. Хочешь дружбы — будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

Физкультминутка (Приложение)

б) Закрепление социальных понятий. Работа в группе.

– Нужно решить проблемные ситуации, которые бывают очень часто в жизни детей. (Приложение)

  • Ситуация 1. Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
  • Ситуация 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Ситуация 3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
  • Ситуация 4. Твой друг подводит команду на спортивных соревнованиях.

(группы по очереди зачитывают ситуацию и комментируют свое мнение – как поступить)

в) исследовательская работа

– Я предлагаю вам сейчас провести исследование по вопросу: «Какой он – настоящий друг?» И составить «Модель настоящего друга».

выберете те качества личности, которыми настоящий друг должен обладать. (Приложение)

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

– А знаете ли вы, что ученые-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. Вывели 10 законов дружбы.

  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет.
  • Не обманывай друга.
  • Не предавай друга.
  • Относись к другу как к себе.
  • Умей признавать свои ошибки.
  • Всегда выполняй свои обещания.

г) Работа с учебником

Самостоятельное чтение статьи. Работа по группам:

1 группа стр.102-103

Вопрос: Что говорили древние философы о дружбе?

2 группа стр.103-105

Вопрос: За что ценили дружбу пифагорейцы. Что для них главное в дружбе?

– Кто из вас старается соблюдать эти законы дружбы? Какие законы вам кажутся легкими? А какие трудноватыми?

V. Рефлексия. «Цветок дружбы»

– А сейчас давайте посадим «цветок дружбы» — ромашку. У вас на партах лежат лепестки. Напишите на обратной стороне пожелания своим друзьям.

– Если готовы, зачитайте свои пожелания и прикрепите свой лепесток к сердцевине ромашки.

Ежегодно 9 июня мир отмечает Международный день друзей. Эта праздничная дата считается неофициальной, но повод для нее создания не теряет актуальности.

Международный день друзей просто создан для того, чтобы люди, независимо от жизненных обстоятельств напомнили своим друзьям о том, как они важны для них, и порадовали их.

VI. Итог занятия

– Чему вас научил сегодняшний урок?

– О чем заставил задуматься урок?

– Пригодятся ли вам знания полученные сегодня на уроке?

VII. Домашнее задание

Нарисовать «Дружбу».

Литература

  1. С.В. Арещенко, Н.А. Аптина. Основы религиозных культур и светской этики. – Кемерово: 2013.
  2. Л.В. Калинина Ориентация младших школьников на нравственные ценности. – Начальная школа: 2011, №1.
  3. М.А. Козлова. Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. – М.: «Первое сентября», 2001.
  4. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие. – ТЦ «Учитель», 2001.
  5. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
  6. А.А. Шемшурин. Основы светской этики. – М.: Дрофа, 2012.
  7. www.uchkopilka.ru