Урок музыки на тему "Средства музыкальной выразительности". 2-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 2


Вид урока: Урок закрепления и обобщения знаний учащихся через игру.

Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

  • Образовательные – формировать культуру слушания учащихся через средства музыкальной выразительности.
  • Воспитательные – воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать и исполнять ее. Воспитывать художественный музыкальный и эстетический вкус учащихся.
  • Развивающие – развитие музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, музыкального слуха, внимания, мышления, памяти, воображения, фантазии. Развивать умение дифференцировать на слух элементы музыкального языка.

Методы художественно-педагогической деятельности, используемые учителем на уроке:

  • Метод музыкальных размышлений;
  • Метод эмоциональной драматургии (эмоциональный отклик учащихся на музыку)
  • Метод забегания вперед и возвращению к пройденному
  • Метод создания композиций
  • Метод музыкальных обобщений.

Оборудование урока:

  • Музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Раздаточный материал "Волшебный цветик-семицветик".
  • Учебники по музыке 2 класс, составители Критская, Сергеева, Шмагина.
  • Наглядные пособия.
  • Цветик-семицветик (на доске).

Ход урока

I. Организационный момент

Дети входят в класс под фонограмму песни Д. Кабалевского "Кто дежурные?" и встают около своих мест.

II. Музыкальное приветствие

Учитель поет мажорное трезвучие со словами: Здравствуйте, ребята!

Дети поют: Здравствуйте, Оксана Анатольевна!

III. Вступительное слово

– На предыдущих уроках мы с вами установили, что если нам чего-то хочется, то лучше не говорить, а петь и слушать музыку. Но музыки нет там, где нет чувств! Музыка там, где шумно и спокойно, грозно и лирично, грустно и радостно. Поэтому воспринимает ее тот, кто умеет чувствовать, радоваться, печалиться, удивляться. А чтобы музыка была разнообразной, увлекательной, выразительной, запоминающейся ей в этом помогают...?

Дети (хором): Средства музыкальной выразительности!

Учитель: Правильно. Молодцы! На сегодняшнем уроке мы повторим, закрепим и обобщим знания о средствах выразительности музыкального языка.

IV. Повторение и закрепление пройденного

У. – Вы узнали музыку, под которую входили в класс?

Д. – Да!

У. – Как называется эта песня?

Д. – "Кто дежурные?"

У. – Какой композитор сочинил эту песню?

Д. – Дмитрий Борисович Кабалевский.

У. – Правильно. Что помогло вам узнать эту песню?

Д. – Знакомые интонации, мелодия...

У. – Значит, вы знаете как называется главное средство музыкальной выразительности?

Д.(хором) – интонация (учитель переворачивает середину Цветика-семицветика)

У. – Давайте споем песню "Кто дежурные" с характерными для нее интонациями (поют).

У. – Назовите, пожалуйста, какие интонации прозвучали в этой песне?

Д. – Песенные, вопросительные, повествовательные, восклицательные.

У. – Приведите примеры и напойте эти интонации. (индивидуальные ответы учащихся)

У. – Правильно, молодцы! Но вы знаете, что существуют и другие средства музыкальной выразительности. Давайте повторим их при помощи волшебного Цветика-семицветика.

К доске поочередно вызываются учащиеся, которые открепляют по одному лепестку, переворачивают его на цветную сторону, где написано одно из средств музыкальной выразительности. Дети хором читают название , а ученик стишок про названное средство музыкальной выразительности.

1. Лад (хором).

Ученик:

Два музыкальных лада мы знаем наизусть:
Минорный – значит? – грусть (хором),
Мажорный лад? – веселье (хором),
Детишкам развлеченье!

Учитель: Давайте споем "Мы поем, весело поем". В каком ладу мы пропели эту попевку?

Д. – В мажорном.

Учитель: Теперь споем "Мы поем, грустно мы поем". В каком ладу мы пели сейчас?

Д. – В минорном.

Учитель: Отвечали вы правильно!

Но настроение у вас изменилось. Что-то вам немного загрустилось?

Все таки петь весело лучше! Споем еще раз в мажоре, чтоб не осталось грусти!

Дети с учителем вместе поют: "Мы поем, весело поем".

2. Темп (хором)

Ученик:

Темпы разные бывают и про них ребята знают:
Быстрый – поезд мчится в поле,
А спокойный – спится вдоволь,
Темп умеренный для нас на уроке в самый раз!

Слушаем, поем, определяем темп произведений:

"Попутная песня" Глинки, "Колыбельная Умке" Крылатов, Ария из Сюиты №3 Баха.

3. Тембр (хором)

Ученик:

Тембр – есть окраска звука,
По нему мы не спеша
Узнаем оркестры, хоры,
Инструменты, голоса!

(смотрим и слушаем колокольные перезвоны)

4. Динамика (хором)

Ученик:

Динамика знакома нам с самой колыбели.
Кричали все мы – форте (хором) – усиливали звук.
А мамы пели нежно, спокойно, затихая,
Пиано – все уснули (дети закрыли глазки и положили головки на руки),
Чтобы проснуться вдруг!!! (удар в бубен)

5. Регистр (хором)

Ученик:

Чтобы в нотах распознать птичку иль медведя,
Надо нам регистры знать – высокий, низкий, средний!(хором)
Звуки низкие – внизу, топчутся как мишка,
Лай собаки по утру – в середине списка,
Ну а сверху – птичья трель, перезвон капели.
Все регистры на слуху – мы ими владеем!

(на фортепиано изобразить мишку, собаку, птичью трель в разных регистрах)

6. Ритм (хором)

Ученик:

Ритм отстукиваем мы нашими руками:
Раз, два, три! Все: – Раз, два, три! – Пунктирными хлопками.
Ученик: – Ну, а ровный – значит так:
Раз – два. Все: – Раз – два!

Учитель: Давайте немного отдохнем и исполним ритмичную физминутку. Закрепим наши знания о ритмах!

Учитель играет, ученик показывает движения, а класс повторяет:

Если нравится тебе, то делай так – (руки вверх, два ровных хлопка над головой) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два хлопка).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных щелчка пальцами рук) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (два щелчка).
Если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (3 пунктирных хлопка в ладоши).
Если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами, 3 пунктирных хлопка в ладоши) – 2 раза.
Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так – (2 ровных хлопка над головой, 2 ровных щелчка пальцами,3 пунктирных хлопка в ладоши).

Учитель: Вы замечательно исполнили физминутку! Садитесь, пожалуйста.

7. Мелодия (хором)

Ученик:

Мелодию исполнить поможет аккомпанемент.

Класс:

А если его нет?

Ученик:

То петь нам акапельно придется привыкать,
Настроить сильно ушки, красиво исполнять!

Учитель: Петь акапельно – значит петь без музыкального сопровождения. Мы сейчас попробуем это сделать. Повторяйте за мной, закрыв ушко. Песенка называется "Веселый камертон": Дал верный тон наш камертон. Приготовились, друзья, начинаем петь канон.

До-до-ля. До-до-ля.
Соль-ля-си-си-си-ля-соль. Соль-ля-си-си-си-ля-соль.
Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа. Фа-соль-ля-ля-ля-соль-фа.

У.– Молодцы! У вас все получилось. Теперь вы понимаете, что значит петь акапельно? Но в этой песенке есть два незнакомых вам слова. Кто-то заметил их?

Дети: Да ! Это слова камертон и канон.

Учитель: Я объясню. Канон – все голоса поют одну и ту же мелодию, повторяя друг друга.

Мы пели "Веселый камертон",повторяя друг друга. Камертон (показываю наглядное изображение) – металлический стержень, при ударе издает точный звук, по которому настраивают инструменты или когда поют акапельно. Издает звук "Ля" первой октавы (показываю).

8. Коллективная работа.

У. – На сегодняшнем уроке мы повторили, обобщили и закрепили знания о средствах выразительности музыкального языка. В заключении урока вы смело можете представить себя... как вы думаете кем?... Не знаете?... Людьми, которые сочиняют музыку, песни...

Д. – Композиторами!

У. – Правильно. Подумайте и скажите, какие бы вы использовали средства музыкальной выразительности для сочинения своей песни? (все выбранные "средства музыкальной выразительности" прикрепляются к елочной ветви, нарисованной на доске, в виде елочных украшений).

У. – Лад?

Д. – мажорный – крепим розовую свинку.

У. – Темп?

Д. – умеренный – красный паровозик.

У. – Динамика?

Д. – не громкая и не тихая – фиолетовая юла.

У. – Мелодия?

Д. – с аккомпанементом – серый зайчик.

У. – Ритм?

Д. – пунктирными нотками – оранжевый шар.

У. – Регистр?

Д. – средний – зеленая хлопушка.

У. – Тембр?

Д. – детские голоса – голубая снежинка.

У. – Интонация?

Д. – песенная – желтый месяц.

У. – А какой характер будет у вашей песни?

Д. – Танцевальный, задорный, веселый.

У. – Так какую песню вы споете?

Д. – "В сказке Деда Мороза".

У. – Очень хорошо, с любовью вы исполнили свою песню, замечательно трудились весь урок, и в заключение хочется оценить самых активных и находчивых!

У. – По желанию дома можете самостоятельно позаниматься творчеством, пофантазировать, помечтать и придумать маленькую песенку, где встретятся известные вам средства музыкальной выразительности. А поможет вам в этом "Цветик-семицветик" (раздаточный материал).

Урок закончен. Дети выходят из класса под фонограмму песни "Дорогою добра".

Анализ урока.

Возрастные особенности детей при подготовке к уроку были учтены.

Учащиеся имеют определенный багаж знаний и опыт вокально-хоровой работы.

Могут подключить (если нужно) слуховой контроль за звучанием своего голоса.

Грамотно было рассчитано время урока.

Методы (музыкальных размышлений, эмоциональной драматургии, забегания вперед и возвращению к пройденному, создания композиций, музыкальных обобщений) выполнены.

Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) выполнены.

Урок построен в игровой форме с использованием "физминутки".

Широко использовалась наглядность и технические средства обучения (аудио, видео).

Детям урок был интересен, они проявляли активность, были эмоциональны.

В процессе работы возникает необходимость стимулировать учеников к самооценке, вырабатывая сознательный критерий оценки качества.

Все задачи, поставленные на уроке, были выполнены.