Игра-викторина "Любимые сказки". 5–6-е классы

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель игры-викторины: формирование у детей познавательного интереса к литературе, расширение их читательского кругозора, развитие логического мышления, умения сопоставлять, анализировать, обобщать.

Оборудование: компьютер и мультимедийное оборудование, ватманы с иллюстрациями сказок, жетоны, диплом для победителя «Знаток сказок», разноцветные магнитики.

Оформление кабинета: плакаты с иллюстрациями сказок.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Игра-викторина:
    • Конкурс «Разминка»
    • Конкурс «Угадай-ка»
    • Игра «Чудесный ларчик»
    • Конкурс «Самый внимательный читатель»
  4. Подведение итогов. Награждение победителя.
  5. Рефлексия.
  6. Заключительное слово учителя.
  7. Список литературы

Ход игры-викторины

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Прежде чем начать наше мероприятие, мы хотим предложить вам послушать стихотворение, которое сочинил Карасев Илья. После того как вы его прослушаете, скажите, о чем оно?

Сказки с нами повсюду,
Сказки с нами всегда.
Их никогда не забудем
Я и мои друзья.
Стоит сомкнуть мне ресницы-
Вдруг Сивка-бурка приснится.
А месяц засветит ясный
В очах Василисы Прекрасной.
Пусть сказка вымысел и ложь,
Но в ней мораль таится,
Что старшим нужно помогать,
Работать не лениться.
Пусть в сказке зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.

(Ответ: стихотворение о сказках)

Учитель: Правильно. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине, получит диплом «Знаток сказок».

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка? Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.

Итак, вы готовы? Тогда начнём. Прослушайте внимательно правила игры: из каждого класса предварительно выбирают по 2 человека для участия (всего получается 4 игрока), ведущий задает вопросы, кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. Если ответ не верный, на вопрос может ответить другой игрок. В конце игры подведем итоги: у кого больше жетонов, тот и победил. Главное условие – не перебивать друг друга и не выкрикивать ответ.

III. Игра-викторина (задания)

Приложения

Конкурс «Разминка» (Приложение 1)

  • У какой сказочной героини в помощницах была корова? (Крошечка-Хаврошечка)
  • Как звали пса в «Сказке о мертвой царевне…» (Соколко)
  • Как звали главную героиню в сказке «Морозко»? (Настенька)
  • Кто помог девочке и ее брату спрятаться от лебедей в сказке «Гуси-лебеди»? (Печь, яблоня)
  • Назовите имя главного героя, который ездил на печи? (Емеля)
  • Сказочная героиня, которая превращалась в мышку? (Варвара-краса)

Конкурс «Угадай-ка» (Приложение 2)

  • Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Страшила, Железный Дровосек? («Волшебник Изумрудного города» Александр Волков)
  • Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Дядя Фёдор, кот Матроскин, собака Шарик, почтальон Печкин? (Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино»)
  • Главная героиня этой сказки – девочка-падчерица, май, июнь, январь? (Самуил Маршак «Двенадцать месяцев»)
  • Кто автор сказки, в которой есть такие герои: три брата и «лошадка»? ( «Конек-Горбунок» Петр Ершов)
  • Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Кукла и Тибул? («Три толстяка» Юрий Олеша)
  • Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Пилюлькин, Гунька, Шпуньтик («Приключения Незнайки» Николай Носов)
  • Кто автор сказки, в которой есть такие герои: Данила, Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» Павел Божов)

Игра «Чудесный ларчик» (Приложение 3)

В чудесном ларце находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы будете отгадывать, из какой сказки данный предмет.

  • Сапожки – «Кот в сапогах»
  • Монетка – «Муха-цокотуха»
  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • Цветок – «Аленький цветочек»
  • Петушок – «Сказка о золотом петушке»
  • Перо – «Финист – ясный сокол»
  • Кольцо – «Волшебное кольцо»

Конкурс «Самый внимательный читатель» (Приложение 4)

  • Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года)
  • Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла...»)
  • Что кричал петушок, сидя на спице? («И кричит: "Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!")
  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил ему свой лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною!»)
  • С какими словами обращался старик к рыбке?(«Смилуйся, государыня рыбка!»
  • Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («И я там был, мед, пиво пил, И усы лишь обмочил».)
  • Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер)
  • Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? («В сказке ложь, да в ней намек!Добрым молодцам урок»)
  • Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три)

IV. Подведение итогов

Подсчет жетонов, награждение победителя викторины.

V. Рефлексия

Ребята, а вам понравилась наша викторина? Пожалуйста, заполните доску магнитиками: красный магнит – понравилось; зеленый – понравилось, но жаль, что я не выиграл (-а); желтый– затрудняюсь ответить; белый – не понравилось.

VI. Заключительное слово учителя

– Ребята, я думаю, что всем было очень приятно поиграть, вспомнить любимых героев! Помните, что сказки – это книги, которые могут вас многому научить! Читайте сказки! До новых встреч!

Список литературы:

  1. А.С. Пушкин. Избранные произведения в двух томах. Стихотворения. Сказки. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1965.
  2. Русские детские сказки. Из сборника А.Н.Афанасьева. – М.: Детская литература, 1987.
  3. Сказки с картинками MiniSkazka.ru
  4. Сказки с картинками ollforkids.ru/skazki-1/4197-ssylki.html