Театрализованный логопедический досуг "Праздник пушкинских сказок"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: демонстрация достижений воспитанников в речевом развитии.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о звуковом и слоговом анализе и синтезе слов.
  • Создать условия для закрепления навыков правильной речи в ситуации публичного выступления.
  • Привлечь к активности и речевой инициативе детей с различными нарушениями речи.
  • Способствовать развитию творческого воображения, умения перевоплощаться, непосредственному и полноценному речевому общению со сверстниками.
  • Формировать взаимосвязь музыки, речи и движения в ощущениях.
  • Развивать просоди­ческие компоненты речи при проговаривании стихов, диалогов и пении
  • Воспитывать умение оказать поддержку и помощь друг другу в трудных ситуациях.

Оборудование: аудиозаписи: песни  из  ки­нофильма  «После  дождичка в четверг» (сл. Ю. Кима, муз. Ген. Гладкова), «Море волну­ется»; Соната соль мажор Скарлатти Д., А. Бородин «Scherzo-Prestissimo» из «Богатырской симфонии»; русская народная прибаутка «Петушок» (обр. М. Красева), М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», русская народная песня «Во саду ли, в ого­роде», П. Чайковский «Восточ­ный танец» из балета «Лебе­диное озеро», А. Хачатурян «Танец с саблями».

Оформление: книжная выставка со сказками  А. С. Пушкина и самостоятельно изготовленной книжкой «Пушкинские сказки»; "дуб" со съемными бумажными листьями, на  которых написаны вопросы по  сказкам; небольшой деревянный бочонок, шкатулка с "золотыми" орехами (внутри вопросы). Костюмы для героев инсценировки.

Действующие лица

Расказчица
Кот ученый
Золотая рыбка
Петух
Белочка
Волшебник Черномор
Дядька Черномор и «33 богатыря»
Королевич Елисей
Старик
Старуха
Царь Салтан
Злая царица
Морские жители

В зале оформлены декорации  к нескольким сказкам А. С. Пушкина, позволяющие переключать внимание зрителя   с одной сцены на другую.

Сцена первая:

Звучат гусли. Входит Рассказчица в русском народном костюме.    

РАССКАЗЧИЦА: Здравствуйте, ребя­та! Я очень рада нашей встрече. Сегод­ня мы отправляемся в необычное пу­тешествие по сказочному Лукоморью. В этой волшебно-загадочной стране нас ждут удивительные приключения, сказочные превращения; в пути могут подстерегать опасности, и только зна­ния помогут вам преодолеть все пре­пятствия. Готовы ли вы к испытаниям?
ДЕТИ: Да!
РАССКАЗЧИЦА: Тогда в путь! Види­те это дерево? На каждом его листочке воп­рос-загадка. В сказку попадет тот, кто правильно ответит на них.
Рассказчица приглашает желающих к "вол­шебному дереву". Дети снимают листья и отвечают на вопросы.

Вопросы  "на листьях"

  • Какое дерево украшает "зла­тая цепь"? (Дуб.)
  • Кто ходит по этой цепи?
  • Что делает этот Ученый кот на дубе? (поет песни и говорит сказки)

Входит Кот Ученый в бархатном костюме, ботфортах и широкополой шляпе с пером.

КОТ УЧЕНЫЙ: «У Лукоморья дуб зеленый…»
РАССКАЗЧИЦА: Ребята!  Ученый кот принес из Лукоморья  волшебные буквы.  Если вы правильно выполните задания,  то  мы сможем перенестись в новую сказку. А поможет нам в этом голосок. Он утром с солнышком вставал, и песни звуки напевал! А вы быстрей бегите и букву с собой несите!

Игра «Живые буквы».

– В первом слове живут такие гласные:

Широко откроет рот,
песню первую споет – А.
Улыбнется, словно кит,
Тут уж каждый запищит – И.
И вот такие согласные:

Какой звук чаще встречается в начале этой сказки «…старик со своею старухой у самого синего …» – С.
А этот звук живет в словах-вопросах: «Как, Кто, Когда, Кому?» – К. И таких букв две.      
Звук, который издает комар. –  З.
– Вы уже догадались, какое слово получается? – СКАЗКИ.
– Сколько слогов в этом слове?
– Почему в середине нужно писать букву З, а не –  С? Как можно проверить?
– Чьи сказки мы будем сегодня читать? – Александра Сергеевича ПУШКИНА.

РАССКАЗЧИЦА:  Молодцы, ребята! Теперь мы можем отправиться в наше сказочное путешествие. Чтобы попасть в первую сказку нужно получить пригласительный билет.
Итак, первое задание называется «Подска­жи словечко». Я говорю нача­ло названия сказки, а вы до­бавляете последнее слово.

  • «Сказка о золотом ...»
  • «Сказка о мертвой царев­не и о семи ...»
  • «Сказка о царе Салтане ...»
  • «Сказка о попе и о работ­нике его ...»
  • «Сказка о рыбаке и ...»

КОТ УЧЕНЫЙ: А теперь, ребята, назовите мои пропу­щенные слова!

  • Старик поймал … золотую ...
  • Царю  для охраны границ подарили … золотого ...
  • Белка щелкает … золотые ...

РАССКАЗЧИЦА:  Второе задание называется «Пожелания».
РЕБЕНОК: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
– Из трех девиц одна стала царицей, вторая ткачихой, а третья ... ?
КОРОЛЕВИЧ ЕЛИСЕЙ: За невестою своей   Королевич Елисей   Между тем по свету скачет.
Нет как нет!  Он горько плачет,  И кого ни спросит он,  Всем вопрос его мудрен.
РАССКАЗЧИЦА: – У солнышка спрашивал Елисей, у месяца, а еще у кого ... ?
На все вопросы вы нам отвечали.
Все дружно и правильно нам называли.
Не станем томить вас
В большом ожиданье
И исполняем свое обещанье.

Сцена  вторая:

Шум моря. Звучит начало 1-й части сюиты Э. Грига "Хольберг".
В рваном одеянии и лаптях входят Старик и Старуха.

СТАРИК:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

СТАРУХА: Дурачина ты, прямой простофиля. Бестолковый, старый невежа.
КОТ УЧЕНЫЙ: Здравствуй, стару­ха! Зачем старика так ругаешь, бранишь, обзываешь?
СТАРУХА: Как же не ругать-то? Не смог выпросить у рыбки богатства. Ведь жила бы я тогда в окияне-море и служила б мне сама рыбка золотая, и была б у меня на посылках. А теперь сижу я у разбитого корыта.
КОТ УЧЕНЫЙ: Наверное, много ты просила у рыбки, не могла она выпол­нить все желания.
РАССКАЗЧИЦА: И чего ж она невозможно­го просила? Подскажите-ка мне, дет­ки дорогие.
ДЕТИ: Новое корыто.
РАССКАЗЧИЦА:  А что ж еще проси­ла, старуха?
ДЕТИ: Избу.
РАССКАЗЧИЦА: Не успокоилась на этом ты, старуха. Дети, кем же стать она хотела?
ДЕТИ: Столбовой дворянкой.
СТАРУХА: Да, не хотела я быть чер­ной крестьянкой, а хотела стать столбовою дво­рянкой.
РАССКАЗЧИЦА: Но и этого ей мало показалось. Кем же после стать она хотела?
ДЕТИ: Вольною царицей.
СТАРУХА: Что ж  такого?  Вольною  ца­рицей!  Разве  для  меня  высокий  
терем? Я бы жить должна в палатах царских. Чтоб служили мне бояре да дворяне… Если б не старик мой простофиля! Он всю жизнь таким был дурачиной. Сколько лет живу с ним, столько маюсь! Ну-ка, дети, подскажите сколько?
ДЕТИ: 30 лет и 3 года.
СТАРУХА: Правильно, десятка три годочков. А повезло-то раз за это время. В сеть поймал он рыбку золотую, Да и то не с первого же раза. Сколько раз закидывал он невод?
ДЕТИ: Три раза.
СТАРИК: Раз я в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной, Я в другой раз закинул невод, — Пришел невод с травою морскою, В третий раз закинул Я невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой, — золотою. По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась.

Звучит музыка П. Чайковского «Восточный танец» из балета «Ле­бединое озеро». Появляется

Золотая рыбка и вместе с девочками исполняет танец с элементами художественной гимна­стики (с использованием длинных лент).

РАССКАЗЧИЦА:  Помните, что рыбка говорила?
ЗОЛОТАЯ РЫБКА: "Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь,
чем только пожелаешь".
СТАРУХА: Вот, видите! "Чем толь­ко пожелаешь!" Обманула меня рыбка золотая! Не захотела выполнить мое желание!
РАССКАЗЧИЦА: Дети, какое жела­ние рыбка так и не выполнила?
ДЕТИ: Стать владычицей морс­кою.
СТАРУХА: Да, хотела стать "...владычицей морскою, Чтобы жить мне в окияне-море, Чтоб служила мне рыбка золотая  И была б у меня на посылках".
РАССКАЗЧИЦА:  Все нам с тобою яс­но, старуха! Как вы думаете, ребята, почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи? За что она ее наказала и как?  Дети отвечают.
СТАРУХА: Ладно, больше делать так не буду. Совсем вы меня пристыдили. Пойду, разыщу старика да узнаю, Не поймал ли он еще одну рыбку? Буду умней, попрошу только новое корыто. Наше-то совсем раскололось. Ох, дурачина  он у меня, простофиля.
Уходит, уносит с собою старое ко­рыто.

КОТ УЧЕНЫЙ: 

Ну вот, ушла!
А шуму было сколько.
Расставшись, наконец, с старухой вздорной
По  Лукоморью путь мы свой продолжим.

Сцена  третья:

Освещается импровизированный холм с бочонком.

РАССКАЗЧИЦА: Что за странный сей предмет? Кто, ребята, даст ответ.

Дети подсказывают, что это бочка из "Сказки о царе Салтане".

РАССКАЗЧИЦА: Верно, ребята. Те­перь мы можем продолжить наше пу­тешествие по сказочному Лукоморью. (Берет с выставки книгу и читает.)

"Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна..."

Звучат фанфары. Выходит Царь Салтан. В руках у него шкатулка.

ЦАРЬ САЛТАН: Добрый день всем, господа! Рад я видеть вас всегда! Здравствуй, самый умный Кот. Зачем собрался здесь народ?
КОТ УЧЕНЫЙ: Мы, царь-батюшка, путешествуем по сказкам А. С. Пушки­на. А в твоей сказке столько чудес, как ни в какой другой.
ЦАРЬ САЛТАН: Ты прав, Кот Уче­ный. Если ты отгадаешь мои загадки, покажу вам эти чудеса.

Первая загадка. БЕЛКА: 

Кто же песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Ядра чистый изумруд …
ДЕТИ: Это белка!

Белка под аккомпанемент шумового оркестра исполняет русскую народ­ную песню «Во саду ли, в огороде».

Вторая загадка: Кто рано встает, звонким голосом поет, деткам спать не дает?

ДЕТИ: Петушок.

Звучит русская народная приба­утка «Петушок» (обр. М. Красева). Маршем выходит Петушок.

Петушок  Кири-ку-ку
Царствуй, лежа на боку!
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть я буду смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда я закричу
И то место укажу

Петушок под ту же музыку про­ходит по залу и уходит за кулисы.

Третья загадка.

Кто тот дядька — командир?
Из воды морской выходит
И с богатырями ходит.

СТАРУХА кричит:  Это волшебник Чер­номор!
РАССКАЗЧИЦА: Ах, Старуха! Что ты наделала! Это не злой волшебник Черномор из сказки Руслан и Людмила», а воевода Черно­мор из «Сказки о царе Салтане и о сыне его славном и мо­гучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

И теперь нам ждать беды.
Ведь волшебник Черномор
В своей хитрости силен,
Но все так до той поры
Пока не станет бороды!

СТАРУХА: Надо звать нам Пе­тушка — золотого гребешка!
ПЕТУШОК: Кири-ку-ку! Я с бедою помогу!

Звучит музыка М. Глинки «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Появляется волшеб­ник Черномор. Все в страхе разбегаются в разные стороны.

ВОЛШЕБНИК ЧЕРНОМОР:

Вот и я колдун, волшебник!
Кто меня на бой позвал?
Неужели, князь Руслан!
Нет, какой-то петушок —
Золотой гребешок.
Я тебя одним ударом
Заколю и есть не стану.

Звучит музыка А. Хачатуряна «Танец с саблями».

Петушок и вол­шебник Черномор изображают бой. Петушок дот­рагивается саблей до бороды Черномора, тот откидывает бороду на­зад, словно ее отрубили, и быстро убегает.

ПЕТУШОК: Я злодея погубил! Я вас всех освободил! И теперь прошу, царица, В свой удел мне удалиться.     (Петушок кланяется и уходит.)

ДЯДЬКА ЧЕРНОМОР:

Море вздуется бурливо, закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге в чешуе как жар горя 33 богатыря.
Все красавцы молодые, великаны удалые.
Все равны как на подбор. С ними дядька  …. .»

Звучит  «Scherzo-Prestissimo» из «Богатырской симфонии» А. Бородина.Танец Богатырей.

СТАРУХА: Ах, детишки, дорогие! Вы простите меня, родные. Ошиблась я с этим волшебником Черномором! А так хочется мне посмотреть на подводный мир!
РАЗСКАЗЧИЦА: Да мы сами тебе покажем!
Звучит музыка Ген. Гладкова из кинофильма «После дождичка в четверг» «Море волнуется».
Дети — морские жители испол­няют танец, во время которого изоб­ражают лодку, осьминога и поют песню.  «Море волнуется, раз...»
ЦАРЬ САЛТАН: Спасибо, ребята! На все вопросы ответили, видно внимательно читали сказку. Ну, а теперь пора прощаться. Снова в путь мне собираться. Уж "в лазоревой дали показались корабли".
КОТ УЧЕНЫЙ: До свидания! В добрый час! И Гвидону, и царице  Передай поклон от нас!
И царевне не забудь! Торопись, в счастливый путь!   (Царь Салтан  кланяется, уходит.)

Игра-викторина:

РАССКАЗЧИЦА: А теперь мы разделимся на две команды и определим кто лучше знает сказки А.С.Пушкина.
Команда детей – «Золотая рыбка» и команда взрослых – «Золотой петушок».                 

Освещается вторая декорация: стол, покрытый бархатной скатертью. На нем шкатулка с разными женскими украшениями, зеркальце.

РАССКАЗЧИЦА: 

1. Вопрос взрослым:  Кому принадлежит этот предмет? А вы помните, как начинается «Сказка о мертвой царевне»?   Выходит Царь.
ЦАРЬ: "Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи. Смотрит в поле, инда очи  Разболелись, глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга. Снег валится на поля, Вся белешенька земля!

2. Вопрос детям: Что Злая Царица спрашивала у Зеркальца?

Звучит отрывок из пьесы А. Лядова "Музыкальная шкатулка".
Входит Царица, садится за стол, примеряет украшения одно за другим, берет зеркальце и обраща­ется к нему.

"Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?"
А мне зеркальце в ответ: «Ты прекрасна – спору нет.
Ты на свете всех милее. Всех румяней и белее».

Продолжает примерять украшения.

3. «Черный ящик»

Вопрос взрослым: «В ящике лежит мех, из которого была сшита ду­шегрейка старухи из „Сказки о рыбаке и рыбке"». Какой? (Соболиный.)

4. Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая Царица хотела погубить прекрасную царевну.  Что это за предмет?» (Яблоко)

ЦАРИЦА: Вижу,  сказку вы читали! Верные ответы дали. И, конечно же, устали. Не пора ли закусить? Я хочу вас угостить.  (Достает "отравленное" яблоко и предлагает детям.)

Вот вам яблоко. "Оно Соку спелого полно.
Так свежо и так душисто.  Так румяно-золотисто.
Будто медом налилось!  Видны семечки насквозь".

Игра «Убери руки»

Дети не берут яблоко, прячут руки за спину. Говорят, что оно отравлено.

РАССКАЗЧИЦА: Молодцы, ребята! Не поддались на уговоры. Вот что значит много читать. Знания выручат вас в любой ситуации.
ЦАРИЦА: Не  хотите! И не надо! Съем сама! Прощай же, Кот, ждет карета у ворот! РАССКАЗЧИЦА: 
Вот и закончилось наше путешествие в Сказочное Лукоморье.

Ну, а если захотите снова в Сказку возвратиться,
То чудесные мгновенья  могут снова повториться.
В этом нам поможет книга! Стоит в руки ее взять,
И  любимые герои с вами встретятся опять.

Дети и родители награждаются грамотами и дипломами за достигнутые успехи.   

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Боровик Т. Пути педагоги­ческого творчества // Музыкаль­ный руководитель. 2004. № 2.
  2. Балашова Г.В., Смирнова О.П., Федорина Н.А.  «Игровые логоритмические досуги».  
  3. Ж. «Логопед» № 9 2012
  4. Выгодская И.Г., Пелингер E.JI. Устранение заикания у дошкольников в игровых си­туациях. М., 1993.
  5. Григоренко Н.Ю. Гласные звуки и буквы. Формирование навыков чтения и письма у де­тей с речевыми нарушениями. М., 2003.
  6. Пушкин А.С. Стихотво­рения, сказки. Сб. сочинений. В 3 т. Т 1. М., 1985.
  7. Сухин И.Г. Литературные викторины для маленьких чи­тателей. М., 2001.