Метапредметный урок по рассказам В.В.Набокова "Рождество", "Облако, озеро, башня". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Образовательное занятие: метапредметный урок «К вопросу о загадке В.В. Набокова»

Назначение продукта: формирование и отработка универсальных учебных действий учащихся в старшем звене.

Задачи, которые решает продукт: наличие межпредметных связей и связи содержания учебной темы с реальной жизнью. Усиление самостоятельной познавательной активности учащихся.

Требование к результату: разработка метапредметного урока с использованием современных образовательных технологи (ИКТ, РКМЧП).

Наличие критериев эффективности метапредметного урока: наличие системы оценивания cформированности УДД (наличие рефлексивного компонента).

Данное мероприятие рекомендуется проводить в 11 классе.

Выдержаны три стадии урока – вызов, осмысление, рефлексия; используется игровой момент, написание творческого задания.

Характеристика основных этапов урока представлена виде таблицы:

Технологический этап

Этап урока

Задача этапа

Форма работы

УУД

1. Постановка проблемы

1. Создание мотивации.
2. Чтение текста.
3. Создание проблемной ситуации.

Повысить мотивацию, интерес к изучаемому предмету;
Оценить границы знания – незнания.

Фронтальная

Личностные: сформировать познавательные мотивы – интерес к новому

2. Поиск решения

 

4. Поисковая деятельность.

Организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску информации.

В парах / индивидуальная
(поисковая деятельность);
Фронтальная
(обсуждение)

Познавательные (общеучебные): применение методов информационного поиска, в том числе компьютерных средств.

3. Выражение решения
4. Реализация продукта

5. Работа с текстом с учетом новой информации.

Организовать текстоведческий анализ;
выделить микротемы, ключевые слова.

В парах / индивидуальная

Познавательные (общеучебные): умение выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение.

5. Рефлексия

 

 

 

6. Самооценка.

7. Подведение итогов урока.

Развивать рефлексивные умения учащихся;
Формулировать выводы по результатам урока.

Индивидуальная

 

Регулятивные: оценка результата деятельности; внесение необходимых коррективов;
Познавательные (общеучебные): контроль и оценка процесса и результата (-ов) деятельности

Тип урока: метапредметный урок с включением ИКТ, РКМЧП.

Цели урока:

  • сформировать у учащихся осознание необходимости соблюдения в жизни
  • нравственной нормы (через идейно-содержательный анализ рассказов В.В. Набокова «Рождество», «Облако, озеро, башня»;
  • интерпретация рассказов Набокова: определить их смысл, наблюдая за символами и деталями; выяснить особенности поэтики прозы Набокова и актуальность его произведений в 20-21 веках;
  • активизировать методику «опыт медленного чтения»;
  • воспитывать гражданскую позицию учащихся.
  • развить навыки критического мышления, культуру речи;

Задачи урока:

Предметные:

  • формировать умение анализировать произведение, внимательно относиться к каждому слову в произведении;
  • закрепить полученные умения и навыки при анализе художественного текста;
  • отметить нравственную ценность рассказов В.Набокова.

Метапредметные:

  • развивать навыки выразительного чтения прозы;
  • совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
  • развивать память, внимание, творческие способности, критическое мышление.

Личностные:

  • привлекать учеников к прочтению и изучению русской современной прозы;
  • утвердить значимость и ценность каждого слова;
  • передать красоту и поэтичность художественного слова;
  • сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности.
  • Развитие понимания ценности жизни.
  • Осознание невозможности счастья в условиях подавления личности.

Умения и навыки учащихся на уроке:

  • работа с текстом словаря, дополнительным материалом;
  • умение высказывать своё мнение;
  • умение правильно выбрать главное и правильно формулировать выводы;
  • формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся.

УМК

  • Рассказы В. Набокова (распечатка текстов рассказов для каждого ученика)
  • Словарь В.И. Даля

ТСО: компьютер, проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока

Действие учеников

метапредметность

межпредметность

I. Организационный момент (2 мин.)

Работа в тетрадях: записываем тему урока.

Определить цель урока, постановка проблемного вопроса перед учащимися.

 

II. Создание положительной мотивации (2 мин.)

(3 мин.)

– Как можно понять слова «загадка Набокова»?
Ответ учеников: Уникальность, необычность.
Отзывы о Набокове противоречивые. Обвиняли его в том, что он писатель-интеллектуал. Ответить на эти вопросы помогут рассказы Набокова.

Освоение дополнительной информации о мире, его значимости в нашей жизни.
Работа с дополнительной литературой (словарём В. И. Даля), развитие речи учащихся, развитие критического мышления.

Связь с информатикой и ИКТ (учащиеся самостоятельно создали презентацию)

III. Изучение нового материала.

 

Вспомним сюжет рассказа «Рождество»
 (Ответы учащихся).
Как Набоков подготавливает читателя к тому, что речь пойдет о трагедии?
1 глава (Ответ учащихся)
 – через описание комнаты, мебели слуги автор показывает надвигающееся несчастья, детали, говорящие о трагедии: абажур как розовая клетка и т.д. Человек не узнает своих вещей, ведет себя необычно, герой в шоке.
2 глава. Обратите внимание на описание природы. Она контрастирует  с состоянием героя: рыжий , синеватая, розовый дым, белеватая гладь. Все указывает на трагедию. Природа как бы празднует Рождество, а Слепцов не принимает. Он хочет разрушить этот праздник (сразу вспомнил сына, каким был этот мост летом). Снова картина торжествующей природы, и снова он не принимает праздника.  
–Почему не горюет мать?
(Ответ учащихся): культ отца как в Набоковской, так и в Шмелевской семье. Слепцов воспринимает это как конец жизни.
3 глава. Почему разочарование к нему пришло на могиле? Почему не было чувства единения с сыном? (Ответ учащихся): не представляет сына мертвым, дом как чужой, комната сына – страшное горе у человека.
– Что искал отец в комнате сына?
(Ответ учащихся): сачок, тетрадь, коробка с куколкой – вещи случайные.
– Зачем?
(Ответ учащихся): воспоминание о сыне, ощущение сына
4 глава. Смысл праздника Рождества Христова.
Герой отказывается от надежды на дальнейшую жизнь (уносят ёлку).
– Почему чуть не зарыдал, читая записи сына в дневнике?
(Ответ учащихся): сын этим летом пережил первое сильное чувство. С сыном ушел целый мир.
– Какой выход герой видит для себя?
(Ответ учащихся): этот груз не для него, не по его плечам. Решил умереть.
– Что его остановило?
(Ответ учащихся): Шорох, неизвестный шум.
– Почему Слепцов пришел  к такому решению?
(Ответ учащихся): жизнь бесплодна, лишенная чудес.
И в это же мгновение произошло чудо. Из куколки превращается бабочка (в темной комнате растаяла).
Чудо произошло, потому что бабочка не опоздала, через час он бы покончил с собой.
– Представьте себе, что вы снимаете кино. Как бы вы сделали эту сцену?
Художественный прием Набокова – эффект увеличительного стекла.
– Набоков сказал, что произошло с героем?
(Ответ учащихся): нет, но ясно, что у героя появится надежда жить, все-таки торжество мы чувствуем, если на Земле есть такое чудо, как бабочка – это один из набоковских символов, несет в себе идею, некий обобщающий смысл: богиня души человека – Психея, всегда изображалась в древних с крыльями бабочки; куколка – гусеница, рожденная ползать, тело отмирает и появляется бабочка, рожденная летать – это душа, Набоков – платоник, по нему, должен существовать мир вещей и мир идей, бабочка – символ духовного бытия. Его произведений – о духовном, а не о земном. Память – организационный принцип его произведений. Набоков не пытается конкретизировать, он заставляет читателя всмотреться. 2 принцип его – шахматы. Это головоломка, в которой играют значения детали. У Набокова очень рассчитанный словесный узор. Многие критики говорят, что его произведения поверхностны. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Набоков не говорит открыто о своей душе и нет учительской миссии.
– Что хотел сказать Набоков этим рассказом?
(Ответ учащихся): писатель стремился познать тайну души, бессмертия, тайну жизни, возрождения, переход души в иной план бытия.
– С каким  литературным направлением связано это произведение?
(Ответ учащихся): символистами.
Отличие – Набоков пытается разгадать эту тайну.
Задача писателя – осмыслить это бытие. У Набокова это постсимволизм.

Расскажите сюжет рассказал «Облако, озеро, башня» (1937г) опубликован в 1956 г. На западе
– Кто герой произведения?
(Ответ учащихся): Маленький человек, боится жизни, увеселительная поездка, он грустит, боится, бедный человек – жалко денег, исполнительный – положено, значит, надо ехать. Сон приснился – судьба в открытом платье посулила ему счастье.
– Какое платье называется открытым?
(Ответ учащихся): платье с глубоким декольте, бальное платье – это праздник. Счастье, которое он когда-то испытал (в детстве).
– Почему чудное, дрожащее счастье? Как это?
(Ответ учащихся): вот-вот выскользнет из рук, потому и дрожащее.
Итак, герой вспомнил детство, решил съездить все-таки.
– С кем встретился герой в этой поездке?
(Ответ учащихся): прием метаморфозы: сначала люди добрые, веселые, а потом превращаются в садистов.
– Почему вдруг люди ополчились на Василия Ивановича
(Ответ учащихся): он не такой, как все. Изображена Германия – толпа против личности, против непохожести, не только в Германии это происходит, эти вещи встречаются везде. «Я» всегда враждебно толпе. Об этом и «Приглашение на казнь»
– Как меняется Василий Иванович?
(Ответ учащихся): Сначала была надежда, потом уговаривает себя, потом заставляет себя наслаждаться. Воспоминание любви, прием – увеличительное стекло («до бессмертности ясно»)
– Какое чувство появилось у Василия Ивановича, когда он увидел озеро?
(Ответ учащихся): счастье, кто-то не дает возможность насладиться счастьем «Как в дикой сказке». Он отказался быть человеком
– Какое счастье нашел Василий Иванович?
(Ответ учащихся): воспоминание о детстве – таинственная невинность .
В этом произведении – тема памяти и идея личности, в русле которых работал Набоков (темы зарубежья).
– Для Василия Ивановича возможно счастье в любви? В работе?
(Ответ учащихся): нет, у него чужая жена он – маленький человек – чиновник, только возможность жить, где хочется.
– Что такое башня высилась из дактиля в дактиль.
Прием: смешение различных впечатлений: литературных, вкусовых, зрительных, слуховых.
Еще один прием Набокова – цитирование, игра с читателем в намеки: Василий Иванович читает в поезде Тютчева: мы слизь. Реченная есть ложь.
– Какова основная мысль рассказа?
(Ответ учащихся): притчеобразная новелла. Автор пришел к осознанию принципиальной невозможности, непозволительности счастья в условиях тоталитарного подавления личности.
– Итак, в чем состоит загадка Набокова?

Развитие навыков комплексного анализа текста произведения.
Формирование грамотной речи в процессе устных ответов учащихся
Лексическое значение слов «Рождество», «мост». (Группа теоретиков)
Развитие творческого мышления учащихся.
Искусство выразительного чтения художественной прозы

 

 

 

Работа со словарем.

 

 

 

 

 

 

Ответ теоретиков.
– Что означает ёлка?
Свеча, дым, крест, древесина, слон, гроб.

 

Бабочка.

 

(Презентация учащихся)


теоретики: Что такое символ?

 

 

 

 

 

Теоретики – что такое символизм?
Утверждение ценности, значимости жизни, торжества ее.

 

 

Связь с обществознанием (выбор правильной дороги в жизни, дороги нравственности) Связь с ИЗО, с помощью различных технологий рисования создать зарисовку к рассказу.





















Развитие критического мышления








Ответ теоретиков: что такое дактиль?










Вывод оформить в тетради.

IV. Рефлексия

Основные черты стиля Набокова:

– лексическое богатство;
– смысловая плотность текста;
– языковая игра, в которую вовлекаются читатели;
– наделенность писателя цветовым слухом, цветовым ощущением.

Поэтические особенности рассказов Набокова:

– открытость финала;
– внимание к деталям;
– основанность рассказов на оттенках того или иного настроения;
– внутренняя наполненность души человеческой.

 












Д/З: написать сочинение на тему «Куда отпустил герой Василия Ивановича в рассказе Облако, озеро, башня?»