Лучшая практика применения новых образовательных технологий и использования ИКТ

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность данной темы нами обусловлена тем, являясь пилотной площадкой по внедрению ФГОС НОО, мы выяснили, что уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволит устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.  В ходе своей работы мы пришли к выводу, что лишь малая часть выпускников четвертых классов относится к числу здоровых детей, поэтому в процессе обучения необходимо использование новых технологий, включая здоровьесбережение и применение ИКТ.

Все 4 года, являясь пилотной площадкой, и в настоящее время в условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными на уроках учителей начальной школы нашего лицея постоянно применяются следующие технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии  
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Групповые технологии. 

Цели: применять новые технологии и ИКТ для достижения основной цели модернизации образования: улучшения качества обучения, обеспечения гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой; обеспечить системный подход и повысить эффективность используемых на уроках в начальной школе новых технологий, с элементами здоровьесбережения.
Достижение поставленных целей мы планируем через реализацию следующих задач:

  • использовать информационные – коммуникационные технологии в учебном процессе;
  • сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  • формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
  • направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
  • дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Используя в своей работе новые педагогические и здоровьесберегающие технологии, мы ставим следующие задачи:

  • обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • укреплять здоровье детей во время учебного процесса и во внеурочной деятельности;
  • просвещать родителей, применяя ИКТ.

Введение

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того – вопреки ей. Воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Один из критериев оценивания деятельности педагогов – использование современных образовательных технологий, в том числе и информационных, в обучении и воспитании школьников. Первым по степени значимости нами названо использование ИКТ в процессе обучения предмету. Поскольку для многих учителей МОУ «Лицей №26» города Подольска применение информационных технологий на уроках является действительно повседневной практикой, остановимся на том, что следует выделить, анализируя собственную деятельность.

Основная часть

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

Информационно-коммуникационные технологии. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе нашего лицея.  Мы, учителя МОУ «Лицей №26», проводим уроки математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии с использованием электронного приложения к учебникам так как у учеников 1-4 классов наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность в процессе обучения. (Приложение 1) Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает нашим ученикам ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: мультимедийных проекторов, интерактивных досок, компьютеров и нетбуков. При обменивании информацией очень важно применение групповой технологии, работы в парах. Групповая технология обучения – это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. (Приложение 2)

Проектная технология. Наш любимый вид деятельности – это проектно-исследовательская работа. Бернард Шоу говорил: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого учащегося включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать познавательный интерес? Ответ на этот вопрос мы нашли, работая с детьми над проектами. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Проекты в начальных классах – это трудно? Да! Но все-таки это возможно и интересно. Мы пришли к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальную активность через проектную деятельность. Метод проектов – самый распространенный вид исследовательского труда. Каждый проект вполне реальное дело для ученика, который знает цели. Может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, дает силы и желание к работе над другими. Темы проектов выбираем такие, которые близки и понятны детям. Идея проекта, как правило, рождается у нас, у учителей. Но мы таким образом создаем проблемную ситуацию, что ученикам кажется эта проблема занимала их ничуть не меньше, и они давно пытаются ее разрешить, правда, не знали, как это сделать. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Успех проектной деятельности зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель – это консультант, вдохновитель и стратег. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию. Первым нашим проектом во втором классе стал проект «Проблемы нашего города Подольска». Дети с родителями знакомились с историей нашего города, фотографировали проблемные места в городе, предлагали свои пути решения этих проблем. Каждый проект не похож на другой. Есть в нашей копилке дел мини-проекты, учебные и творческие проекты. В 3 классе мы с учащимися работали над проектом по истории нашего города, связанной с героями Великой Отечественной войны» (Приложение 8). Дети собирали интересующие их сведения, фиксировали их, готовили к использованию в проекте. Также наши ученики были заняты проектно-исследовательской работой «Человек и природа, Брестская крепость» «Здоровое питание». Учащиеся выявляли экологические проблемы нашего города и страны в целом. Многие наши четвероклассники приняли участие в городском научно-исследовательском конкурсе «Открытие», где были награждены дипломами и грамотами. Проектный метод можно применять к любой школьной дисциплине и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. А самое главное для нас и наших учеников – получено удовольствие от своей деятельности.

Здоровьесберегающая технология. Мы считаем, что одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В последние годы интерес к проблеме здоровья школьников заметно повысился. Образовательному учреждению также становится престижно называть себя “школой здоровья”. Учителя МОУ «Лицея №26» охотно принимают участие в организации “уроков здоровья” и во внеклассных мероприятиях по данной тематике. Почему такой интерес к проблеме? Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов. В условиях модернизации образования забота о здоровье обучающихся является одной из главных задач образовательной политики. Поэтому одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в школе является охрана здоровья школьников. Здоровый урок – это тот урок, в рамках которого удается активно управлять работоспособностью учащихся. Удерживая её на индивидуально-высоком уровне. Создать такой урок и учить каждого в соответствии с его природными возможностями очень сложно. Постоянно приходится искать материал, соответствующий целям урока, способствующий снятию усталости, создавать комфортные условия для учебной деятельности и следовать принципу природосообразности: не научать, а развивать. Проводя диагностику здоровья в нашем лицее, мы считаем, что назрела необходимость введения в практику использования информационно-коммуникационных технологий с целью поиска новых путей реализации и развития адаптационных возможностей детей, поддержанию их физического, психологического и социального здоровья.  Показывая результативность обучения предмету, многие наши учителя сравнивают качественную успеваемость и повышение здоровья в своем классе и других классах параллели. Подчеркивают, что успехи их учеников обусловлены применением современных образовательных технологий. Мы приводим диаграммы, показывающие состояние здоровья младших школьников МОУ «Лицея №26», данные которых вызывают тревогу и опасение, поэтому возникает необходимость формирования у школьников навыков здорового образа жизни на уроках, где используются современные образовательные технологии с применением ИКТ. (Приложение 6). Анализируя эту диаграмму, видим необходимость применения на уроках в начальной школе здоровьесберегающих технологий и применения ИКТ для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В нашем лицее работает программа «Здоровое питание», которая охватывает все ступени обучения в начальной школе, где мы заботимся о здоровье наших учеников. На каждом уроке мы применяем элементы этой программы. На уроках в начальной школе широко используются веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождаются выразительным хоровым произношений четверостиший, музыкальные паузы. Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов. Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов. Что же получается на практике? Большую часть времени дети работают с книгой, тетрадью на близком от глаз расстоянии. Такие нагрузки становятся для многих детей непосильными. Возникает близорукость, то есть глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль. Выход из создавшейся ситуации видим в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока и проведение зрительно-слуховых физминуток для глаз. (Приложение 4). Признавая необходимость в укреплении здоровья, мы используем программу по валеологии, которая ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным о состоянии здоровья учащихся нашего лицея за последние годы ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 61,9 до 68,6%, а имеющих хронические заболевания – с 16,9 до 18,3%. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. В начале рабочего дня мы проводим гимнастику для мозга, так как на протяжении учебного дня мы чувствуем усталость и нехватку сил. Серия простых упражнений помогает сделать детей умнее, улучшает работу мозга, повышает реакцию и, вследствие этого, более уверенными в себе. 

Гимнастика для мозга состоит из очень простых движений тела, которые были разработаны для достижения синхронизированной работы двух полушарий головного мозга. (Приложение 5) Упражнения очень просты и занимают всего несколько минут. Чем больше таких упражнений делает человек, тем больше на них реагирует мозг. Однако у нас есть еще одна хитрость, которая помогает улучшить работу мозга без упражнений: необходимо пить много воды, поскольку она очень важна для развития нервной сети во время обучения. Поэтому у нас на столе стоит бутылочка с водой, которую дети пьют перед уроком и на протяжении дня. (Приложение 10).

Технология проблемного обучения. Одним из самых интересных методов мы предлагаем – метод проблемного обучения. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является проблемное технология. На наших проблемных уроках создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение, либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Мы используем такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для того чтобы заинтересовать его, дать возможность видеть рост в процессе обучения. Ребенок радуется, когда получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. У ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях, обучаясь по данной технологии. 

Игровая технология. При изучении учебного материала мы считаем, что целесообразно использовать игровые технологии, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и ведут к более осмысленному усвоению знаний. Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически проводятся игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Примененяя эти технологии, мы повышаем мотивацию обучения, прочность и качество усвоения знаний учащихся. Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы?   Сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать (Приложение 9). Сопоставляя букву с изображением знакомых предметов, ребята быстрее запоминают написание заданной буквы. На каждом уроке обучения грамоте проводим игры, в ходе которых ребята придумывают слова с изучаемой буквой.

Игра «Любопытный»

– Как тебя зовут? Андрей
– А фамилия? Азбукин.
– Откуда ты приехал? из Астрахани
– А что там растёт? арбузы
– А на чём поедешь обратно? на автобусе
– Какой подарок привезёшь маме? Астры

Математика – один из наиболее трудных предметов. Включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

«Назови соседей числа»

Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом. Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета). Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например, двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее). Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью. Мы готовим ребёнка к жизни. А в жизни не все обязанности занимательны. Если забывать об этом, то занимательность часто превращается в развлекательность. Необходимо помнить об этом, включая игровые упражнения в урок.

Групповая технология. Развивающее образование предполагает наличие групповой работы учащихся.Групповой работе надо сначала научить. Её организация требует от учителя особых умений, затрат, усилий. Подготовку к групповой работе мы начинаем с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаем им разделиться на группыпо 4–5 человек по желанию. Даем задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Например, на уроке технологии, работая с пластилином, тема “8 наливных яблок”. Сначала каждый делает своё яблоко, а потом еще 3 всей группой и коллективно оформляют яблоньку, вешая на неё яблочки. Перед началом работы с детьми оговариваем правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаем работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка   Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли. Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Как было сказано выше, подготовку к введению групповой работы начинать нужно с первых дней пребывания ребенка в школе, а в качестве психологической разминки использовать психологические игры. (Приложение 3, Приложение 9). Мы считаем, что групповая технология обучения – это технология в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе. Мы считаем, что особенностью групповых технологий является то, что результат, полученный учащимися, является коллективным продуктом их самостоятельной деятельности. Поэтому оцениваться должна, прежде всего, деятельность всей группы в целом. Очень важно научить младших школьников самостоятельно оценивать вклад каждого ученика, а также работу всей группы в целом. Для этого совместно обсуждаются критерии оценки. Таким образом, развивающая групповая работа учит ставить цель (целеполагание), находит соответствующие учебные действия, а также– это способ постановки рефлексии (осмысление деятельности, способа).

Заключение

Применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Активно используя информационные технологии в качестве инструмента профессиональной деятельности, мы добиваемся высокого качества обучения в начальной школе. Об этом свидетельствует ниже прилагаемая диаграмма. (Приложение 7) Нужно помнить, что все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.