Урок русского языка на тему "Значение слова (фразеология)". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Личностные – воспитание интереса к изучению русского языка, развитие языковой интуиции.
  • Познавательные – развитие интереса к лексике русского языка, обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами, уметь находить их в тексте.
  • Коммуникативные – формирование умений формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Планируемый результат: обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка, формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.

Оборудование: учебник «Русский язык» М.С. Соловейчик, 2 часть, Рабочая тетрадь. Методическое пособие, КП, наглядный и раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент
 
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», – писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу «Слово – главный работник в нашей речи».

Приложение 1. Слайд №1.

– Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор? Как понимаете значение слова «богатый» в данном высказывании? (Чем богат русский язык? В чем его богатство?)
(Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления).
– Но мало знать, как называются предметы.  Что еще важно знать о слове? (Значение слова).

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Это доказывает и домашнее задание.
ТПО: упр.578 стр.26
– Откройте упражнение. В чем заключалась ваша работа? (узнать значение слова)
– Какое открытие вы сделали, работая над этими словами?
– Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает? (Помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга).

3. Закрепление знания о значении слова. Постановка задачи на уроке

а) – Наш друг Джон размышлял о написании слова «синица» и у него возникли затруднения.
– Запишите и вы это слово. Письменно расскажите все об этом слове, т.е. выполните разбор слова как части речи. Представьте свою работу.
(1 ученик работает у ВЭБ камеры)
– Обсудите в парах: в чем мог испытывать затруднения Джон? Затем обсудим работу вместе.  
Проверка индивидуальной работы ученика:
– В чем мог испытывать затруднение мальчик иностранец? (В какой части слова опасное место, орфограмма; безударная гласная в корне, непроверяемая ударением)
в) – Как же следовало поступить Джону, если гласная в корне непроверяемая?
– В нашем орфографическом словаре нет такого слова.
– Попробуйте объяснить с точки зрения значения слова, почему птицу так назвали?
– Теперь посмотрите на рисунок, верна ли ваша версия? Справедливо ваше предположение? (Синица – потому что синяя?)
Слайд №2 (синица).
– А вот правы были в своем предположении или нет, узнать нам поможет текст упр. № 572 (2 часть).
– Познакомьтесь с его содержанием.
– О чем вы узнали? (Синица издает звуки «си-си-си»)
– Обсудите в группах, какой совет вы дадите Джону теперь? (Для решения этой орфографической задачи помогает знание о истории значения слова. Здесь мы воспользовались, именно, таким способом.)
– Теперь зарубите себе на носу, как пишется это слово.
– Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, при этом решая орфографические задачи, и умению грамотно выражать мысли.
(открывается тема урока на доске)
Слайд №3. (Значение слова).
 
5. Открытие нового знания

а) Знакомство с новым понятием "фразеологизм".

– Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.
– В русском языке таких выражений много.
– И наверное, вы уже догадались, о чем будет наш дальнейший разговор.
– О чем?

Ознакомление с языковым термином.

– Такие выражения изучает наука – фразеология. А сами выражения называются фразеологическими.
Слайд №4. (тема).
– И в своей речи мы часто их используем. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга.
– Попробуем в этом убедиться. Посмотрите сценку из жизни в школе.

Сценка: Попрошу ребят продемонстрировать одну реплику.
Юля выступит в роли учителя, а ребята (3 человека) – в роле учеников.
Кузнецова говорит с выражением: "Вы решили пример? Теперь проверим результат решения."
Открывается дверь, один ученик только что появился.
– Явился к шапочному разбору.

– Вы поняли, о чем говорит учительница, о чем предупреждает? (Если не поняли, тогда № 573 прочтите текст и ответьте, о чем просит учитель)

7. Самостоятельная работа

В учебнике № 582 – Прочтите задание.

1 ученик под ВЭБ камерой: запись 
 
– Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?

Физкультминутка (Слайд №5)

– А теперь отдохнем.

Засучите рукава,
Поработать вам пора.
Бить баклуши очень стыдно,
Да и в лужу сесть обидно.
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево, поворот.
Дружно хлопаем руками,
Дружно топаем ногами,
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.

– Надеюсь, вы уже заметили в содержании физкультурной минутки интересные выражения? Какие?
– С одним из них вы встретитесь, выполняя задание в паре.

б) Работа в парах.
 
Возьмите карточку, с записанным на ней выражением, фразой. Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе.

в) Проверка работы групп.

– Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению? (Выступление групп).
– У кого затруднения? Прочтите фразу. Кто сможет дать объяснение?
– А теперь проверьте себя.
Слайды № 6, 7, 8, 9, 10 (проверка).
– Чью работу вы могли бы сейчас отметить?
 Оценка….

– Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге «Почему мы так говорим». Это фразеологический словарь.

Слайды №11, 12, 13, 14 (словари).

(Объяснение происхождения фразеологизмов подготовленными детьми.)

8. Работа на КП в парах

Мульт. медиа. урок №12 (3 класс из уроков Кирилла и Мифодия)  
– Попробуем использовать уже знакомые вам выражения, в конструкции готового  предложения. (Самопроверка).
– Что заметили в отношении оборотов? В контексте предложений изменялись или оставались они прежними? (Остаются прежними).

(Обороты на доске)

– Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой.
 
– Теперь это зарубите себе на носу.
– Поняли сейчас, о чем я попросила вас? (Запомнить)

9. Итог урока

– Что нового вы открыли для себя на нашем уроке?
– Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?

(Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)

Слайд №15.

10. Провека усвоения материала

Слайд №16,17. (Проверь себя).

– Задание на дом.

Слайд №18.

– Оцени свою работу на уроке.

Слайд №22.