Урок русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Тема урока на доске не записана

Цель урока – уметь узнавать несклоняемые имена существительные и использовать их в речи, соблюдая морфологические нормы.

Опережающее домашнее задание:

  • Повторите определение склонения.
  • Повторите вопросы падежей.
  • Составьте  диктант из 10-15 существительных 1, 2, 3 склонения и разносклоняемых  существительных.

Этап мотивации

Вспомним то, что знаем:

  • Что такое склонение?
  • Сколько падежей в русском языке?
  • Назовите падежи и вопросы к ним.

Материал для наблюдения:

Бахрома, корреспондент, орнамент, деталь, время, природа, пичужка, препятствие, пламя, сирень, искусство, кенгуру, шимпанзе.

  • Какой языковой материал перед вами? (Слова.)
  • Что мы можем сделать с этими  словами? (Прочитать, определить часть речи, определить склонение.)
  • Прочитайте слова. Что у них общего? (Перед нами существительные.)
  • Определите склонение существительных. (1, 2, 3 скл.,  разносклоняемые.)
  • Докажите, что  это существительные 1, 2, 3 склонения и разносклоняемые существительные.

Этап  целеполагания

  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Не смогли изменить по падежам существительные кенгуру и шимпанзе, не смогли определить  склонение.)
  • Определите цель сегодняшнего урока. (Ответить  на вопрос: какие существительные не изменяются по падежам, т.е.  называются несклоняемыми, в чём их особенность?) Запишите цель урока на доске.
  • Назовите тему урока. (Несклоняемые имена существительные.) Запишите  тему урока в тетрадях и на доске.

Этап осмысления новых сведений и способов деятельности

  • Определите значение  несклоняемых существительных кенгуру и шимпанзе. (Обозначают животных.)
  • Как вы думаете, несклоняемые имена существительные в русском языке обозначают только животных? (Нет.)
  • Приведите примеры и определите значение  несклоняемых имён существительных. (Дети подбирают свои примеры.)
  • Что обозначают слова? (Напитки, музыкальные инструменты и т. д.)

Далее предлагается список слов и задание к нему:

МГУ, какао,  Астрид Линдгрен, пюре, Короленко, СМИ, Сельма  Лагерлёф,  Шевченко.

  • Прочитайте слова. Что их объединяет? На какие группы вы бы разделили эти слова? Запишите слова  группами, продолжите ряд слов в каждой группе. (Работа в парах).

на  -о, - е,

сложносокращённые

фамилии, обозначающие лиц женского пола

фамилии на -о

какао

МГУ

Астрид Линдгрен

Короленко

пюре

СМИ

Сельма Лагерлёф

Шевченко

  • Какой вывод вы можете сделать?
  • Сравните свой вывод с текстом § 47.
  • Что нового вы узнали?

Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на практике

Первоначальное закрепление.

  • Мы с вами теперь многое знаем о несклоняемых именах существительных. Давайте попробуем это друг другу рассказать, опираясь на таблицу в тетради и текст  параграфа в учебнике. (Работа в парах).
  • Упражнение 266. (Выполняется коллективно устно).
  • Упражнение 269. (Запись в тетрадях по образцу, можно предложить ученикам для подтверждения ответа зачитывать тот или иной пункт § 47).

Отработка действий в преобразованной ситуации с изменёнными условиями.

  • Упражнение 267 (1, 2 предложения выполняют в тетрадях).
  • Найдите ошибки в записи ученика. (Работа  в парах).

Я люблю читать книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель  Лилиан  Войнич, а особенно рассказы Конана  Дойля  о Шерлок Холмсе.

  • Ученики редактируют текст, делают выводы, указывают на ошибки.

(Следует писать: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе – первое слово – имя;  но Конан Дойля – это двойная фамилия.) [Богданова 2000:71]

Творческое задание

Заканчивая знакомство с несклоняемыми именами существительными, я хотела бы вместе с вами послушать, что бывает, когда не соблюдают правила их употребления.
Далее предлагается прослушать «Весёлый урок. Неизменяемые слова» [Радионяня] и ответить на вопрос:
Как не надо говорить и почему?

Подведение итогов урока. Рефлексия

Что мы сегодня открыли? (Мы открыли новое знание: среди имён существительных есть группа несклоняемых существительных.)
В чём особенность несклоняемых имён существительных? (Имеют для всех падежей одну и ту же форму слова.)
На каком языковом уровне мы это открыли? (На морфологическом.)
Где можно применить  эти знания в жизни? (Эти знания можно применить в устной и письменной речи. Правильное использование в речи несклоняемых имён существительных – признак речевой культуры человека.)

Домашнее задание

§ 47, упр. 268.

Литература

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Карпова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л. Р. Нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. – Перм. ун-т. – Пермь. ООО «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2001.
Русский язык. 6 класс. Учебник  для  общеобразоват. организаций: В 2 ч. – Ч. 1 / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор – Н.М. Шанский. – 2-е изд. – М., 2013.

Источники

Радионяня «Занимательная грамматика 2». http://ololo.fm/search/06:21.

Приложение 1

Приложение 2