Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука общения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Срок реализации образовательной программы: 1 год.

Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья.

1. Пояснительная записка.

1.1 Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Азбука общения» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

При разработке дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Азбука общения» были использованы:

  1. Программа «Азбука общения», рекомендованная к изданию Министерством общего и профессионального образования РФ, издательство Детство-пресс, Санкт-Петербург 1998 год. Авторы-составители: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.
  2. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», издательство «Генезис» Москва 2000 год. Авторы С.В. Крюкова, Н.П. Слободянник.

1.2 Цель дополнительной общеразвивающей программы:

Развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка, через формирование социальных контактов со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

Обучающие:

  • обучение детей понимания себя и умению «быть в мире с собой»;
  • формирование представлений детей о важнейших социальных нор­мах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;
  • обучение элементарным навыкам конструктивного взаимодействия и речевым средствам общения;
  • формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
  • обучение навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия.

Развивающие:

  • развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
  • развитие навыков социального поведения;
  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • развитие творческих способностей, внимания, мышления и воображения.

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
  • формирование ценностного отношение детей к нормам и правилам нравствен­ного поведения;
  • коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

1.3. Актуальность, новизна:

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Со временем изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Поэтому если взрослые хотят установить с детьми хорошие отношения, то должны знать, что только понимание чувств и мыслей, умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать их мысли и стимулировать их творческие порывы могут обеспечить успех. От того, в каких условиях происходит этот процесс, успешен он или неудачен, зависит дальнейшее становление личности ребенка, ибо указанные чувства составляют основу детского самоощущения и самочувствия. Болезнь, возникающую при дефиците общения, называют госпитализмом. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Лишенный общения ребенок впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие. Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Программа «Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверными восприятием и пониманием.

1.4. Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Азбука общения»-1 год, возраст детей: 6-7 лет.

Отличительной особенностью данной программы является создание комплексной системы занятий по обучению детей навыкам общения и развитием их интеллектуальных способностей через совершенствование органов чувств.

1.5. Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу (35 минут). Наполняемость группы– 15 человек.

Основная форма обучения детей – комплексные занятия. При проведении которых используются: развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры), психологические упражнения (подражательно исполнительского и творческого характера), этюды, импровизации, моделирование и анализ заданных ситуаций, сочинение историй, мини – конкурсы.

Педагогическая значимость:

Программа «Азбука общения» направлена на устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, организации образа «Я». Программа может быть использована с целью коррекции поведенческих качеств ребенка. Занятия построены таким образом, чтобы в ходе работы были задействованы все ребята. Групповая поддержка, возможность действовать вместе с другими вызывают у гиперобособленного ребенка чувство психологической защищенности, которое облегчает любой шаг в неизведанное. Лишь ребенок, принятый родителями, учителем и сверстниками, имеющий их поддержку, способен на полное самораскрытие и самовыражение.

Учебно-тематическое планирование программы «Азбука общения» Приложение 1.

2. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

2.1. Форма обучения очная.

2.2. Форма организации образовательной деятельности обучающихсягрупповые аудиторные занятия.

2.3. Объем нагрузки в неделю соответствует рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и Приложение № 3 СанПиН 2.4.4.3172-14 и составляет 2 учебных часа (по 35минут), перерывы между занятиями составляют 10 минут.

2.4. Работа по программе: «Азбука общения» осуществляется с помощью:

игровых методов:

  • Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.
  • Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

проективных методов рисуночного и вербального типов:

  • Чтение художественных произведений.
  • Рассказ педагога и рассказы детей.
  • Беседы.
  • Сочинение историй.
  • Рассматривание рисунков и фотографий.
  • Свободное и тематическое рисование.

методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики:

  • Наблюдения
  • Упражнения подражательно-исполнительского характера.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  • Этюды.
  • Импровизация.

Также используются методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  •  групповой – организация работы в группе;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий,

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:

  • вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания
    Начинается вводная часть с приветствия и специальных «разогревающих» упражнений («Нос – пол – потолок», «Шестерка»), после чего используются упражнения, способствующие определению участниками группы своего настроения и ожидания от предстоящей работы («Цвет моего настроения», «Поза – настроение»);
  • основная часть, направленная на формирование нового опыта (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы).
  • заключительная часть, включает отработку личной стратегии поведения, а также другие способы решения проблемных ситуаций и осмысление полученного опыта с помощью какого – либо рефлексивного упражнения. Осмысление полученного опыта продолжается при выполнении домашнего задания. Предлагаемое в конце каждого занятия домашнее задание необходимо выполнять при обязательном участии членов семьи. Вовлечение значимых взрослых в процесс освоения ребенком новых способов поведения представляется там более важным, что именно ближайшее окружение во многом определяет привычные жизненные алгоритмы. Занятие заканчивается выбранным вместе с детьми ритуалом окончания работы.

Средства обучения: Приложение 2.

3. Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Результатом поведенных занятий является развитие у ребенка личностных качеств, коммуникативных навыков, социальных эмоций, социальной активности, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в поведении и деятельности.

Предметные результаты:

  • у детей сформированы понятия: органы чувств, мимика, жесты, характер, эмоции, коллектив, дружба, конфликт (сора);
  • дети обучены приемам речевых средств общения (отвечать на вопросы педагога; составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; подробно пересказывать текст).
  • сформированы умения
    • практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);
    • сравнивать анализировать, отсекать лишнее, классифицировать, объединять;
    • выполнять разные виды штриховок, лабиринтов, головоломок;
    • использовать адекватные ситуации средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Дети будут иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Личностные результаты:

  • мотивация учащихся на общение с взрослыми и сверстниками;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зре­ния и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате занятия, оценивать свое поведение;
  • сформированы адекватная самооценка и умение самостоятельно решать проблемы, адекватные возрасту.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: развиты умения

  • управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
  • совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • решать интеллектуальные задачи ( адекватные возрасту).

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре, группе;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе, доме детского творчества и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации раз­ных позиций в сотрудничестве.

4. Система оценки результатов освоения образовательной программы.

С целью выявления продуктивности проведенных занятий, а так же с целью изучения личностной сферы ребенка, а именно личностных характеристик, составляющих понятие индивидуальности, проводятся диагностические исследования два раза в год:

  1. В начале учебного года, когда дети начинают заниматься по программе.
  2. В конце учебного года.

Диагностические средства оценки программы:

  1. Методика исследования познавательных процессов (Экспресс-диагностика).
  2. Методика исследования внутрисемейных отношений («Рисунок семьи» или «День рождения» по выбору педагога).
  3. Методики по изучению личностного поведения ребенка (Графическая методика «Кактус» – диагностика эмоциональных процессов М.А. Панфилова, «Лесенки» – методика определения самооценки дошкольника, «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой), «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)).
  4. Оценка детей родителями: Анкета «Выражение лица», анкета «Трудности в общении».

Формы промежуточной аттестации перечислены в разделе 2.(Учебно-тематическое планирование) данной общеобразовательной программы.

Перед началом занятий по программе «Азбука общения» педагог изучает особенности каждого ребенка, используя не только предложенное психологическое тестирование и анкетирование, но и результаты наблюдения. Данное диагностическое исследование будет являться источником информации для родителей и позволит их привлечь к активному участию в работе по данной программе.

Список литературы Приложение 3.