Нестандартные задания на уроке литературы. Варианты заданий и работы учащихся. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Для учителей-словесников, работающих в 11-м классе, давно известно, что весна перед экзаменами – очень насыщенное время. Активная подготовка к ЕГЭ, волнение, нервные срывы… При этом часто выпускники окончательно делят школьные предметы на «мои» и «не мои» (читай «буду сдавать, поэтому надо готовиться» и «не сдаю, поэтому мне это не нужно»). И если русский язык сдавать будут все, а потому и готовятся все, то с литературой зачастую возникают проблемы. Как следствие, современная литература, изучение которой и приходится на предэкзаменационную весну, у выпускников «западает»…Что делать? Конечно же, заинтересовать! Только то, что интересно, вызывает у учащихся отклик и подталкивает их к тому, чтобы открыть книгу, прочитать учебник, посмотреть экранизацию. Вызвать такой интерес могут нестандартные задания по литературе. Предлагаю свой опыт работы с нестандартными заданиями в 11 классе, позволяющими совместить творческую работу, изучение художественного произведения и относительную экономию времени.

По сути своей выполняемые одиннадцатиклассниками задания представляют собой задания по проектной деятельности. Напомню, что «основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни... Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы»[2].

На какие знания опираться выпускнику? В процессе обучения в средней и старшей школе на уроках и во внеурочной деятельности (например, на общешкольных конкурсах чтецов) ученики так или иначе сталкиваются с произведениями современной литературы и их авторами. Отмечу также, что в 11 классе я работаю по учебнику литературы под редакцией В.В.Агеносова, в котором неплохо освещены литература второй половины ХХ века и современный литературный процесс. Наконец, есть «великий и могучий» Интернет, в котором огромное количество информации.

Замечу в скобках, что часто перед учителем стоит острый вопрос: Интернет – это враг или друг? Во всемирной паутине есть практически ВСЁ! И зачастую ребенку проще и легче скачать уже готовый материал, чем готовиться самостоятельно. Поэтому при разработке своих заданий стараюсь придумывать такие, ответы на которые невозможно или, по крайней мере, очень трудно найти в Интернете.

Наконец, ФГОСы. Конечно, при подготовке проекта достигаются и личностные, и метапредметные, и предметные результаты. Безусловно, литература как учебный предмет воспитывает «…российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за … свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России», «…осознание своего места в поликультурном мире», «…нравственное сознание», «…эстетическое отношение к миру».

Метапредметные результаты, осваиваемые школьниками при выполнении заданий, – это умение «осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях»; «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания»; «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников»; «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении … задач»; «владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства». Наконец, к каждому заданию прилагаю Требования к предметным (литература) результатам освоения основной образовательной программы (базовый уровень), которые демонстрирует выполнивший работу выпускник.

Задание №1. Современная поэзия.

Представьте, что вы учредитель литературной премии. В качестве лауреатов в разных номинациях вы избрали А.Т. Твардовского, Б.Ш. Окуджаву, В.С. Высоцкого. (Конечно, перечень современных поэтов не ограничивается тремя заявленными именами; можно сказать, что при разработке задания автор руководствовался собственными вкусами и предпочтениями – М.Х.)

  • Придумайте название этой литературной премии, расскажите, за какие литературные достижения она присуждается.
  • Напишите тексты 3-х номинаций, в которых победили названные поэты (объем каждой номинации – не менее 1 стр. А4).

Работы учащихся – Приложение 1

Результативность (ФГОС): «сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся»; «сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений»; «владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров»; «знание содержания произведений русской … классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»; «сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка»; «сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения».

 Задание №2. Современная драматургия. Творчество А. Вампилова.

Возможно, Вам довелось увидеть фильм «Старший сын» по одноименной пьесе А. Вампилова, созданный в 1975 году на киностудии «Ленфильм» режиссером В. Мельниковым, с великолепным актерским ансамблем: Е. Леоновым, Н. Караченцовым, М. Боярским, С. Крючковой и др. Представьте, что вы режиссер, который снимает ремейк кинофильма «Старший сын». Кого из актеров вы пригласили бы в свою кинокартину и почему?

Для ответа заполните таблицу:

Афиша Исполнитель роли (актер) Почему? (особенности характера, внешности, манеры игры и т.п.)
     

Работы учащихся – Приложение 2 

Результативность (ФГОС): «знание содержания произведений русской … литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой»; «сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения»; «способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях»; «владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания».

Разрабатывая уроки литературы с использованием нестандартных заданий, я пытаюсь решить несколько задач: учащиеся могут изучать возможности Интернета, могут работать с учебником и компьютером, имеют возможность реализовать свой творческий потенциал, а самое главное – я пытаюсь «сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношение к ним» и гордость за свой труд. На «выходе» получаются очень интересные работы. Равнодушных практически никогда не остается!

Список использованных источников:

  1. Русская литература ХХ века. 11 кл. в 2 ч. Ч.2: учебник для общеобразовательных учреждений. В.В. Агеносов и др.; под ред. В.В. Агеносова. – М: Дрофа, 2008.
  2. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2012.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 классы). http://минобнауки.рф