Интегрированный урок (окружающий мир + ИЗО) на тему "Домашние животные"

Разделы: Начальная школа


Цели: углубить знания о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые); развивать умение анализировать и обобщать, изучение анималистического жанра; совершенствование умения детей в различных изобразительных техниках изображать фактурность окраски, цвета животных.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение домашних животных для человека; научатся сравнивать и различать диких и домашних животных; научатся изображать домашних животных в цвете.

Оборудование: презентация «Домашние животные»; загадки о домашних животных, карточки-слова названий животных и групп животных; у учащихся – карандаш, перо, цветной карандаш, акварель.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Вокруг человека много животных, на какие группы принято делить животных? (дикие и домашние).

– На странице 29 найдите пояснение, кто такие дикие животные.

– Кто найдёт информацию о том, кого мы называем домашними животными?

– Каких животных мы называем домашними?

– Как вы отличите домашних животных от диких?

– Действительно, человек для своих питомцев даже строит жилища. Например, собака живёт в будке, коровы в коровниках, куры – в курятниках, пчёлы в ульях и т.д.

III. Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы поговорим о взаимодействии человека и животных. Как называется наша тема вы мне скажите сами после того как отгадаете загадки.

  1. Мордочка усатая,
    Шубка полосатая,
    Часто умывается,
    А с водой не знается.
    (Кошка) Слайд 2

  2. Сама пёстрая,
    Ест зелёное,
    Даёт белое.
    (Корова)
    Слайд 3

  3. Заплелись густые травы
    Закудрявились луга.
    Да и сам я весь кудрявый,
    Даже завитком рога. (Баран)

  4. Кто ни в жару,
    ни в стужу
    Не снимает шубу?
    (Овца и баран) Слайд 4

  5. Есть рога, а не баран,
    Хвост свечой, а не белка.
    Не корова, а молоко даёт.
    (Коза)
    Слайд 5

  6. Заворчал живой замок,
    Лег у двери поперёк,
    Две медали на груди.
    Лучше в дом не заходи.
    (Собака) Слайд 6

  7. Спереди – пятачок,
    Сзади – крючок,
    Посредине – спинка,
    На спинке – щетинка.
    (Свинья)
    Слайд 7

  8. Не пахарь, не кузнец, не плотник,
    А первый на селе работник.
    (Лошадь) Слайд 8

  9. Комочек пуха,
    Длинное ухо,
    Прыгает ловко,
    Любит морковку.
    (Кролик)
    Слайд 9

  10. Он в мундире ярком
    Шпоры для красы
    Днём он – забияка,
    Поутру – часы.
    (Петух) Слайд 10

  11. Клохчет, квохчет,
    Детей созывает,
    Всех под крыло собирает.
    (Курица) Слайд 11

  12. Пестрая крякуша
    Ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку,
    Спотыкалочку.
    (Утка)
    Слайд 12

  13. По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки.
    (Гусь)
    Слайд 13

  14. Индюк Слайд 14.

  15. Домовитая хозяйка
    Полетела над лужайкой,
    Похлопочет над цветком –
    Он поделится медком.
    (Пчела)
    Слайд 15

– Что объединяет всех этих животных? (Это домашние животные.)

– Тема нашего урока – «Домашние животные» (на доске).

IV. Работа по теме урока.

На столах лежат карточки-слова. Распределите домашних животных по группам (на доске):

Домашние животные
млекопитающие птицы насекомые рыбы
корова гусь пчела  
коза утка    
кошка курица    
собака индюк    

– Всю ли схему мы заполнили? (Осталась карточка – карась (Слайд 16). Разведением рыбы человек тоже занимается. И не только карасей разводит, а осетров, судаков и другую очень вкусную и полезную рыбу.

– Может ли человек прожить без животных? (ответы детей). Слайд 17. «Что дают человеку животные» На примере коровы рассмотрим этот вопрос.

– Учебник стр. 30-31 – прочитайте про себя текст. Расскажите.

– Я вам расскажу о необычном быке – яке Слайд 18.

Их высота достигает двух метров, вес – 1000 килограммов. Главное, что бросается в глаза, это их шерсть. По бокам она настолько длинна, что почти достигает земли, образуя как бы юбку. Это очень важно для яков, ведь они, обитая в горах, пасутся в часто еще заснеженных долинах. Добывать себе корм из-под снега яки могут острыми и крепкими копытами. А вот спать на снегу холодно, нужна подстилка. Это как раз и есть та самая юбка, которая дает возможность животным спокойно отдыхать на снегу даже в сильные морозы. Яки не боятся холода, потому им не нужны теплые помещения. Для них не надо заготавливать корм – яки сами его добывают. А дают яки людям многое. Например, очень теплую шерсть. С одного взрослого яка ее настригают до трех килограммов. Из этой шерсти ткут покрывала, валяют войлок, а из шерсти яков-телят делают ткань для одежды. Яки дают и молоко. Не так много, но очень жирное и полезное. Наконец яки – отличные вьючные животные. На них перевозят грузы, и с поклажей весом 150 кг. як может пройти по крутым горным тропинкам.

Практическая работа.

– Как вы думаете, по способу питания на какие группы разделим домашних животных? (на доске появляются заголовки: домашние животные, растительноядные, хищники, всеядные. Из первой схемы дети перемещают животных во вторую схему.

Домашние животные
растительноядные хищники всеядные
коза собака курица
корова кошка карась
пчела    

– Знаете ли вы, что все домашние животные когда-то были приручены человеком? Их предки были дикие и поэтому они сохранили кое-какие дикие повадки. Кошка кусается, лошадь лягается, коза бодается. И поэтому запомните очень важное правило: не трогай чужое домашнее животное, каким бы симпатичным оно не было!

V. Физминутка.

Поиграем: «Назови детёнышей». Слайд 19.

– У лошади… жеребёнок.

– У коровы… телёнок.

– У свиньи… поросёнок.

– У овечки… ягнёнок.

– У курицы… цыплёнок.

– У собаки… щенок.

VI. ИЗО Вводная беседа.

– На прошлых занятиях мы с вами выполняли рисунки диких животных. И мы говорили о таком жанре как анималистический. Что это за жанр?

– Кого называют анималистом?

– А почему художникам-анималистам так тяжело выполнять рисунки? Рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

– Сегодня мы не будем рисовать домашних животных (на это нам потребуется урок), а воспользуемся моими заготовками, так как наша задача проиллюстрировать урок своими работами, показать фактурность окраски и цвета.

– Какими художественными материалами могут быть выполнены наши рисунки? (карандаш, перо, цветной карандаш, акварель).

  1. Поскольку мы изображаем животных без фона, следует найти на палитре красочную смесь, которая была бы такой же, как и цвет животного.
  2. Выполнить цветом участки тела животного. Технику мы используем разную (мазок по форме, тычок полусухой кистью, работа смятой бумагой, поролоном.)

VII. Самостоятельная работа учащихся.

– Выполняя в цвете самостоятельно рисунок домашнего животного, постарайтесь передать через подбор красок и характер мазка образ вашего животного.

VIII. Итог урока.

– Сегодня мы с вами говорили о домашних животных и пытались создать убедительные образы в движении и состоянии покоя.

Итогом урока является выставка детских работ.