Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие по Фразеологическому океану". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 5


Тип урока: урок-путешествие.

Цели:

Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по фразеологии.
  • Формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие цели:

  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  • Развивать культуру речи учащихся.

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.

Ход игры

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по Фразеологическому океану. Наша цель в этом путешествии – пересечь несколько островов, на которых нам предстоит выполнить задания. Если у нас все получится, мы сможем достичь Острова сокровищ и найти сундук с драгоценностями. Итак, отплываем! Презентация

Учитель: Первый остров, на который мы попадаем, называется «Остров ученых». Как вы помните, мы путешествуем с вами по Фразеологическому океану. Можете ли вы сказать мне, что такое фразеологизм?

Фразеологизм — устойчивое выражение, имеющее определённое лексическое значение. Смысл фразеологизма нельзя вывести из суммы значений входящих в него слов (как снег на голову = неожиданно).

Учитель: Приведите примеры известных вам фразеологизмов, объясните их значение: золотые руки, сесть в лужу, делать из мухи слона, заячья душа и т.д.

– А теперь приведите примеры свободных словосочетаний: заячья + лапка, золотое + кольцо, сесть + на диван.

Учащиеся приводят примеры фразеологических единиц; определяют их лексическое значение; сравнивают фразеологизм с обычным словосочетанием; доказывают, что фразеологизм – это целостная единица, которую мы используем в готовом виде.

Учитель: Ребята, давайте сравним слово опозориться и фразеологизм сесть в лужу. Какой вариант представляется вам более образным, ярким: «Вы, дорогой мой, опять сели в лужу» или «Вы, дорогой мой, опять опозорились».

Как вы думаете, зачем нам нужны фразеологизмы? Почему мы не можем обойтись другой единицей – словом?

Ответ: Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, экспрессивной.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы справились с первым заданием и можем отплывать к следующему острову. Но ваши усилия не были потрачены впустую. За каждое выполненное задание вам дается ключ – это слово, входящее в пословицу, которую вам нужно будет составить, чтобы открыть сундук с драгоценностями на «Острове сокровищ».

Записываем первое слово-ключ: ЖАЛЕЙ

Учитель: Ребята, следующий остров, к которому мы причаливаем – «Остров поэтов». Вам нужно будет помочь его жителям закончить стихотворные строки, вставляя подходящие фразеологизмы и определяя их значение.

  1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
    О них обычно говорят: водой … (не разольёшь – очень дружны, близки, неразлучны)

  2. Мы исходили городок буквально вдоль и… (поперёк – во всех направлениях, везде)
    И так устали мы в дороге, что еле… (волочили ноги – очень медленно ходить, обычно от усталости, слабости, болезни)

  3. Товарищ твой просит украдкой
    Ответы списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…(медвежью услугу – об услуге, которая приносит больше вреда, чем пользы)

  4. Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто…(по дрова – вразнобой, кто во что горазд)
    Ребята слушать их не станут:
    От этой песни уши… (вянут – противно, невозможно слушать)

Учитель: Замечательно! Вы справились и с этим испытанием. В награду вы получаете еще одно слово – ключ. (ЗАВАРИЛ)

Учитель: Итак, ребята, мы приближаемся к «Острову писателей». На этом острове были найдены обрывки фраз из писем его жителей, но понять эти письма было невозможно. Вам поручается ответственное задание – дополнить фразеологизмы, которые содержались в этих письмах.

Учащиеся выходят к доске и дополняют фразеологизмы, объясняя их значение.

  • Дрожит как…(осиновый лист – испытывает чувство страха, ощущая мелкую дрожь в теле)
  • Стреляный… (воробей – много перенёсший, бывалый, опытный человек)
  • Ни к селу, ни…(к городу – совершенно не к месту, некстати)
  • Кататься как… (сыр в масле – жить в довольстве, в полном достатке)
  • Белая…(ворона – человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих)

Слово – ключ за выполненное задание – ТАК

Учитель: Мы отплаваем к следующему острову, отмеченному на нашей карте. На «Острове художников» живут необычные жители, они выражают свои мысли с помощью рисунков. У нас оказалось несколько таких рисунков. Давайте попробуем расшифровать фразеологические единицы, изображенные на них.

Работа с рисунками, на которых зашифрованы фразеологические единицы.

  1. На всех парусах (парах) – очень быстро, с максимальной скоростью.
  2. Наломать дров – наделать глупостей, грубых ошибок.
  3. (вместе) съесть пуд соли – прожить долгое время вместе, часто общаться, очень сдружиться. ПУД — устаревшая единица измерения массы русской системы мер. 1 пуд = 40 фунтам 1 пуд = 16,3804815 кг
  4. (работать) спустя рукава – делать что-то небрежно, кое-как.
  5. (на нем) нет лица – кто-либо страшно побледнел, осунулся, изменился в лице от боли, ужаса, волнения и т.д. вариант к картинке – Лицо потерять – утрачивать свою индивидуальность, свои отличительные черты.

Слово – ключ – КАШУ

Учитель: Наш корабль попал в небольшой шторм, чтобы выдержать, вам нужно назвать как можно больше фразеологизмов со словом вода.

  1. водой не разольешь – очень дружны, близки, неразлучны;
  2. как в воду опущенный – угнетенный, подавленный чем-л., удрученный;
  3. как две капли воды – очень похож на кого-л., что-л.;
  4. выйти сухим из воды – оставаться безнаказанным, избегать заслуженного наказания;
  5. вилами на воде писано – еще не известно, будет так или нет;
  6. как с гуся вода – 1.совершенно безразлично, никак не действует на кого-л., 2. легко, быстро исчезает, забывается что-л. кем-л.;
  7. тише воды, ниже травы -1.робкий, скромный, незаметный 2. робко, скромно, незаметно;
  8. толочь воду в ступе – занимаясь чем-либо бесполезным, напрасно тратить время;
  9. седьмая вода на киселечеловек, находящийся в крайне отдалённом родстве с кем-либо;
  10. набрать в рот воды – молчать;
  11. как в воду глядел – сбылось то, что предполагал;
  12. как в воду канул – бесследно исчез;
  13. водой (воды) не замутит – о том, кто ведёт себя скромно, тихо.

Учитель: Ребята! Благодаря вам наш корабль выбрался из шторма, и мы приближаемся к острову с очень интересным названием: «Остров актеров». Я хочу вам предложить на время почувствовать себя актёрами и актрисами. Один ученик должен выйти сюда, прочитать фразеологизм и попытаться изобразить его жестами и мимикой, а остальные ученики должны назвать этот фразеологизм.

С первым фразеологизмом работает учитель. Он демонстрирует, как выполняется задание (Предлагать руку и сердце). Далее учащиеся работают самостоятельно.

  1. Связывать руки;
  2. (работать) засучив рукава;
  3. Делать из мухи слона.

Ключ за выполненное задание – МАСЛА

Учитель: Ребята! Мы преодолели огромную часть пути, и вот, нам остался последний остров – это «Остров ошибок». Посмотрите внимательно на доску. На ней записаны предложения. Подумайте, все ли с ними в порядке.

Ученики читают фразеологизмы и исправляют в них ошибки.

  1. Язык не поднимается говорить об этом. (Язык не поворачивается – кто-либо не решается, боится, стесняется говорить о чем-то)
  2. Этот спортсмен мне в пятки дышит. (Наступать на пятки – син. Дышать в затылок – догонять, настигать кого – то).
  3. Принять хорошо гостей вовсе не означает до упаду накормить их. (До отвалу – до крайней сытости.
  4. Дирекция скрипя сердцем выпустила меня на сцену. (Скрепя сердце – с большой неохотой, принуждая себя вопреки желанию).

Ключ – частица НЕ

Учитель: Мы с вами выполнили столько заданий, побывали на различных островах и, наконец, достигли «Острова сокровищ». Но вы помните, чтобы открыть сундук с драгоценностями, нам необходимо составить пословицу из собранных нами слов-ключей.

Учащиеся составляют из слов-ключей пословицу, объясняют её смысл.

Жалей заварил так кашу масла не – заварил кашу, так не жалей масла.

Подведение итогов

Учитель: Ребята, вы сегодня совершили увлекательное путешествие по Фразеологическому океану. А какова была цель нашего путешествия?

Ответ: Добраться до Острова сокровищ и завладеть сундуком с драгоценностями.

Учитель: Всё верно. А что же собой представляют эти драгоценности?

Ответ: Это единицы нашего языка (фразеологизмы). Без фразеологических единиц наш язык был бы намного беднее. Поэтому они являются настоящими сокровищами для человека.

Учитель: Что вы узнали сегодня о фразеологизме?

– С какими новыми фразеологическими единицами вы познакомились?

– Большое спасибо, ребята, за наше плавание! До новых встреч! До новых путешествий!