Алексей Гаврилович Венецианов и его ученик Григорий Сорока

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Цель: Формирование интереса к культуре своего края и страны.

Задачи:

  • Проследить жизненный и творческий путь художников А.Г. Венецианова и Г.В.Сороки.
  • Определить место творчества Венецианова и Сороки в культуре страны.

Подготовительная работа:

  • поиск и подготовка материалов для презентации;
  • оформление презентации;

Слайд №1. Алексей Гаврилович Венецианов и его ученик – Григорий Сорока. Имена этих людей тесно связаны с историей и культурой Удомельского края Тверской области.

Слайд №2. Цель: Формирование интереса к культуре своего края и страны.

Задачи:

  • Проследить жизненный и творческий путь художников А.Г. Венецианова и Г.В.Сороки.
  • Определить место творчества Венецианова и Сороки в культуре страны.

Слайд №3. Многочисленные Воронцовские курганы - свидетели людной жизни, возникавшей тысячу лет назад на берегах р. Волчины. Озеро Молдино расположено в стороне. Оно терялось в лесных трущобах. Но и к нему проникали, облюбовали его берега древние словены. И сейчас ещё в его тихое водное зеркало смотрятся четыре древнословенские сопки, живописно разметавшиеся по его берегу. Две из них расположены недалеко одна за другой на территории современного с. Молдино, третья - у д. Шептуново и последняя - на севере озера, близ с. Поддубья. Таким образом, на берегу озера Молдино древние славянские поселения по крайне мере за тысячелетие до нашего времени были на тех же местах, где расположены и современные приозёрные населённые пункты. От этих языческих захоронений, очевидно, тянется нить истории к будущим погостам –Поддубскому и Молдинскому в ХI веке.

Слайд №4. Погосты обычно носили двойное название по имени церкви и центрального селения (погост Никольский – Поддубский).

Каких только помещиков мы не встречаем на сравнительно небольшой территории Удомли – Молдина. В Никольско – Поддубском погосте в Еванове появились “немецких городов помещики и дети боярские”*, в волости Удомле появились “новокрещены, астраханские мурзы”.олько новых помещиков мы не встречаем на сравнительно небольшой территории Удомли - Молдина. А в описании 1582-83гг. есть ещё один интересный факт. Здесь встречается первое упоминание помещиков Милюковых в связи с описанием Поддубского погоста. А к концу ХVIIв. Милюковы обосновались здесь достаточно прочно.Центром их имения стало село Поддубье с господским деревянным домом, с садом.

___________

* Здесь и далее выдержки из книги “Опыт историко-социологического изучения села”

Слайд №5. Следует сказать, что из 8 помещичьих школ губернии одна находилась в имении Милюкова в Поддубье. Школа была торжественно открыта 1 января 1836 года в присутствии представителей от местных дворян и родителей крестьянских детей, поступавших в школу. Основатель школы был тот самый местный помещик Н.П.Милюков, друг А.Г.Венецианова. Возможно, что здесь не обошлось без влияния художника. Школа была одноклассной, а учителем назначили поддубского священника В.М.Владимирова. По-видимому, это был образованный человек. С ним часто беседовал Венецианов по самым различным вопросам. Школа, очевидно, пользовалась популярностью. Весьма вероятно, что среди учеников поддубской школы был и Григорий Сорока (так на самом деле и оказалось).

Слайд №6. Выдающимся человеком в удомельской истории стал известный художник Алексей Гаврилович Венецианов. Он родился 7(18) февраля 1780 года в Москве, в семье купца из г. Нежин, перебравшегося в Москву из-за торговых дел. Проявив способности к рисованию и живописи, но, не имея средств для получения художественного образования, в начале ХIХ в. Алексей Гаврилович едет в Петербург, где поступает на службу в почтовое ведомство. В это же время усиленно занимается самообразованием, попадает на глаза художнику Боровиковскому и становится его учеником.

В 1811 году за “Автопортрет” он получает звание “назначенного”, которое давало право быть студентом Академии Художеств и выполнить работу на звание академика. В 1818 году, оставив службу, посвятил себя исключительно обучению молодых людей живописи, за что в 1830 году удостоен звания художника Государя Императора с причислением к Кабинету его величества и ордена св. Владимира 4-й степени.

Художник, имение которого Сафонково, находилось в Вышневолоцком уезде, дружил с Милюковыми, часто бывал в имениях Поддубье и Островки и вёл оживлённую переписку с владельцами этих имений, особенно с Н. П. Милюковым .Решение купить имение основывалось на давнем желании уйти от городской суеты в деревню и заниматься живописью и педагогической деятельностью.

В нашем сознании как-то закрепилось, что все творчество Алексея Гавриловича связано с Сафонковом. Но нет! Вот первый шаг Венецианова на удомельской земле – покупка имения в сельце Трониха. По приезде в деревню Венециановы поселились в сельце Трониха, а для осуществления своей мечты об укромном сельском уголке Алексей Гаврилович сразу же приступил к строительству новой усадьбы на пустоши Сафонково. Алексей Гаврилович прожил в Тронихе 15лет- половину своего удомельского периода. Нужно отметить, что время проживания в Тронихе было для Венецианова наиболее плодотворным. Венецианов был мелким землевладельцем, не имел дворянского звания. Поместье он приобрёл за собственные деньги. Имея выслугу по гражданским ведомствам и будучи кавалером ордена, Алексей Гаврилович мог ходатайствовать о присвоении ему дворянского звания с привилегиями. Но характер, видно, был не тот. Он ходатайствовал за своих учеников, в чем часто преуспевал, а личные дела отходили на второй план. Но главным в жизни художника остаётся живопись. Он пишет портреты, начинает осваивать крестьянскую тематику. Здесь проявилось его видение новых путей в изобразительном искусстве. Его работы появляются в столичных выставочных залах, привлекая публику новым взглядом на, казалась бы, примелькавшиеся картины бытописания.

Слайд №7, 8. Венециановские “Утро помещицы”, “Спящий пастушок”, “Гумно”, “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Крестьянская девушка с серпом во ржи”, “Жнецы”, “Крестьянская девушка с теленком, “Захарка” создают автору негромкую, но основательную славу мастера с провинциальной темой, со своим художественным почерком.

Слайд №9. Среди произведений Алексея Гавриловича есть несколько картин с указанием имени изображенного на ней человека и даже с указанием деревни, где он проживает. Мы привыкли видеть на портретах людей, избранных временем, героев сражений, титанов мысли, великих мастеров. А у Венецианова – не портреты, а скорее жанровые картины, на которых изображены в динамике люди – современники художника, да еще и крепостные его.

Слайд №10. Одной из целей жизни Алексея Гавриловича было распространение своих методов живописи: правильного изображения перспективы на полотне и глубокого понимания натуры. Только проживая среди крестьян, он мог решиться сделать их героями своих картин.

Слайд №11. Не в торжественной, а в обычной обстановке: на поле, на гумне говорят, работают его селяне, не заботясь о красоте позы и выражения лица. И эту реальность он передавал своим ученикам, которых брал из народной гущи и готовил из них мастеров. Он открыл свою художественную школу на дому. У него было около 70 учеников, которым передал любовь к искусству и открыл дорогу в жизнь. Многие из них стали учителями, некоторые – живописцами средней руки. Наиболее одаренные, такие как Тыранов, Мокрицкий, Сорока оставили заметный след в русской живописи. Этот труд Алексея Гавриловича был замечен. В 1829 году в связи с работой школы он получил ежегодное пособие в 3000 рублей.

Слайд №12. Друзьями Алексей Гаврилович не был обделён. Но время неумолимо, Венецианову уже за 50. Снижается работоспособность, энергия. Многие задумки приходится откладывать, хозяйственные дела ухудшаются. В 1839 году Венецианов последний раз в жизни выставил свои картины. После 1840 года, когда Венецианову перевалило за 60 лет, трудовая активность его стала резко снижаться. И хотя он продолжал рисовать, шедевров из-под его кисти уже не вышло. Он пробовал писать иконы, чтобы иметь какой-то заработок.

С 1842 года он начал заниматься с новым учеником, крепостным Н. П. Милюкова, Григорием Сорокой сыном Васильевым.

Слайд №13. Зимой 1847 года Венецианов с увлечением делал большой заказ: образа двадцати святых и запрестольный образ Троицы для тверской церкви. Окончив эскизы, он непременно хотел сам отвезти их в Тверь. Назначил день отъезда - 4 декабря. К шести утра тройка уже стояла у крыльца. “ Не провожай меня, Сашурка”- сказал он дочери последние слова. Сани были легки, застоявшиеся лошади бежали быстро. Перед тем как спускаться с крутой горы у Поддубья, ненадолго остановились, пепепрягли лошадей. Венецианов раскурил сигару. С горы лошади вдруг понесли. Кучер Агап бросил вожжи и вывалился из саней. Венецианов подхватил вожжи, надеясь осадить лошадей. Но резким толчком его выбросило на дорогу. Вожжей он не отпустил, и его тело стремительно летело по дороге, ударяясь обо все встречное. Тройка влетела в поддубские ворота. На шум и грохот сбежались милюковские крестьяне, молотившие на гумне хлеб. На дороге лежала варежка, в которой ещё курилась сигара. Кто-то пытался сделать кровопускание. Но было уже поздно. Так описывается смерть Алексея Гавриловича в книге Г. К. Леонтьева.

Слайд №14. Рядом с Венециановым следует поставить нашего земляка, талантливого ученика Алексея Гавриловича, художника с трагической судьбой Григория Васильевича Сороку. Он родился 15/27/ ноября 1823года в д. Покровское, в километре от имения Николая Петровича Милюкова Островки. Отец Сороки – Василий Савельев и его мать Екатерина Иванова были крепостными Милюковых.

В 1841 году Сорока значится дворовым Н.П.Милюкова и примерно в это время он знакомится с А.Г. Венециановым, становится его учеником и часто гостит в Сафонкове, конечно, с разрешения Николая Петровича, которому лестно было иметь своего крепостного художника.

Уже в апреле 1842года Венецианов с гордостью пишет Милюкову: “Вот, мой почтеннейший Николай Петрович, возвращаю вам вашего Георгия с приростом, прирост этот вы сами увидите”. Учитывая, что крепостной юноша совсем недавно взял в руки кисть, похвала Венецианова была очень весома. Уже первые вещи Сороки отличались добротностью и тщательностью исполнения.

Слайд №15. До нас дошли ранние рисунки – портреты крестьян. Эти работы с точки зрения современного профессионального художника страдают отсутствием психологической выразительности, примитивностью позы. Лица героев непроницаемы: они позируют. Но каждое лицо индивидуально, узнаваемо.

Слайд №16. Позже Григорий будет писать более сложные полотна, такие как “Гумно”, “Кабинет в Островках”, “Пейзаж”, “Вид на плотину”, “Рыбаки” и другие. И во всех картинах – те же добротность и тщательность исполнения, отсутствие психологической выразительности, но при этом точность изображения.

Слайд №17. “Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки” вполне узнаваем даже по прошествии более 150 лет. Тот же уютный залив, тот же берег, те же прибрежные заросли. Нет только декоративного павильона на острове, нет и древних челноков – долблёнок.

Сорока был художником в высоком понимании этого слова. Дар, открывшийся в нём, требовал дальнейшего развития, совершенствования. Но он был крепостным и в этом была его трагедия.

Слайд №18. Внешне Григорий жил благополучно: сыт, одет, допущен в барские покои, рисовал их интерьеры. В 1852году он женился “на крепостной девке сельца Островки” Александре Нестеровой. Лидия Николаевна Милюкова соизволила стать крёстной матерью Константина, первого ребенка Сороки.

В 1860 году Григорий упоминается уже как крестьянин деревни Покровское, отец двоих детей. Жил обеспеченно, имел собственный двухэтажный дом. К этому времени он занялся иконописью, имел учеников.

Однако, человек, познавший внутреннее освобождение в творчестве, но связанный внешними обстоятельствами, в конце концов приходит к трагической развязке. 10 апреля 1864года жизнь Григория Сороки оборвалась. Что его толкнуло к самоубийству, долго было не ясно.

Слайд №19. Внешний же повод трагедии был в следующим. В 1861 году, как известно, опубликован манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, но юридическое оформление освобождения затягивалось. Когда же оформление в виде Уставных грамот состоялось, крестьяне обнаружили, что они опять оказались в кабале у того же помещика.

Сорока совместно с другими крестьянами деревни Покровское написал жалобу на Н.П. Милюкова и отправил её на имя Александра II. Жалоба была возвращена в Тверское губернское по крестьянским делам присутствие, в котором её увидел Н.П. Милюков. По требованию помещика художник был вызван в волостное в Займище правление.

5 апреля был он вызван в Займищенское Волостное правление, коим был произведен за сделанные грубости и ложные слухи в волости к трехдневному аресту, но по болезни был отпущен старшиной. Это обстоятельство, как надо полагать, и было причиной его смерти, потому что он 10 числа ходил задумавшись по деревне, а потом ушёл оттуда и куда-то скрылся. Сорока повесился, его нашла жена. Отчего он лишил себя жизни никто не знает и полагают по приключившейся безумной задумчивости от пьянства.

После смерти Сороки его вдова продолжала жить в Покровском с двумя сыновьями и дочерью Екатериной.

Картины Сороки были собственностью Милюковых, из-за чего его творчество оставалось долго не известным общественности. Только в послереволюционное время, когда картины его были собраны в музеи и картинные галереи, миру предстал художник с необычной внутренней чистотой и высоким трепетным душевным ладом.

Слайд №20. Места захоронения Венецианова и Сороки долгое время были не известны широкой общественности. Но всё же нашлись люди, которым не безразлична их судьба. На могиле А.Г. Венецианова теперь стоит памятник, а у с. Поддубье, на месте его гибели, - памятный знак; на могиле Сороки установлена мемориальная доска и неподалёку у дороги – памятник.