Урок по региональной истории в 8-м классе "Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (33 МБ)


Класс: 8 класс
Место урока: проводится в конце изучения темы “Рождение Российской империи”.
Тип урока комбинированный.
Форма урока: урок-исследование, в результате которого создается “фотолетопись”, которая может быть представлена на бумажных листах или в электронном варианте (документ MW, презентация и др.) (Приложение 1).
Информационно методическое обеспечение: учебник: Андреев И.Л. История России: конец XVII – XVIII в. 8 класс.... – М.: Дрофа, 2016, презентация к уроку “Архангельск в истории Российского Военно-морского флота” (Презентация), материалы для создания фотолетописи (документы (Приложение 2), фотоматериалы, рисунки и др.).
План урока: Формулировка проблемы, гипотезы, темы и цели исследования.
  • Подготовка к исследованию.
  • Проведение исследования, создание фотолетописи.
  • Представление результатов исследования.
  • Подведение итогов исследования.
Цель урока: показать роль Архангельска в создании российского морского флота.
Основные задачи урока:
Образовательные: познакомить с историей г. Архангельска в период правления Петра Первого.
Развивающие: развивать исследовательские умения;
Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому своего родного края, уважение к землякам.
Методы обучения: словесный, практический (исследовательский), наглядный (просмотр фото и видеоматериалов) и другие.
Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.
Понятия: регулярный флот, верфь, струг, фрегат, яхта, “государева дорога”, воевода.
Персоналии: Петр Первый, Федор Апраксин, Иван Рябов
Планируемы результаты
Предметные овладение целостными представлениями об истории города Архангельска в годы правления Петра Первого, о событиях, происходивших на Севере и сыгравших важную роль в создании регулярного морского флота в России; умение изучать и систематизировать информацию из различных источников; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия значения событий; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления деяний личностей в истории страны и в истории родного края.
Личностные УУД: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности; готовность к саморазвитию; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена локальной и региональной общности; осмысление опыта предшествующих поколений.
Метапредметные

(на уровне УУД):

познавательные регулятивные коммуникативные
умение выдвигать гипотезу, выделять информацию из разных источников, работать с текстом, выделять главную мысль текста, делать выводы, приводить знания в систему. умение ставить учебные задачи, организовывать и планировать свою работу;

осуществлять в ходе работы самоконтроль.

умение формулировать вопросы и ответы; высказывать мнения и слушать других;

работать в группе, распределять роли,

публично представлять результаты работы.

Организационная структура урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Орг. момент

(1 мин.)

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует: 2 слайд. Здорово ли ваше здоровье на все четыре ветра! Так приветствуют друг друга коренные поморы. Сегодня мы посвящаем урок главному городу поморов – Архангельску. Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Презентация демонстрируется учащимся со

2 слайда

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации.

(3 мин.)

Учитель создает условия для появления у детей стимула к исследовательской работе. Опираясь на знания ребят, полученных на предыдущих уроках, учитель проводит беседу и подводит их к главной проблеме урока.

3 сл. Наша страна – Россия – великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Но были времена, когда Россия не имела регулярного морского флота.

   
4 сл. Какую дату и почему в России считают датой основания регулярного морского флота?

5 сл. Да, в 1696 году, после успешного Азовского похода Боярская Дума утвердила государев указ о создании морского флота. Эскадры, которые разбили турок при Азове, были построены под Воронежем. 6 сл. 30 октября 2016 года Россия отметит День основания Российского Военно-морского флота. Но единого мнения о Дне рождения военного морского флота в России нет. 7 сл. Но ясно одно, это событие связано с именем Петра Первого.

8 сл. А какие города могут претендовать на звание “Колыбель Русского Флота”? Сейчас я вам загадаю загадки об этих городах. С помощью информации на слайдах определите их.

Отвечают на вопросы учителя.  
9 сл.

Здесь в льняном амбаре
Найден бот Петром.
Юный царь в ударе,
Увлекся кораблем.
(Москва, район Измайлово)

10 сл.

На озере Плещеевом
Петр верфь соорудил.
Потешною флотилией
Он сам руководил.
(Переславль-Залесский)

11 сл.

Построен флот Петром был здесь,
Что турок покарал.
И берег у Азова весь
Тот царь “к рукам прибрал”.
(Воронеж)

12 сл.

России город сей оплот
Всех красотой пленил.
Здесь создан был Балтийский флот,
Что шведов победил.
(Санкт-Петербург)

Называют города.

Делают краткие выводы о роли городов в создании регулярного русского военного морского флота.

Автором стихов является автор данной статьи
Формулировка проблемы А вот еще одна загадка.

13 сл. Демонстрирует фрагмент из фильма Ильи Гурина “Россия молодая”.

14 сл. Задает вопрос: О каком корабле говорит Петр Первый? Где и когда он был построен?

15 сл. Петр Первый, действительно, впервые вышел в открытое море на яхте “Святой Петр”, которая была построена в Архангельске.

16 сл. Можно ли Архангельск, первый порт нашей страны, считать родиной российского кораблестроения?

Осуществляют просмотр фрагмента фильма. Отвечают на вопросы учителя. Фрагмент взят из 3 серии фильма “Россия молодая”
Выдвижение гипотезы исследования

(1 мин.)

Чтобы ответить на этот проблемный вопрос мы с вами проведем небольшое исследование. Проблема исследования нам известна, выдвигаем гипотезу. Какую гипотезу мы должны доказать, либо опровергнуть?

17 сл. Попробуем доказать, что Архангельск сыграл определяющую роль в создании Российского ВМФ, и его можно считать родиной российского судостроения.

Выдвигают гипотезу.  
Постановка целей и задач исследования

(1 мин.)

Побуждает школьников к самостоятельному определению темы и целей исследования.

Определите сами тему урока и его цель. 18 сл. Итак, сегодня мы исследуем тему “Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота”.

19 сл. Целью исследования является определения роли города в создании Военно-Морского Флота в России.

Определяют тему урока и цели.

 

 
Подготовка к проведению исследования

(4 мин.)

Для проведения исследования мы разделимся на группу “экспертов” и 2 группы, которые должны создать одну из страниц 20 сл. фотолетописи “Архангельск в истории создания Российского Военно-Морского Флота”. Каждая страница посвящена одному из периодов в истории создания Флота. 1-я группа создает страницу фотолетописи “Архангельск в конце XVII века”. 2-я группа создают страницу фотолетописи “Архангельск в первой четверти XVIII века”. “Эксперты” составляют вводную статью к фотолетописи, оформляют титульный лист. В каждой группе “редакторы” и их помощники в лице “картографов”, “хронографов”, “фотохудожников” и “архивариусов” будут определять, какие события из истории Архангельска и каким образом сыграли определяющую роль города в процессе превращения нашей страны в морскую державу.

Давайте составим план нашей работы, выберем методы исследования и распределим обязанности в каждой группе. Определим, какие материалы необходимы для работы.

  Образец фотолетописи в Приложение 1
Вмести с учениками составляет план, выбирает методы, распределяет обязанности в группах, раздает необходимые материалы.

21 сл. Итак, мы с вами будем работать по следующему плану:

1. Изучение источников.

2. Отбор материалов для фотолетописи.

3. Оформление страницы фотолетописи.

4. Представление результатов работы.

5. Подведение итогов.

Работают над планом, определяют методы, создают группы и распределяют обязанности, составляют список материалов. План на 21 слайде записан до урока, но в него могут вноситься изменения
Проведение исследования

(20 мин)

Направляет работу групп, осуществляет необходимую помощь. Проверяет по истечении времени готовность к представлению результатов. Работают по плану

(1-3 пункты)

Документы в

Приложение 2

Интернет-ссылки на фотографии и рисунки в

Приложение 1

Представление результатов и их обсуждение

(10 мин)

Настало время познакомиться с результатами вашей работы. На выступление каждой из 3-х групп дается 2 минуты. Используйте в ходе рассказа карту на слайде презентации

(22 сл.)

Представляют и обсуждают результаты, используя страницы летописи и карту 22 сл.  
Итоги урока.

Рефлексия.

(5 мин)

Мы провели исследование, представили результаты в виде фотолетописи. Смогли ли мы доказать, что Архангельск является родиной российского кораблестроения.

23. сл. Да, Архангельск сыграл очень важную роль в создании Российского

Военно-Морского Флота, его можно считать родиной российского судостроения, он может претендовать

на звание “Колыбель Российского Флота”.

24 сл.

Показывает фрагмент музыкального клипа “Гимн города Архангельска” и читает высказывание К.И. Коничева.

Возвращаются к гипотезе исследования, делают выводы  

Интернет-ресурсы

  1. http://fb.ru/article/185704/istoriya-rossiyskogo-flota-flot-petra-velikogo (статья “История российского флота. Флот Петра Великого”);
  2. http://downtown.ru/voronezh/city/4259 (статья “Бренд или не бренд: Колыбель Российского флота”);
  3. http://politinform.su/obschestvo/4407 (статья “Архангельск – историческая родина кораблестроения);  
  4. http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?levelID=012002007&id=12927&cType=1 (копии сборника статей и указов “Петр Великий на Севере”)
  5. http://bookabar.ru/index.php(ссылка для скачивания книги Огородникова С.Ф. “История архангельского порта”);
  6. http://www.архангельск.su/history/torgovyi-centr/ (сайт “Архангельск”);

Литература

  1. Летопись города Архангельска, 1584 – 1989/ Обществ. научн. ред.: проф. Г. Г. Фруменков, Е.И. Овсянкин; Сост.: В.А. Волынская, В.А. Радишевская, Т.В. Титова]. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1990;
  2. Огородников С.Ф. История архангельского порта. – СПб: Типография Морского министерства, 1875 г.;
  3. Коничев К.И. Петр Первый на Севере: Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1984;
  4. Петр Великий на Севере: Сб. ст. и указов, относящихся к деятельности Петра I на Севере / Под ред. А. Ф. Шидловского. - Архангельск: Губерн. тип., 1909;
  5. Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1975.