Рейтинг@Mail.ru

Методическая разработка урока краеведения в 9-м классе по теме «Просвещение и культура Воронежской губернии в XIX веке»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: исследовать достижения просвещения и особенности культуры в Воронежской губернии в XIX веке.

Задачи:

  • познакомить учащихся с традициями нашего края;
  • воспитывать уважение к созидательной деятельности людей;
  • воспитывать любовь к своей Родине;
  • формировать представление о России как о великой стране;
  • познакомить с культурой и достижениями в Воронежской губернии XIX века;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать исследовательские умения при работе с дополнительной информацией, способности актуализировать ранее изученное;
  • устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное и систематизировать материал;
  • способствовать духовно - нравственному воспитанию обучающихся на уроке;
  • показать многообразие, красоту и самобытность русской культуры.

Оборудование:

  • фонограмма песни;
  • мультимедийная презентация;
  • книги и пособия по истории края.

Тип урока: урок-исследование.

Опережающее задание: работа с дополнительным материалом по теме урока, создание мультимедийных презентаций и мини - исследований учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Постановка цели. Вступительное слово учителя.

Мы с вами уже многое узнали о истории родного края, и к этому занятию несколько учащихся подготовили презентации и сообщения на темы, которые вызвали у них интерес. Сегодня нам предстоит с вами разобрать несколько интересных и важных вопросов. Но начну я с простого:

- Как вы думаете, с чего начинается Родина?

(Родина начинается с познания самого себя, с родного дома, села, друзей, речки за селом и т.д.).

Сегодня мы будем работать над проблемными вопросами, которые возникнут в ходе урока. Культура во все времена была не просто сферой деятельности, но основой жизни, нравственным ориентиром людей. И культурная жизнь Воронежского края не является исключением.

II. Сообщения и презентации учащихся

1-й учащийся (или группа уч-ся):

Крестьянская одежда.

В Воронежских актах последней четверти XVII века упоминается женский головной убор - кокошник: “... двои же чулки отдала ей одна, Пелагея, сама, вместо кокошника, ... а тот де кокошник и подзатыльник увезла у нее к Москве солдатская жена вдова Ульяна”. В XIX - первой трети XX века носили кокошник в виде высокой цилиндрической шапочки на твёрдой основе с плоским, чуть скошенным на затылке дном. Шили его из серебристого или золотистого позумента, отделывали по низу чёрной бархатной лентой или узкой цветной шёлковой полосой. В месте соединения полос позумента кокошник украшали вышивкой серебряными или золотыми нитями растительного орнамента. Кокошник прикрывал переднюю часть головы и лоб, сзади голову закрывал позатыльник, который в разных местностях имел свою отделку, форму, размеры. Носили кокошник в комплекте с полосатой юбкой, с юбкой из фабричной ткани, с поневой-юбкой.

В сёлах Воронежской губернии широкое распространение получили кички и сорочки. Кички были разнообразными по форме: рогатые, лопатообразные, полуовальные.

Для обозначения этого типа одежды использовали различные названия. Одни из них указывают на ткань, из которой изготовлен сарафан, и её окраску: “золотник”, “набивной”, “набивник”, “сукня”, “кубовый”, “буклевый”, “штофный”, другие - на особенности покроя: “продуванка”, “шубка”, “раздуванка”, “юпочка”, “юбка”.

На территории Воронежской губернии бытовали три типа сарафанов: глухой косоклинный, косоклинный распашной, прямой или круглый.

Основой женского костюма была рубаха (украинское - “сорочка”), которую использовали как нательную и выходную одежду. Рубаху обычно шили из двух частей: верхней - “стан”, “станушка” из тонкого холста или ткани фабричного производства, и ниже - “подстава”. Обе части соединялись поперечным швом. В конце XIX века “подставу” не пришивали к рубахе, и она представляла собой юбку, которую поддевали под поясную одежду (поневу, юбку, плахту). Цельные рубахи или “додольные”, “скразные”, как их называли в некоторых селах, шили из полотнищ холоста, идущих от ворота до подола. В конце XIX - начале XX века они бытовали, в основном, в качестве “смертной”, свадебной или праздничной одежды.

Учитель:

- Ребята, какие народы проживают на территории Воронежской области? Какие области граничат с нами?

(Учащиеся перечисляют соседние области, отмечаю много схожего в одежде)

- Да, одежда и вышивка похожа на одежду наших Белгородских, Липецких и Луганских соседей, но есть и особенности.

2-й учащийся (или группа уч-ся):

Мещанство и купечество.

Начиная с указа Екатерины II от 1775 года в России довольно четко утвердилось деление общества на сословия. Они разделялись на податные — те, которые обязаны были платить государству подати, то есть налоги, и неподатные — освобожденные от этой повинности.

К неподатным, то есть привилегированным сословиям, относились дворянство и духовенство, к податным — крестьянство, мещанство, купечество. Помимо уплаты податей, представители податных сословий несли рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения.

Ни купцы, ни мещане, ни духовенство крепостных крестьян держать не имели права — это была, за небольшим исключением, привилегия одних лишь дворян.

Что такое мещанство? В последнее столетие это понятие приобрело резко отрицательное значение. Мещанином стали называть, независимо от социальной принадлежности, человека с узкими, частнособственническими интересами, с ограниченным духовным кругозором.

Однако в первоначальном своем значении слово “мещанство” ничего осудительного не содержало. Буквально “мещанин” означало горожанин — от старого слова “место”, то есть город. До сих пор мы употребляем слово “предместье” — поселение за городской чертой. Мещанином же назывался человек, приписанный к мещанскому сословию, обычно ремесленник, мелкий торговец или же домовладелец. Чаще всего это был вчерашний крестьянин — вольноотпущенный или выкупившийся от крепостной зависимости, отслуживший срок службы солдат, но никогда не дворянин, даже сильно обедневший. В мещане записывались горожане, имевшие капитал менее 500 рублей. Звание это было наследственным.

Особое место в обществе занимало купечество — торгово - промышленное сословие. В купечество записывали горожан, имевших капитал более 500 рублей. С 1775 года купцов стали разделять на разряды — гильдии. Купцы третьей, то есть низшей, гильдии должны были обладать капиталом от 500 до 1000 рублей, второй — от 1000 до 10 000, первой — от 10000 и более. Купцы первых двух гильдий освобождались от рекрутчины и телесных наказаний. В 1863 году третья гильдия была отменена, остались только первая и вторая. [1]

Учитель:

- Ребята, вспомните, кто еще был освобожден от всех обязанностей и получил многие привилегии во время Екатерины II?

(Учащиеся перечисляют привилегии дворян, отмечаю негативную их сторону, отмену многих обязанностей, введенных при Петре I)

3-й учащийся (или группа уч-ся):

Упряжки.

Прежде всего о выражении “закладывать лошадей”. Это означало запрячь их в экипаж; откладывать, или раскладывать, — распрячь, отпрячь; перекладывать (отсюда и слово “перекладные”) — перепрячь, заменить одних лошадей другими.

Упряжки бывали разными, и отличались они не только количеством лошадей, но и порядком их расположения. Наиболее популярной в России была тройка: средняя лошадь, наиболее крепкая, называлась коренной или коренником, на нее приходилась главная нагрузка. Боковые лошади назывались пристяжными. Коренник бежал рысью, пристяжные галопом. Тройка воспета в десятках русских стихотворений, песен и романсов, не потерявших своей популярности и в наши дни. Гоголевская “птица - тройка”, которой писатель уподобил Русь, памятна каждому.

Ездили и на четверках, или четвернях, — четырех лошадях, запряженных в ряд, что было возможно только для широких дорог, а чаще запряженных попарно, одна пара за другой, то есть цугом. Шестерки, или шестерни, восьмерки и т.д. также впрягались парами, в линию. Пары лошадей, впряженные справа и слева от дышла, то есть одиночной оглобли, назывались дышловыми — правой и левой. Передняя пара лошадей именовалась уносной.

Упряжка парой, когда в оглобли впрягался коренник, а к нему привязывалась пристяжная, называлась парой на отлете или парой с отлетом.

Цугом, то есть с большим количеством лошадей, не менее четырех, впряженных попарно, ездили очень богатые, сановитые люди.

Гусем, то есть одна за другой (до пяти), запрягались лошади, как правило, за городом, на узкой зимней дороге, чтобы не увязнуть в сугробе.

При запряжке цугом на одной из передних лошадей непременно сидел верхом форейтор (в переводе с немецкого — передний всадник), в народном произношении фалетор, обычно мальчишка или же, как исключение, взрослый человек малого веса, чтобы не отягощать лошади. Обязанностью форейтора было управлять передней парой лошадей, которые служили направляющими для остальных.

Приближение почтового экипажа оповещал звон колокольчика, прикрепленного под дугой коренника. У пристяжных лошадей, ходивших без дуги, к сбруе подвешивались бубенцы. Крупные бубенцы, издававшие глухой звук, назывались глухарями. [1]

Учитель:

- Ребята, а какие слова, услышанные на уроке, встречаются вам в книгах, фильмах, литературе, разговоре?

(Тройка с бубенцами, пристяжная, форейтор, цугом)

- Да, а бубенцы вы видели в нашем школьном музее.

4-й учащийся (или группа уч-ся):

Образование.

Во второй половине XIX века значительные успехи были достигнуты в сфере школьного образования: возникло много новых типов учебных заведений.

В декабре 1861 года в Воронеже открылось первое в губернии женское училище. Через два года его преобразуют в восьмиклассную Мариинскую женскую гимназию - одну из лучших в провинциальной России. В 1875 году для гимназии построят специальное здание на углу Большой Дворянской и Тулиновской (ныне улица Комиссаржевской). Среди известных выпускниц гимназии художница Е. А. Киселёва, писательница О.К. Кретова.

Для обучения дочерей духовных лиц, преимущественно из бедных семей или сирот, в 1865 году создано Епархиальное женское училище. С 1888 года его выпускницам выдавались свидетельства на звание учительниц церковноприходских школ.

В сентябре 1873 года в Воронеже появилась мужская прогимназия. Она давала неполное среднее образования, соответствующее четырём младшим классам гимназии.

К концу XIX века в Воронежской губернии насчитывалось 25 городских училищ всех типов. Если учесть, что 90 городов России с населением более 10 тысяч человек каждый училищ вообще не имели, нашу губернию по этому показателю можно отнести к числу вполне благополучных.

В 1884 году были утверждены “Правила о церковноприходских школах”. Правительство всячески поддерживало эти школы и старалось выделить их в качестве приоритетного направления в начальном образовании. Это обеспечило им стремительный рост. Если к 1886 году в Воронежской епархии числилось 52 церковноприходские школы, то к концу века их число увеличилось в 14 раз. Правда, по расчётам исследователей, государство тратило на содержание одной такой школы в 5-6 раз меньше средств, чем земство. Поэтому образование, полученное в земской школе, было более прочным. [2]

Учитель:

- Ребята, что мы знаем о церковноприходских школах из истории?

(Учащиеся перечисляют как, кто, чему и сколько учился в церковноприходских школах)

- Ребята, земская школа появилась у нас в селе 1861 году.

3-й учащийся (или группа уч-ся):

Русские меры длины, площади, веса, емкости и объема жидкости в XIX века (презентация).

1-й слайд

Меры длины: “От горшка два вершка”

Гиганты в 15 вершков? (67 см)

  • Что меряли пядью? (примеры из литературы)
  • Аршин проглотил...
  • Косая сажень в плечах.
  • Коломенская верста – очень высокий человек.
  • 1 вершок = 4,45 сантиметра
  • 1 аршин = 16 вершкам = 71 сантиметру
  • 1 сажень = 3 аршинам = 2,13 метра
  • 1 верста = 500 саженям = 1,06 километра

2-й слайд

Меры площади:

  • Квадратные аршины и сажени.
  • Десятина – величина площади землевладения.
  • Хозяйственные десятины и квадратные версты.

3-й слайд

Меры веса: “Мал золотник, да дорог”

  • Золотник = 4,26 грамма
  • Лот = 3 золотника = 12,79 грамма
  • Осьмушка = 50 граммов
  • Фунт = 32 лота = 410 граммов
  • Пуд = 40 фунтов = 16,38 килограмма
  • Берковец = 10 пудов = 163,8 килограмма
  • Лот – современная единица или партия товара
  • Фунт, осьмушка и четверик в обиходе
  • Пуд – мера веса и мера значения и важности

4-й слайд

Меры емкости сыпучих товаров:

  • Четверть (куль) – 210 литров
  • Осьминка (осьминник) – 105 литров
  • Четверик (мера) – 26,24 литра
  • Гарнец (осьмушка) – 3,3 литра

5-й слайд

Меры объема жидкости:

  • Шкалик (косушка) = 0,06 литра
  • Чарка = два шкалика = 0,12 литра
  • Четушка (четверть штофа или сороковка) = 0,31 литра
  • Полуштоф (мерная бутылка) = 0,6 литра
  • Штоф (на Украине кварта) = 1,23 литра
  • Осьмуха = 1/8 ведра = 1,55 литра
  • Четверть (четвертная или сороковушка) = 1/4 ведра = 3,1 литра (использование для наглядности экспонатов музея)
  • Ведро = 10 штофов = 12,3 литра
  • Бочка = 40 ведер = 492 литра [1]

Учитель:

- Ребята, мы вместе с вами вспомнили пословицы, поговорки, связанные с русскими мерами длины, площади, веса, емкости и объема жидкости, используемые 100 лет назад. А сейчас сохранились эти названия?

(Ребята перечисляют пудовую гирю, чекушку, ведро, бочку, десятину и т.д.) - Спасибо, ребята, за интересный рассказ, за то, что помните о русских мерах.

Учитель:

- Да, ребята, наша страна Россия большая, и история у нашей страны яркая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать, но все это впереди. Я хочу закончить наш урок такими словами:

Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то ...
С. Есенин

Звучит песня “Гляжу в озера синие..”

Используемая литература.

1. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского XIX века / Ю.А. Федосюк. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 264 с.

2. Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Учебное пособие. / Науч. ред. Б.Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015. - 368 с.