Рейтинг@Mail.ru

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Куда текут реки?»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели: расширить и уточнить представления о реках и морях, пресной и морской воде; рассказать о пути прихода питьевой воды в наш дом; показать значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных водоемов; обеспечить опыт экологического поведения в природной среде.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: научиться прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
  • Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации.
  • Личностные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
  • Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
  • Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

II. Актуализация знаний и формулирование проблемы урока

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ... (глобус). (Слайд 2)

  • А что такое глобус?
  • Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте) (Слайд 3)
  • Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (детям предлагается фотография планеты на слайде) (Слайд 4)
  • Какого цвета больше? (Больше голубого)
  • Как вы считаете, что значит голубой цвет? (голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты)
  • А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
  • Чего больше на планете Земля? (Воды)

Работа в парах.

(учитель напоминает о правилах работы в парах:

  • Уважай своего товарища.
  • Умей выслушать.
  • Не согласен – предлагай)

У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  (Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).

К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)

Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.

С древнего языка слово “Океан” означает “водоем, в котором много воды”.

Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.

Какие водоемы суши вы знаете? (река, озеро, пруд, море)

Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (река) (Слайд 5)

- Вспомните, что вы уже знаете о реках и скажите, какую пользу приносит река?(место обитания для рыб и некоторых животных, вырабатывает электрический ток, для полива и т.д.)

- Как вы считаете, может ли река сделать столько работы, если её воды будут стоять на месте? (нет)

- Какое предположение вы можете сделать? (реки постоянно движутся)

Постановка проблемного вопроса

- Я приготовила для вас вопрос. Составьте его из слов на доске (предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (дети составляют вопрос: Куда текут реки)

- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?) (Слайд 6)

- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (узнать, куда текут реки)

- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).

А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса.

- Что нужно для путешествия? (карта или маршрут)

- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.

- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки)

III. Работа над новым материалом.

Работа по учебнику с.66

- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

(дети называют реку Осётр)

- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (это небольшая река) (Слайд 8)

- Что заметили, путешествуя по этой реке? (она впадает в другую реку)

- В какую реку впадает Осётр? (в Оку) (Слайд 9)

- Какая ещё река впадает в Оку? (река Москва) (Слайд 10)

- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.)

- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (в другую реку)

- Назовите её. (Волга) (Слайд 11)

- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)

- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (нет, она становится всё шире и шире)

- Куда же впадает река Волга? (в Каспийское море) (Слайд 12)

- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).

Физкультминутка

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
(встать из-за парт)
Он назад поплыл сначала.
Раз, два.
(шаги назад)
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
(шаги вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
(Волнообразные движения руками)
Набирая полный ход.
(ходьба на месте)

IV. Практическая работа в парах

Про что так говорят:
Кругом вода,
А с питьём – беда. (Про море)

- Рассмотрите фотографии в учебнике, как вы думаете, где река, а где море?

- Сравните реку и море. Чем они похожи, а чем различаются? (различаются размером: река меньше, видим 2 берега, а море больше, берега не видно)

- А сейчас мы с вами проведем практическую работу в парах и узнаем, чем ещё отличаются река и море

Описание работы:

(опыты выполняют совместно с учителем, учитель руководит деятельностью)

Цель: найти отличие морской и речной воды.

Оборудование:

На столах у детей стоят 2 стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, в другом - вода, подсоленная морской солью.

План работы:

1. Сравните речную и морскую воду по цвету.

2. Сравните речную и морскую воду по запаху.

3. Сравните речную и морскую воду по вкусу.

Результаты опыта дети заносят в таблицу, сравнивают полученные результаты и делают выводы

План работы Наблюдения Выводы
1. Поднесите оба стакана к листу цветной бумаги и посмотрите сквозь стакан. Что заметили? Через стаканы с водой можно определить цвет бумаги. Морская и речная вода прозрачная, т.е. по этому признаку отличить нельзя.
2. Определите, имеет ли вода в стаканах запах. Для этого понюхайте воду в каждом стакане. Вода не имеет запаха Морская и речная вода не имеют запаха, по этому признаку нельзя определить речную и морскую воду
3. Попробуйте воду в каждом стакане на вкус. Что заметили? В стакане под номером 1 вода на вкус пресная, а в стакане под номером 2 солёная. Речная вода - пресная, а морская - солёная, т.е. вода в реке и в море отличается по вкусу.

- Так чем же ещё отличается море и река?

Учащиеся по итогам опыта делают вывод: В море вода солёная, а в реке — пресная. Этим море отличается от реки.

- Проверьте правильность вашего вывода при помощи учебника. Прочитайте вывод Мудрой Черепахи и сравните со своим (читают, сравнивают).

Физминутка

Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура, на месте замри!

V. Экологическая беседа

Почему воду нужно беречь и охранять? (Слайд 13)

– Вода входит в состав любого организма;

– Вода – это жизнь, красота и здоровье;

– Количество воды ограничено;

– Вода – помощник человека;

– Вода загрязняется. (Слайды 14 - 15)

О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? (Слайды 16 - 17)

Вывод:

Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

Рассказ учителя откуда берется вода в реке (Слайды 18 - 19)

- Сегодня на уроке мы узнали про четыре реки нашей страны. А ведь страна у нас большая и рек в ней превеликое множество. Давайте посмотрим некоторые из них на слайдах и попробуем их запимнить. (Слайды 20 - 23)

- А теперь проверим как хорошо Вы запомнили названия рек о которых мы сегодня говорили.

Работа в парах.

Из букв собрать названия рек. (Слайд 24)

VI. Итог урока.

- Наше путешествие подходит к концу. Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (узнать, куда текут реки и чем отличается река от моря).

Ответили ли мы на главный вопрос (да, мы узнали, что река впадает в другую реку или в море; море отличается от реки большим размером и тем, что в море вода солёная, а в реке пресная)

Я предлагаю вам поделиться своими знаниями, в этом вам помогут ключевые слова:

Сегодня на уроке:

  • Я научился.....(различать реку и море)
  • Я узнал ...... (реки впадают в другие реки или в море; вода в реке пресная, а в море соленая)
  • Я теперь смогу ...(отличить реку от моря, рассказать о путешествии воды...)

6.1. Самооценка.

Кому на уроке было интересно, кому понравилось открывать новые знания, давайте наполним реки каплями нашего хорошего настроения. (Если урок понравился и вам было всё понятно, раскрасьте капельку в голубой цвет; если остались вопросы или урок не понравился, пока капельку красить не надо).

Приложение.