Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков Г–К в слогах и словах

Разделы: Логопедия


Цель: обучить учащихся различать на слух и на письме согласные Г-К в слогах, словах и предложениях.

Задачи:   

  • развитие фонематического слуха;
  • закрепление дифференциации букв Г-К на письме;
  • развитие навыка звукового анализа и синтеза;
  • развитие зрительно-пространственной ориентировки;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: слоговая таблица, карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Послушайте стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [Г]:

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
                               Г.Виеру
– 4 раза.

– А теперь послушайте другое стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем встречается звук [К]:

«Сосулька»

Каплями забулькав,
Плакала сосулька:
– Я хотела сесть повыше,
Я хотела влезть на крышу.
А ступила на карниз –
И боюсь свалиться вниз!
Кап! Кап! Кап!

Н. Полякова

– 9 раз.

2. Уточнение связи буквы и звука

– Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему?
– Звонкий или глухой? Почему?
– Звук [К] согласный или гласный? Почему?
– Звонкий или глухой? Почему?
– Что общего и чем различаются звуки [Г] – [К]?

3. Слоговая таблица

ГО

ГУ

КА

УГ

ГЕ

КИ

АГ

КО

УК

ГА

КЕ

ГИ

КЫ

ГЫ

АК

КУ

– Какой слог находится в правом левом углу?
– Какой слог в верхнем левом углу?
– Прочитайте первый столбик слогов.
– Прочитайте последний столбик слогов.

4. Послушайте слоги, запишите только первую букву каждого слога.

– Гы, гу, ка, ки, го, ке, ге, кя; кра, кро, гра, кры, гру, гры, гро, гре, кри, гри.

5. Цепочка слогов

– Послушайте ряды слогов, повторите их в той же последовательности, отвечает тот, у кого в руках мячик.

Га – ка – га                                 Ку – гу – ку                        Ка – га – га – ка
Го – ко – го                                Ко – го – ко                        Ку – гу – ку – гу     
Ге – ке – ге                                 Ке – ге – ке                        Ко – го – ке – ге                                     
Ка – га – ка                                Гу – ку – гу                          Гы – кы – кы – гы                                                                 

6. Подберите и запишите по три слова, которые начинаются на эти слоги.

ГО –
КА –
ГИ –
КИ –
ГА –
КО –

(Голубь, горка, год, капля, камень, кадр, гимн, гиря, гипс, кит, кисть, кипа, гавань, газ, галка, конь, кобра, комната)

7. Физминутка

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону).
Гуси – в волнах на реке (наклоны вперед-назад).
Мимо голуби летели (покачивания руками).
И на веточку присели (приседание).
Веточка качается (покачивание руками).
Неплохо получается.

8. Графический диктант

Записывать только буквы «Г» и «К» и рядом указать цифрой их место в слове.
Например: «Радуга» – пишем Г – 5.

Слова: магазин, кабина, гора, кит, огород, куст, аптека, гигант, галстук, крошка.

9. Возьмите карточки. Прочитайте и запишите предложение.

– ПОШЛАМЫШКАНАРЫНОК.
– ГРИШАХОТЕЛПОГЛАДИТЬГУСЯТ
– КАТЯСОБИРАЛАГРИБЫИЯГОДЫ

Подчеркните буквы «Г» и «К».

10. Итог занятия

– О каких звуках мы говорили?  
– Какие задания вам понравились?
– Какие буквы мы сегодня вспоминали?
– Придумайте каждый слово со звуком «Г» или «К».

Список используемой литературы:

  • Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004.
  • Крутецкая В.А. 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Владос, 2001.