Рейтинг@Mail.ru

Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


1. Введение.

Цель: Познакомить детей с историей основания монастыря.

Задачи:

  • Раскрытие особого значения монастырей для духовной и нравственной культуры нашего Отечества
  • Изучение архивных фотографий и статей в периодических изданиях, на интернет ресурсах.

Методы:

  • Посещение библиотеки и музея, с целью исследования материальных источников.
  • Поиск и работа с дополнительной литературой, Интернет;
  • Творческие работы учащихся нашего класса: Слайд “Мой проект монастыря”

2. Основная часть.

1. Значение монастырей в истории России.<Слайд 1>, <Слайд 2>

Монастыри России... Как много связано с ними в жизни русского человека.

Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей.

Известно, что в годы своего создания, развития и функционирования русское государство вело многочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость. Священнослужители конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу.

С XIV века центром православного подвижничества становится Свято-Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, основанная великим нашим соотечественником преподобным Сергием Радонежским.<Слайд 3>

Самые тяжелые годы наступили не только для монастырей, но и всех православных храмов в начале 20 века. Многие монастыри были разрушены, закрыты или просто преобразованы в государственные учреждения. Только в конце прошлого века началась реконструкция и восстановление прежних зданий монастырей.Из более 1200 монастырей сегодня действуют около 200.

В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Из ставки хана Узбека под Дербентом в Москву везли тело замученного князя Михаила Тверского. <Слайд 4>

Телега с телом ночевала в хлеву, и ночью над ним горожане увидели огненный столб. Это событие осталось в народных преданиях на века.

В 1879 году Кавказская духовная консистория издала указ об основании иноческой обители на землях заштатного города Святой Крест.

Сначала монастырь хотели посвятить чудесному избавлению царя Александра Второго от покушения народовольцев. Но пока святыню строили, произошел второй террористический акт, в котором император погиб, и тогда ее стали возводить уже “во славу Живоносного Воскресенья Христова”. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь – памятник сразу двум русским правителям, принявшим мучительную смерть.<Слайд 5>

В 1882 году Ставропольское братство св. Андрея Первозванного начало строительство монастыря.

При втором настоятеле обители иеромонахе Никоне в июле 1888 года состоялся перенос из Твери в Воскресенский монастырь иконы Михаила Тверского с частицей его мощей. <Слайд 6>

Также было принято решение о постройке храма Преображения Господня. Проект стоимостью 200 тысяч рублей серебром был разработан ставропольским архитектором Н.Марченко и представлял собой гармоничное сочетание готического и византийского архитектурных стилей. Строительство заняло около 12 лет.<Слайд 7 >

2. Описание внутреннего убранства храма.

Храм сложен из жжёного кирпича пополам с камнем-ракушечником, высотой в 60 аршин.

В одном из двух приделов собора находились икона святого благоверного князя Михаила Тверского с частицей его мощей, привлекавшие в обитель богомольцев со всей России. Для удобства молящихся и священнослужителей, храм обогревался в холодное время года, для чего в подвалах храма были установлены, современные на то время, два калорифера системы Креля. Имелись также изразцовые голландские печи. На южной стороне собора находилась звонница с двумя стопудовыми колоколами.

3. Монастырь в последний период своего существования

Как выглядел монастырь в годы своего расцвета, можно увидеть по хромолитографии 1898 года. На ней во всей своей красе предстают трехъярусная колокольня и Спасо-Преображенский собор. Оба архитектурных и исторических памятника в 30-е годы были разрушены до основания.<Слайд 8>

В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы города Будённовска. Монастырь прекратил своё существование.

4. Здания, сохранившиеся до наших дней.

Вот окошко в складских помещениях, где в советские годы вроде бы жил последний монах, работая санитаром в больнице. <Слайд 9>

Лучше всего сохранился на больничной территории один из корпусов, которого на литографии не видно. Он имеет два этажа и сложен из кирпича. По словам прихожан, там был братский корпус, к которому собирались пристроить храм. <Слайд 10>

По данным местных архивов, единственное здание, сохранившееся от монастыря до наших дней, является также и первым храмовым зданием, которое было построено в начале основания обители. Сегодня бывший корпус монастыря является лабораторным отделением центральной больницы города Будённовска.

5. Современные памятники

В 1996 году к годовщине террористического акта в Будённовске, на месте бывшего Воскресенского монастыря открыта часовня-памятник во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”.<Слайд 11>

В 2014 году начались работы по восстановлению монастыря.

6.Паломнический туризм.<Слайд 12>

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа. Однако, в годы советской власти монастыри стали выступать не как объекты поклонения , а как объекты туризма.

В настоящее время религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

В России 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ. В странах СНГ насчитывается еще 183 православных монастыря РПЦ. Монастыри Ставропольского края:

Значение паломнического туризма в жизни общества.

Христианский паломнический туризм имеет особое значение в жизни общества: духовно просветительская роль, общеобразовательная роль ,миссионерская роль, благотворительная роль.

3. Заключение.

В последнее время восстановление монастырей набирает силу. За 5-6 лет возросло количество паломников к святыням. Оно составляет по оценки экспертов около 3-х миллионов человек в год.

В 2003 году на праздновании столетия прославления Серафима Саровского в г. Дивеево приехало более 20 тысяч человек.<Слайд 13>

Следует отметить, что жизнь монастырей никогда не замыкалась в их стенах. Они совмещали в себе и университеты, и библиотеки, и музеи, и художественные академии. При монастырях существовали школы и типографии, что делало их и центрами национального образования.

Сегодня можно говорить, что сохранение и восстановление исторического, духовно-культурного облика Буденновска имеет и важнейшее значение для развития экономики. Речь идет, прежде всего, о развитии туризма в крае, необходимой составляющей которого, несомненно, станет исторический туризм, который немыслим без восстановления ансамбля Мамай-Маджарского монастыря.<Слайд 14>

В заключение я бы хотела привести слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: “Мы никак не можем осознать простой вещи, что сохранение и использования культурного наследия - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природной среды. Памятники нужны человеку для определения своего места в мире, для его нравственной самодисциплины и устойчивости…”

Ведь, любовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры; это, прежде всего, гордость историей своего города.

Конкурс рисунков “Мой проект монастыря” <Слайд 14> 

Библиография:

1. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

2. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Памятники Отечества. — М., 1993. № 26. С. 8—9.

3. Пономарев Г.Н. В чем величие Михаила Тверского / Об-во Михаила Ярославича Тверского. – Тверь: Твер. обл. тип., 1997. – 32с

4. Святой благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской в русской иконописи конца XVII-начала XX в.в.: [Буклет] / Авт. текста Н.А.Курочкина; Оформл. А.А.Юдина.- Тверь, СПб.: Март, Иван Федоров, 1996.- 24 с.: ил. цв.

5. Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском: Редакция Софийской I летописи и Пространная редакция / Вступ. ст., пер. и коммент. В.З. Исакова. – Тверь: Твер. ведомости, 1997. – 115 с.6.

6. Юрий Константинович Студенников Сказание о Земле Прикумской: К 200-летию г. Буденновска / Ю. К. Студенников [Послесл. Н. А. Ляшенко] 93, [1] с. ил. 20 см. М. Газ.-журн. об-ние "Воскресенье"1999