Книга твоего формата. Личная ответственность человека за свою жизнь (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»)

Разделы: Литература


Цель: через  анализ произведения раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности.

Задачи:

  • Образовательная: показать трагизм духовного оскудения личности.
  • Развивающая: содействовать развитию умения анализировать художественное произведение.
  • Воспитательная:  способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока: урок-исследование с элементами групповой творческой деятельности.

Оборудование: Презентация, раздаточный материал (составление кластера, стратегия «фишбоун», вопросы группам), тексты,  словари.

Эпиграф к уроку:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В.Гоголь

Этапы урока
Ход урока (деятельность учителя и учащихся)
1. Организационный этап

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя  (Презентация. Слайд № 1)

С целью повышения общего образовательного уровня  наших граждан и приумножения культурной целостности нашей страны, сохранения своей самобытности, национальных ценностей и духовных традиций 2015 год в России объявлен годом русской литературы. И это не случайно. Нравственное развитие подростка напрямую связано с получаемой им духовной пищей. Огромную роль в развитии  высоконравственной  личности играет книга. Литература питает ум и воображение юного человека, открывает ему новые миры, образы и модели поведения. Литература помогает понять себя и мир вокруг, обогащает опытом, побуждает сознание сопоставлять свою жизнь с жизнью других людей, остерегает от неправильных поступков. Познавая в произведении картину человеческой жизни, читатель познает самого себя.
Сегодня мы обратимся  к творчеству Чехова. 2015 год – юбилейный для этого писателя: со дня его рождения прошло 155 лет.
Все, о чем писал Антон Павлович, актуально, свежо и живо до сих пор. Произведение, о котором пойдет сегодня речь, – это книга вашего формата. Она заставляет задуматься о самом главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.  Чехов обращается к своим читателям с призывом не поддаваться губительному влиянию среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлые идеалы молодости и любовь, беречь в себе человека.  Слайд № 2

2. Этап проверки домашнего
задания

3. Словарная работа

Деградация – постепенное ухудшение, снижение каких л. качеств; упадок, движение назад.
Пошлый — низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый, лишенный идейных интересов и запросов, проявляющий невоспитанность и хамство, пренебрежение к людям.                 
Мещане — люди с узким кругозором и мелкими интересами, духовно, нравственно и интеллектуально ограниченные, давно остановившиеся в своем развитии.
Обыватель — человек, лишенный общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами. Слайды №3,4

4. Проверка домашнего задания  (викторина на знание текста).  Слайды № 5,6

 Прочитайте отрывок, определите героя. Кто это говорит?

1) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч.
2) Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло без впечатлений, без мыслей.   

Чей это портрет?

1) Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее.   
2) «… ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, и уже ходит откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками …, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…»

Чей это портрет?

«…полный, красивый брюнет…сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно».
« Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком…»

Кто из персонажей…

…ездил на свидание с любимой на кладбище?
…любил употреблять слова «недурственно», «здравствуйте пожалуйста»?
…в течение нескольких минут не раз менял свое мнение по поводу собаки, укусившей за палец одного из жителей?

5. Самостоятельная формулировка темы урока (учитель корректирует)   Слайд № 7

Как к своей жизни должен относиться молодой человек?
– Каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму?
Книги какого формата необходимы юношеству?

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному
усвоению нового материала

6. Постановка задачи.  Проблема.
 
Определите, что собой представляет семья Туркиных?
– Что происходит с доктором Старцевым, когда он попадает в губернский город С?

Класс делится на группы, каждая из которых использует в решении проблемы  кейс-метод.   Слайд № 8

(Приложение 1) Технология метода:

1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Сравнение и анализ принятых решений
5. Подведение итогов

1 группа –  исследователи образов семьи Туркиных.
2 группа – исследователи образа доктора Старцева.
3 группа – исследователи вопроса « успешность или перерождение»?
4 группа – исследователи  художественных приемов и их роли в произведении.

4. Этап усвоения
новых знаний

План работы 1-й группы.

Туркины – "самая образованная и талантливая семья в городе С"?
 
Работа с текстом.

Перед нами – талантливая и образованная семья или обычные мещане в духовном и нравственном значении?
Раскрытие жизненного пути отдельных представителей этой семьи.
Прямые авторские характеристики Туркиных.
Речевые характеристики Туркиных.

1) Иван Петрович:  артистизм, чувство юмора, коммуникабельность, оригинальность или
позерство, глупость (неправильно произносит слова, считая это оригинальным: "большинский", "покорчило вас благодарю", "бонжурьте", "не имеете никакого римского прав" и т.п),
шутки (Пава: "Умри, несчастная!").)

2) Вера Иосифовна: писательский талант, артистизм,  гостеприимство или
кокетство, графомания: пишет бездарные романы и охотно их читает).

3) Котик: талант пианистки, желание учиться в консерватории и посвятить музыке всю жизнь или
наивность (думает, что она пианистка);
легкомысленность (читала серьезный роман Писемского, а впечатление осталось только от отчества автора, которое кажется ей смешным);
кокетство (назначает свидание на кладбище и не приходит, в саду делает вид, что не понимает, о чем с ней хочет говорить Старцев).

4) Детали, помогающие наиболее полно представить отношение автора к героям (в их доме пахнет луком; говорящая фамилия и т.п.)

Выводы: Если эта семья самая талантливая в городе, то какие же тогда остальные?

План работы 2-й группы

"От Дмитрия Ивановича Старцева к Ионычу". 
 
Работа с текстом.

1) Каков  Старцев в начале своей деятельности?
Отношение к делу врача?
Впечатление от Старцева? 
Доктор Старцев в первый раз у Туркиных. Каковы впечатления?
Рад общению, видит разносторонность членов семьи или понимает, что они бездарны (роман веры Иосифовны о том, чего никогда не бывает в жизни, игра Котика напоминает камнепад.
После года работы в Дялиже (больница, мужики, грязь) в доме Туркиных ему уютно и спокойно.

2) Как вы оцениваете глубину и силу чувства Старцева к Котику?
Старцев и Котик; их взаимоотношения.
Поездка на кладбище;
Екатерина Ивановна очень понравилась Старцеву: «…Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему», «сидеть в гостиной, смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо и слушать эти шумные, надоедливые, но всё же культурные звуки, – было так приятно, так ново...».    Огонь в душе Старцева разгорался. Не любовь ли заставляет человека творить безумные вещи?
Легко можно представить себе чувства, мысли, настроение героя, который идет на свидание с любимой девушкой. Но А.П.Чехов постоянно развенчивает «высокий» образ мыслей своего героя. Вокруг безмолвие, слышны резкие шаги, воют собаки. В этой обстановке Старцев думает: «Ох, не надо бы полнеть».

Театрализация (домашнее задание предыдущего урока)

– Роль этого эпизода для понимания глубины чувств героев.

Сцена на кладбище ( на короткий миг душа Старцева  воспаряла, ему хотелось любви, он как бы возвышался над всем земным; деталь – могила Деметти – итальянской певицы, как символ возможного возрождения, но.... "занавес закрылся". Когда старцев уходит с кладбища, у него уже совсем другие мысли: "Эх, не надо бы полнеть".

Сцена предложения Котику. (Мысли доктора, пока он ждет Котика: "Приданое дадут, заведем обстановку.." и т.п.).
 
– Внутренний мир самого Старцева;
– Реакция Старцева на отказ Котика;
– Встреча через 4 года: "А хорошо, что я тогда не женился".

3) Что происходит с докторм Старцевым? Развитие или деградация?

Внешний и внутренний мир;
Старцев и обыватели;
Развлечения Старцева;

Дмитрий Иванович Старцев и обыватели города С.

"Обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом раздражали его. Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт, и когда заставал в каком-нибудь доме семейный праздник и его приглашали откушать, то он садился и ел молча, глядя в тарелку; и всё, что в это время говорили, было неинтересно, несправедливо, глупо, он чувствовал раздражение, волновался, но молчал, и за то, что он всегда сурово молчал и глядел в тарелку, его прозвали в городе "поляк надутый", хотя он никогда поляком не был." Доктор Старцев становится Ионычем еще и потому, что не может один противостоять среде, и она его поглощает, делает себе подобным".

4) Доктор Старцев – Ионыч.

– Внешность.
– Поведение (кричит на своих пациентов, стучит палкой об пол, если чем-то недоволен).
Скупает дома (для Чехова это крайняя степень жестокости) – разрушение чужих семейных гнезд: "...и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: – Это кабинет? Это спальня? А тут что?
И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот".

– Что произошло с докторм? Можно ли назвать его успешным человеком?
(“Языческий бог”. Душа. Отношение к больным. Интерес к жизни. “Вот и всё.”)

Выводы: Молодой интересный человек за несколько лет превратился в скучного обывателя. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать.

План работы 3-й группы

– Не было ли в характере Дмитрия  Ионыча чего-то, что благоприятствовало его перерождению?   (1 глава)
– Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия Ионыча  Старцева, а три главы – обо  всей остальной жизни?
– О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?
– В чём смысл названия рассказа?

Докажите текстом.

Уже в первой главе автор показывает, что пропасть между миром обывателей и внутренним состоянием героя не так уж велика. Дмитрий Ионович уже близок к тому, чтобы вступить в эту среду.
Каждая глава отделена от предыдущей определенным промежутком времени. При этом герой каждый раз опускается по нравственной лестнице все ниже и ниже.
Сначала герой именовался Дмитрием Ионычем, не общался с обывателями. Все называли его «поляком»
не за важность и надутость, а за непохожесть на других. Но те же обыватели назвали его просто Ионычем. Это имя стало своеобразным символом косности, деградации, замкнутости, жадности.

План работы 4-й группы

Какие художественные приемы использует автор, и каков смысл их использования?

а) описание картин природы
б) повтор слов и выражений
г) эмоционально окрашенные слова и выражения.

Особое значение для раскрытия образа главного героя играет пейзаж. Сад Туркиных осенью печален, идет мелкий дождь. Это своеобразный символ однообразной провинциальной жизни, утратившихся надежд.
Все художественно-изобразительные средства произведения подчинены одной задаче – описанию деградации личности главного героя. В этом виновна не только среда, но и сам герой. Его нравственный багаж невелик, внутренне он давно уже слился с обществом.
Чехов использует так называемый «минус-приём». Пейзаж отсутствует, когда Катерина Ивановна признается в любви уже изменившемуся  Старцеву. В саду было темно так же, как и в душе Старцева.
Время соотносится с неподвижным обывательским бытом. Впечатление повторяемости, многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже говорили», «каждую осень». Писатель описывает одни и те же ситуации, позы, жесты героев. Например, лакей Пава принимает заученную трагическую позу («Умри, несчастная!»), много раз повторяет свои анекдоты Иван Петрович, Вера Иосифовна вечерами читает гостям романы. Чехов не говорит, что именно исполняла Катерина Ивановна, но точными эпитетами передает впечатление от ее игры: «длинно», «трудно», «шумно», «однообразно».

6. Составление кластера.    Слайд №9

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального  преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.

7. Работа с высказываниями современников А.П.Чехова и литературоведов о личной ответственности человека за свою судьбу

Высказывание почитательницы:

«Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном – о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими».
Д.С.Лихачёв: «Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто»     Слайд №10

9. Сравнить рассказы А.П.Чехова «Ионыч» и В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!».   Слайд №11

Обратить внимание на поиски смысла жизни, принцип “пользы”, целесообразности и нравственной свободы   человека в рассказе Шукшина «Шире шаг, маэстро».

Авторская концепция мира и человека

1. Сможет ли Солодовников достичь того, о чем мечтает?
2. Кто виноват в судьбе героев?
3. Какой из рассказов ироничнее? Почему?
4. Путь Старцева — это путь духовной деградации. А каков путь Солодовникова?

10. Итог: учащиеся приходят к тому, что главное в рассказе – это боль писателей за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: читатель становится свидетелем деградации человеческой личности.

5. Этап закрепления новых знаний

11. Стратегия  «фишбоун».  Выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героя.
(работа с раздаточным материалом) (Приложение 1)

– Могла ли иначе сложиться судьба Д.И. Старцева?

Аргумент №1   Желание спокойствия, уюта, комфорта.
Факт   «… читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».

Аргумент № 2  Среда обитания
Факт    Мещанство, пошлость

Аргумент № 3  Отсутствие взаимной любви
Факт    Котик не ответила взаимностью, погасила едва родившиеся чувства, да и сам Старцев заинтересован немного другим:  «А приданого они дадут, должно быть, немало», — думал Старцев».

Аргумент № 4  Желание обогатиться.
Факт    «У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее».

Вывод: Старцев – тип молодого человека конца 19 – начала 20 века, у которого в юношестве есть желание интересно жить, работать, любить, но оно притупляется в силу определенных обстоятельств и человек деградирует. Судьба могла бы сложиться иначе, если бы Старцев  не поддался пошлости жизни.
             
Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
– Какую оценку ты себе ставишь?

 Оценивание: уровень активности на уроке (своей, одноклассника, класса) называется «ладошка» (чем выше активность на уроке, тем выше положение карандаша). Уровни активности – высокий, средний, низкий.

6. Домашнее задание

Задание на выбор

1. Написать мини-сочинение «Что такое настоящая жизнь?»   Слайд №12
2. Личная ответственность человека за свою жизнь (По рассказам  А.П. Чехова  и В.М.Шукшина).
Монологический ответ по теме.

7. Обощение знаний

Личные высказывания

Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости,  духовного мещанства. Самовыражение человека.)
– Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве “Берегите в себе человека!”)
– Актуален ли рассказ в наше время?
– Какие выводы для себя сделал каждый из вас?

Список литературы:

  1. Вагина С.Г., Гливинская О.В., Михайлюк Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. worldteacher.ru
  2. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М., Русская энциклопедия, 1998г.
  3. Левкина Л.В. Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч"  urok.1sept.ru
  4. Хуторской А.В. "Иметь" или "быть" в образовании ХХI века // Образование и наука на рубеже ХХI века: проблемы и перспективы развития: Академических чтений Межд. Академии наук высшей школы. Минск, 1997г.
  5. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 10.  М., Просвещение, 1975г. 
  6. Шукшин В.М. «Шире шаг, Маэстро», Litra.RU