Рейтинг@Mail.ru

Инновационная форма организации обучения на уроках ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Заповеди»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Данный урок, урок-презентация, предполагает самостоятельную работу учащихся по теме “Заповеди”. Учитель выступает только как координатор. Урок готовится в течение недели. Подготовка предусматривает, прежде всего, помощь ученику в его индивидуальном проекте “Моисей”. Урок направлен на моделирование ситуации из прошлого, побуждает ребят к перевоплощению в другого человека, людей. Знания, полученные в ходе занятия, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Данная форма организации обучения позволяет мобилизировать у ребенка все умения, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор.

(ОРКСЭ модуль “Основы православной культуры”, 4 класс, урок 11, по учебнику А.В.Кураева)

Цель: формирование представления о нравственных нормах, содержащихся в десяти заповедях.

Задачи

  • образовательные: дать сведения о происхождении и содержании десяти заповедей;
  • воспитательные: показать правильное отношение к Богу и человеку, создать представление о заповедях как нравственной основе жизни и поведения человека;
  • развивающие: способствовать развитию духовно-нравственной личности через знакомство с заповедями.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, Библия для детей, компьютер.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание содержания и смысла заповедей Божьих; умение выделять основные нравственные ценности и соотносить с правилами личной и общественной жизни; опираться на свой жизненный опыт в раскрытии содержания темы; интерпретировать заповеди в контексте православной культуры.

Метапредметные:

  • повышение общего нравственного и культурного уровня; умение слушать и вступать в диалог; умение работать в группе; готовность к логическому построению речевого высказывания.

Личностные:

  • осмысление нравственных ценностей, изложенных в заповедях; появление интереса к изучению нравственных основ Православия; расширение знания о Священном Писании православных христиан и православной культуре; способность сделать полученные знания личностно значимыми для себя.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Учитель: отгадайте загадку

Друзья, отгадайте о чём разговор,
Когда  мы выносим себе приговор?
Что ночью порой не даёт нам уснуть?
"Иди расскажи!" - может твёрдо шепнуть.
Ну просто, друзья, детективная повесть!
Так что это? Это конечно же .... (совесть)

Что такое, по-вашему, совесть? (ответы учеников)

Учитель: Совесть – это голос Божий, который подсказывает нам, где добро, а где зло.

К доске выходит ученик (предварительный индивидуальный проект ученика) и представляется Пророком Моисеем. От лица библейского законодателя ученик рассказывает о Моисее.

Ученик (примерный рассказ): Меня зовут Моисей. Я родился в то время, когда мой народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убить всех новорожденных мальчиков, моя мать спрятала меня в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребенка.

Когда я вырос, то увидел притеснение своих соплеменников и сбежал из Египта. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника ко мне обратился Бог, который повелел вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. Я вывел израильтян из Египта через Чермное море. После мы остановились у горы Синай. Там Бог дал правила, как нужно жить Сынам Израиля. Я получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. (слайды 3-5)

Учитель: как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О заповедях.)

Учитель: Знакомо ли вам слово “заповеди”? Найдите с помощью Интернета лексическое значение слова “заповеди” и в словаре Ожегова.

Учитель предлагает ученикам представить себя теми израильтянами, которые получили Скрижали Завета, ознакомиться с содержанием и смыслом заповедей Божьих с помощью учебника, Библии для детей (книги лежат на столах), Интернета.

Ученики делятся на произвольные команды. Каждая из них изучает по 2 – 3 заповеди. Ребята выписывают новые для них слова, которые встретились в тексте.

Физкультминутка.

Затем каждая команда рассказывает содержание и смысл изучаемых заповедей от лица израильтян.

Учитель во время рассказа команды иллюстрирует повествование показом слайдов (6 – 13),а в случае затруднения у ребят сам поясняет смысл заповеди.

(Слайд 6) Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. – В православии это значит: у православного христианина есть только одна вера в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Сейчас модно менять веру, но это все - неправильно. Бог един - у верующего человека должен быть только один Господь.

(Слайд 6) Не делай себе кумира и не поклоняйся и не служи им. – Вторая заповедь Божья схожа с первой, но только внешне.

На самом деле она предполагает, что нельзя поклоняться, молиться солнцу, небу, деревьям, вещам, людям, заниматься магией, покупать какие-то вещи и идолопоклонничать перед ними — это грех.

Например, сегодня модно покупать разных жаб и молиться им, как источникам богатства. На новый год люди покупают китайские или японские "покровители" - символ нового года - и думают, что те им помогут в делах насущных. Люди обманываются.

“Не сотвори себе кумира” также значит, что поклонение и безумная погоня за деньгами, властью и другими земными удовольствиями, одержимость каким-либо желанием, страсть - это грех, как и любая другая страсть.

(Слайд 6) Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.- Нельзя божиться, говорить “Ей-богу”, без толку по сто раз на дню повторять, как попугай “Ну, слава Богу”, к имени Господа Бога надо относиться уважительно и употреблять его в разговоре только тогда, когда это действительно необходимо.

(Слайд 7) Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему. - Четвёртая из десяти заповедей Божьих призывает людей не уподобляться животным, а правильно распределять своё время: шесть дней надо работать, а седьмой день — отдыхать и славить Господа.

(Слайд 8) Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. - Путь к счастью в жизни для каждого человека - через любовь к родителям и их прощение. Психологи научно доказали, что люди, которые искренне и от души не простили за что-то родных маму и папу, имеют большие проблемы с работой и в личных отношениях, и главный путь решения этих проблем - через прощение и понимание родителей.

(Слайд 9) Не убивай. - Убивая живых людей, человек убивает частичку своей души. Также нельзя убивать окружающих людей морально. Не зря перед Пасхой, во время Великого Поста, Православная Церковь не столько призывает к пищевому посту, сколько просит христиан морально не "есть" ближних.

(Слайд 10) Не прелюбодействуй. - В современном обществе измена и сожительство, так называемый “гражданский” брак, — это в порядке вещей. Церковь практически приравнивает к прелюбодейству не только измену и гражданский брак, но даже законный, зарегистрированный в Загсе брак, который не был освящен обрядом венчания. Получается, что практически все славяне каждый день нарушают эту заповедь. Парни и девушки изменяют друг другу в поисках самоутверждения и поднятия самооценки, но при этом они теряют человеческое лицо и превращаются в животных и неизбежно теряют доверие и любовь друг к другу.

(Слайд 11) Не кради. - Многие думают, что воруя, они обогащаются, придумывают разные отговорки. Обворовывая государство или какого-то человека, или в магазине, человек сам роет себе яму. Расплата за воровство - болезни и смерти близких, любимых людей.

Не стоит воровать не только финансовые и материальные блага, но и время, силы, нервы других людей.

Так, например, женатые мужчины, которые заводят себе любовниц и годами обманывают их, рассказывая про любовь, которой нет, обворовывают их - лишают возможности найти хорошего, достойного мужчину и стать счастливой женщиной.

(Слайд 12) Не лги. - Нельзя обвинять в чем-то другого человека преднамеренно, злостно давать о нем ложные показания.

(Слайд 13) Не завидуй. - Эта заповедь касается зависти — главной причины большинства наших неприятностей. Чувство зависти идёт обычно от неумения посмотреть на ситуацию со стороны. У соседа в саду всё выглядит аппетитней. Людям не надо испытывать негативные эмоции, которые разрушают человека изнутри.

- На самом деле соблюдать все десять заповедей Божьих не так уж и трудно.

Рефлексия.

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали впервые на этом уроке?

- Как соблюдать заповеди в повседневной жизни?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

Постановка домашнего задания:

- Составить синквейн к слову “заповедь”.

Интернет-ресурсы.

  1. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=
    980.8TywtpG12q8IJtyYWZND7LzE1rJq_CcTTWbWCOhwCyFSSe7DH9djogfocwKi-fw5.ab
    0460e22e516f2711e9a6c98640626c4a7b695f&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0-im
    FY5Ibl_FxS8ahbetb9q-Ws8tqQaT6YcO5ES2kemaBIEZ04_YyAJ25SzC_arcUDV27Od_YjYd
    G7n2u08&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQzdLY3hSTVNzV2ZCVXgzZzFIWmJ
    XemRtSl9GU3pqWkpZZHVXUjktbGpiMGtBeVFFSEdaZ1ZWMXNkQ1MwWFdONFVWe
    Xo1YWNaeFJ5WjcxZTRaOW4wQVlsSTFiNDU3QmNpSTVJWF9BVEZYZkFPQ0dJaXFIa
    XRUVldjTmt4Rl9JOWNCYTRwN1BGY3YwYWJlQmdWbW83dTR3Rm1XbzMtZWxiY2NPa
    1NpckZaeklU&b64e=2&sign=5ff7b23221e193948bb29fe6813bff25&keyno=0&cst=AiuY0DB
    WFJ5Hyx_fyvalFH4TEMCKQvHPlqM1ck0TxVANNCbtrQHSDwQCHRKIHuS6WKVpUCez
    J4HnI5fQHfvKvRF9PejpLiGWJsPqo1n6Ufm3NC2KIo4eUbnrepBp_82DiuwxPtq8QrhllbK3XcA
    YJa013X_Aql4wclO0nLjXLg0f7TttUY5tdH_i37AojPrVadopWWZVXKfFS944pjVHPSaHU4N
    8TUGsICzD0F6HWnP-dYiDu0wAGHrIi_vMVHJrhLXQxVkdu8H4yzeZn2Q-BEIOIqdP58sf-6C
    qHxH60TxYdox8FBkJAqsqpQYZUIAJtrGurCzSxxFTtTyW1CISGOw2hEkb84o_6NYZyhxIkaV
    wSqNq-1NbeSZKjsbw8d3Jt6JvxolKZiIfHUao1JbQKmOlHlCIlLyuwT5zoSTaW8xkSelFUsf38n48s
    Jgm7h8FvhXgGxQ5s0m7nJBQfBPxoQ&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpt1x2tqmAlB
    FXpu56gO1qmuWFPYC5BzM3mzHQED78uDawqE7PjjIkbOIIx-f1fJ-sjv_ah_QJx86MyPV98oBFB
    5n6CJXNtK-Ty6PYcqZLRoNYSbRsblcG9NjgR6S0Nh3G&l10n=ru&cts=1456841822152&mc=
    3.7671834678914613
  2. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=980.
    MYGdHuyY304CyHYPc6ysWhU-4BZdzxYsPC3RcOlh_sJ7S49vG0N6Es2wcs-WMpY5j1KE1YD
    kpeyyyfYdGMv57A.bfb7ed612b62cb8c38ccf5dc89825ccda3cabe3f&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kp
    HnK9lio9bb4iM1VPfe4W5x0C0-qwflIRTTifi6VAA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbH
    JxaUtORlI3d0JwLVBCQUlfWmNPUXZFSGdnV2tMNTRXSi1hZ3QyelZOYUVGZXpiUndOdzdnNn
    RMTUxndlZpYmNXMG1iMkdEdXVvWThyR3Y3YWNmOUpsejN5WGVhOGVzY09KbHZBT2ZEej
    Q&b64e=2&sign=f7314bc5736d2ec0e489888a1930ee89&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFH
    4TEMCKQvHPlqM1ck0TxVANNCbtrQHSDwQCHRKIHuS6WKVpUCezJ4HnI5fQHfvKvRF9Pejp
    LiGWJsPqo1n6Ufm3NC2KIo4eUbnrepBp_82DiuwxPtq8QrhllbK3XcAYJa013X_Aql4wclO0nLjXLg0
    f7TttUY5tdH_i37AojPrVadopWWZVXKfFS944pjVHPSaHU4N8TUGsICzD0F6HWnP-dYiDu0wAG
    HrIi_vMVHJrhLXQxVkdu8H4yzeZn2Q-BEIOIqdP58sf-6CqHxH60TxYdox8FBkJAqsqpQYZUIAJtrGur
    CzSxxFTtTyW1CISGOw2hEkb84o_6NYZyhxIkaVwSqNq-1NbeSZKjsbw8d3Jt6JvxolKZiIfHUao1JbQ
    Kl53yMJ_QYBPQqFl4Qfi741aXNsHd6Z5pEYns6Ju76fvpKBKWnokIIGBWWlUrPBhQg&ref=orjY4m
    GPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpIDtrxIpdkjpS8WiJNhT466VX5Q5ATEyd8Ga_XIv9ETI3aQNLq2mWo
    UNT77qzUTRKeObWhNsw7g2i9TcOCUDkprvHs6zwrjtYglvC8FHT4ZhVQSI3nbY8MFhv-6kSLnvshK
    6G454Ig7HD_Iigjq10UW85xk1mCC6mY-lZdB01iceJb25Z5pwT5u4qUhKhHgUFSj5rcYE9i80a0slJvD7
    zfA&l10n=ru&cts=1456853032003&mc=5.1931145407968575
  3. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=988.ZqIyRDt
    ZQ9sJ2aFEr7EmoGSK18DrhbDzBejewFzXBhuXc5mit1w5J4wyTRnKw0O7Mh0bCZnnFoetOaGJz0bFgh
    G_2bOe0uWlEojLYyn8DLHqQsat1_X9W9PAtZZIgphlBiJ0UJ0rvFtpY64IsaDAbQ.bd5bf6dc44f701fab0
    de8f1c9e6c2037d6622dc1&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9XPOnieP7YQBovzVqj9ang0YEepmskgg
    OQ&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaklQMUw4a0UxWHlfaUVsSUpyTm1Ba0VCMDZyUHlt
    QllIbjhOektReFI3eC1kUWdKRjlvUFZfR1N1R2ZPWko3ckw5cEV3RGhwYkd4RUt3U084ZkZ6akw1cG9
    MaEFyYm5SNTl1dmNsbE1mMndxSXRlQWJaelV2NU8xMFl2dWY3ME5n&b64e=2&sign=2c53828353
    aeb04eb5c090256ab56d27&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFH4TEMCKQvHPlqM1ck0TxVAN
    NCbtrQHSDwQCHRKIHuS6WKVpUCezJ4HnI5fQHfvKvWMmxGcjsUuASYXYqSUMToEBeD0hhUtA
    c-ejnBHbdLEHJP-_ObsBn9Zsp0_FEAnnFhDZPh0FhMhl8BLjm98oXOIso40H-TmdHkBgTJUDQ_R9XEH
    4osePviuaPlsDTQbQN7nIz4PfHwTYXV1_jsEm1WED9g8BuILyBhXteh3WLrek7O2M1js5oLXFqr3Ys5ms
    XhD2f9mc3xiaTAkZvmWAbdLojEXeEXlSt7an0HsItf4Wc4P1VZPF6FiGqRshAYDL-SjgwYDomefYQErk6
    el0XLpTpVJRiEbmEf7ocw43EDIoqB2Bqo1BYYtAPl7taVF9aoIrpd--OwtsvN_HWzJuZDZzMLW2Rc2ulgiwj
    MuY7HSCCeJ3ObWJFNNhDus2_muMdobeD6NjmneD_objCdnQ17tut4T3JwrDUY9BjwukjVrOTS58b4U
    P0g8HwETtOJ3WZ3R-Zr4gyzUVeDUmkuRCsmX6p6ss8EYKEA&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZ
    w9kpIDtrxIpdkjpS8WiJNhT466VX5Q5ATEyd8Ga_XIv9ETLVz60UmIk56P0mIM5Wms-nbHOBi_rXMzS
    GbsvppEVI3fY8KswO41kYzhJYXOTBDXyV94ylsx8aj5ndzFtrPqdTYR850HtyoeW5sUULhZesYaTRVA0
    aiPHci610xyiJTz0thnaT0h5DZEwM-MK6-DPA2_YMKnPvTdjsgaDiIh5yQYoowcXplW_apwGqBrU5WHY
    Y4nvdvNXv7Q-loHU8DB6F0rZfPbbdonkvR_hLDOb5jpdbKyZNXkc6knFCqLNFSZPndB8C3HkT8NQtR
    sbyrhQDK3m70-QY41WdgXfFw0S2eyjdInPkdh0OGJiL_ot0cch8FXTJh7QxOmAQza34wvkr9v61KsSD
    Daks-FwR7m_saBS_w-hxCiU2gps3PElEPzAACPvDcEgCY5_n9egPCg_GkZw5PPX38omH-ZzNrb8W-62T
    KPK0DN_PNPJs8grWnMNy4-uJ0qREc2AoQMHP_gW-J79-k5SSLui-aq7UdTIkHTUxd1iosxo6uMY8WkP
    N7jJfV2g2yC3YBsQXwBM6Xh4nuvUygh7tvLz8blD3ucHHDvQfC9cFBvfBMpELPxGRDAsXxpMM37rRdft
    6qQ8QdEWSonmCKJYJB-5Sv22M5BQkCgUIfuuVlVA2_a-SHyzYDnlHHHsPHEDIP-1QHb6kKvui28vPM
    25qAtii84e1ae9FQw&l10n=ru&cts=1457553069936&mc=4.441583509981858