Рейтинг@Mail.ru

Урок литературного чтения “Н.Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом”

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

образовательные:

  • создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
  • обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
  • создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;

развивающие:

  • развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
  • умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

воспитательные:

  • формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
  • воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста

Форма урока: урок-исследование.

Формирование УУД:

познавательные:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • выделять существенные признаки объекта;
  • строить рассуждения.

регулятивные: развивать умения:

  • высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формулировать тему и цель урока;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

коммуникативные:

  • строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.

личностные:

  • развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • читать осознанно, выразительно, без ошибок;
  • работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.

Личностные:

  • проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою речь в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
  • уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия: олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин.)
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

- Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.

- Спасибо, садитесь!

 
Определение темы, задач урока, мотивация. (5 мин.)
Начнём наш урок с “Мысли в подарок”

(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?

- Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?

Девиз нашего урока:

БУДЕМ

читать – слышать,
читать – думать,
читать – чувствовать,
читать – жить!

Слайд

- А разве можно исследовать литературное произведение? Как?

Чтобы определить предмет нашего исследования, предлагаю Вам отгадать загадку.

 

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

- Какой бывает мороз?

- Посмотрите на экран.

(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)

– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)

– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд

Создателем этого фильма был известный режиссер-сказочник Александр Роу. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы выросли на его великолепных сказках.

 

Это мороз

трескучий, слабый, сильный

 

 

 

Добрый, заботливый, справедливый.

– Посмотрите на главного героя. Что вы можете сказать? Какой он?

- Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.

“Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

- Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

- Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.

- Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

И старик пошел вперед, неслышно ступая по льду своими мягкими белоснежными валенками.

 

 

 

 

 

 

Евгений Шварц “Два брата”

Слайд

- Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?

- Итак, что будет предметом нашего исследования?

- Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?

- Вы совершенно правы.

- Итак, каким может быть Мороз в литературных произведениях? А может быть? От чего это зависит? Возникла проблема?

 

Спокойный, равнодушный,

Мороз

Мороз - литературный персонаж

 

Добрый, справедливый

Злой, равнодушный

Слайд - весы

– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.

Что вы знаете об этом человеке?

С какими произведениями этого автора вы знакомы?

Выдвижение гипотез.

– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова

- Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд

– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?

Цели:

познакомиться ... с новым произведение

исследовать ... характер героя

понять ... что хотел нам сказать поэт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гипотеза: предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.

Цель: выяснить, каким изобразил Мороза Некрасов в своём стихотворении.

Исследовательская работа
– Сегодня нам предстоит необычная работа – исследовать образ Мороза.

– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?

Прочитать стихотворение

Провести анализ произведения

Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

– Посмотрите, что же у нас получилось? Слайд

 

 

 

 

 

 

План работы

Первичное восприятие текста.

– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.

– Понравилось вам произведение? Чем оно вас затронуло?

 

 

 

(Приложение 2)

Повторное чтение с остановками.

- А теперь мы сами будем читать это стихотворение с остановками и составлять характеристику Мороза.

Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.

Как будем читать первую часть?

Почему?

 

 

неспешно, важно, строго

Мороз обходит свои владения, осматривает, значит делает всё неспеша

- Как будем читать вторую часть? гордо, хвастливо

- чтение 1 четверостишия

– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?

- Какие владения обходит Мороз?

гордо, хвастливо

Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.

Владенья – собственность.

Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится

- Каким представляется образ Мороза?

- чтение 2 четверостишия

- А здесь, вы каким его представили?

- Почему?

- Он какой?

открываю строчки на доске

(Приложение 1)

строгий, грозный

- чтение 3 четверостишия

- Что вы можете сейчас о нём сказать?

- Почему?

- Он какой?

внимательный, чуткий, заботливый, утончённый, имеет изысканный вкус заботливый
- чтение 4 четверостишия

- Как движется Мороз?

- Какой внешний вид у Мороза?

- Почему?

важно, медленно

пугающий, устрашающий

косматая борода

- чтение 5 четверостишия

- Как Мороз себя тешит, развлекает?

- Он какой?

– Какое непонятное слово встретили?

Слайд.

шаловливый, игривый Палица – дубина с шипами утолщённая с одного конца, оружие русских богатырей
- чтение песни

–Прочитаем стихотворение до конца.

– Назовите непонятные слова.

Обоз – группа повозок.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее

Добро – богатство.

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

Слайд

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,

серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Алмазы, жемчуг, серебро – это метафора..
- Совпадает ли образ Мороза, уже сложенный у нас, с образом в его песне? Почему?

– Каким здесь показан Мороз?

– Найдём строчки, подтверждающие это:

строгий (Покорны метели, снега и туманы),

пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),

любящий красоту (Я царство своё убираю...).

 

 

Сильным, огромным, суровым, властный, всемогущий, богатый, щедрый, волшебник)

Физминутка

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду?

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.

Подышим? Встали.

Я говорю слова, а вы показываете действия.

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

Присели.

 

 

трудно, закрываем рот и нос

– На сколько частей можно разделить стихотворение? 1. Обход владений. Дозор.

2. Песня мороза. Хвастливая песня. Удалая песня

- Почему автор назвал Мороза воеводой? Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья.
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

– Как вы думаете, если Мороз – воевода, у него должно быть своё войско? Что же это за войско?

Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов.

Метели, вьюги, снега.

– Портрет реального героя нарисовал Некрасов или сказочного? Почему вы так думаете?

– Ну а раз Мороз-воевода сказочный герой, то давайте попробуем найти в тексте те литературные приёмы, которые использовал Некрасов, чтобы мы ясно представили этого сказочного героя в образе живого человека. Что это за приёмы? (Слайд)

Сказочного, потому что реальный человек не сможет шагать по деревьям, перешагивать через реки.
Олицетворение– приписывание неодушевлённым предметам свойств и действий, присущих человеку.

– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте

– Для чего автор использует олицетворения в своём стихотворении?

ветер бушует; ручьи побежали; солнце играет; метели, снега и туманы покорны

Чтобы показать силу, могущество огромные размеры Мороза.

Эпитеты – Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее.

– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.

– Для чего автор использовал эпитеты в стихотворении?

косматая борода, удалая, хвастливая песня

чтобы мы яснее представили портрет этого героя

Сравнения – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому

Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства

Проведём исследования в группах

Слайд

1 группа: “Реалисты”

Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:

1. О каких ледяных мостах говорится в песне?

2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?

3. Какими богатствами он владеет?

2 группа: “Оптимисты”

Докажите, что Мороз – положительный герой

3 группа: “Пессимисты”

Докажите, что Мороз – отрицательный герой

4 группа: “Журналисты”

Словесно нарисуйте образ Мороза-воеводы

 

упрячу под гнёт, царство моё убираю в алмазы, жемчуг, серебро

Сравнение двух образов Морозов.

– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?

Чем же отличается образ Мороза у Н.Некрасова от образа в русских сказках?

В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. В сказках он - Морозко, а у Некрасова - Мороз-воевода.
Какими эпитетами его можно наградить?

- Какова основная мысль стих-ния?

Составление синквейна.

А теперь разделимся на 2 группы.

(У каждой группы – лист А3 со смайликом и маркеры)

– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.

– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола

– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.

ОПТИМИСТЫ (рис) ПЕССИМИСТЫ (рис)
1. Мороз – воевода 1. Мороз - воевода
2. Внимательный, заботливый 2. строгий, пугающий
3. играет, заботится, строит 3. шагает, трещит, морозит
4. Мороз и солнце – день чудесный 4. Холод до костей костей пробирает
5. Хозяин 5. Владыка.

Проверка.

Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.
Итог и рефлексия.

Произведение какого поэта мы читали на уроке?

– Как оно называется?

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).

– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

- Подтвердилась ли наша гипотеза?

– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?

– С чем это связано?

– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?

- Каким мы его увидели?

Слайд

- Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?

– Какая работа показалась вам самой интересной?

– В чём вы испытали затруднения?

– Закончите предложение: Слайд

Соприкосновение с поэзией Некрасова помогло мне.....(увидеть красоту русской природы, увидеть необычное в обычных вещах).

 

 

 

 

 

Не совсем.

Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

он властный, всемогущий, богатый, сильный, щедрый, волшебник

Ребята, так какая же зима у Некрасова?

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

- Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.

- Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (да)

живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо

Оценивание работы на уроке.

(Слайд)

- Самооценка.

Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Взаимооценка.

Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?

- Рефлексия эмоционального состояния.

Домашнее задание.

– Задание на дом вы можете выбрать для себя сами:

1. составить сказку о Морозе – воеводе

2. выучить любую часть стихотворение наизусть

3. подготовить выразительное чтение стихотворения .