Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через военно-спортивную игру на местности «Зарничка»

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу, родной стране. Такие чувства не могут возникнуть за одно занятие, это результат долгой кропотливой работы.

Как рассказать детям о военной истории нашей страны, о героическом прошлом, об удивительных событиях военных лет?  Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания детей, которое столь  актуально сегодня.

Учитывая изменения, происходящие в системе дошкольного образования необходимо   искать новые формы и методы воздействия на современного дошкольника. Одной из таких форм в нашем детском саду стало проведение военно-спортивной игры на местности «Зарничка».

Сложные нравственные и патриотические понятия дети, как правило, легче, усваивают в игре – самой естественной и любимой для них деятельности. 

Целью игры  является формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств,  воспитания любви и уважения к защитникам Родины.

Мы разработали  зимний вариант игры, в котором участвуют отряды дошкольников из разных детских садов, выполняющих важное «боевое задание».Игра представляет собой имитацию   военных учений, с элементами соревнования в различных военно-прикладных видах спорта, игровыми элементами.

Весь ход игры прописывается в Положении.  (Приложение 1).

В игре принимают участие дети 5-7 лет, количество участников 7-10 детей,  с командой находится 3 взрослых: воспитатель, помощник воспитателя  и волонтер, которые несут ответственность за жизнь и здоровье членов команды, обязательно присутствие медицинского работника.

На территории ДОУ оборудован штаб игры. На местности сделана соответствующая разметка. На этапах маршрута расставлены опознавательные знаки. Подготовлено соответствующее оборудование, на каждом пункте прохождения маршрута стоят взрослые.

По условиям игры на каждом этапе находится взрослый, который следит за правильностью выполнения задания и заполняет маршрутные листы, проставляя  баллы по итогам выполнения задания.

Игра начинается с торжественного построения команд, командиры отдают рапорт главнокомандующему игры о готовности, данный этап так же оценивается жюри.  

Каждому отряду выдается свой план-маршрут поэтапного прохождения учений. На маршрутных листах стрелочками показаны направления  передвижения команды. (Приложение 2).

При прохождении маршрута отряд выполняет различные задания. Дети всех отрядов, выполняя задания, оказываются в роли: разведчиков, связистов, стрелков, саперов и показать ловкость, умение, силу и выносливость.

Участникам игры предстоит преодолеть несколько этапов.

Этап «Полоса препятствий» включает в себя выполнение заданий по преодолению полосы препятствий:

1) перенеси гранаты;
2) преодолей минное поле;
3) пройди тоннель;
4) перейди болото;

Завершение дистанции – на время забросить в корзину мячи. Баллы устанавливаются по количеству заброшенных мячей, победитель по времени получает 5 баллов, 2-я команда – 4 балла, 3-я – 3 балла. Баллы за мячи и по времени фиксируются в маршрутном листе команды судьей, суммируются за прохождение этапа.

Этап «Переправа» включает в себя переправу команды на лыжах: капитан команды переправляет по одному участнику на другую сторону, завершение дистанции задание на меткость – лопнуть шары. Баллы устанавливаются по количеству лопнувших шаров, победитель по времени получает 5 баллов, 2-я команда – 4 балла, 3-я – 3 балла. Баллы за шары и по времени фиксируются в маршрутном листе команды судьей, суммируются за прохождение этапа.

Этап «Мы связисты» включает в себя выполнение заданий доставить конверт и ответить на вопросы судьи,  за правильный ответ команда получает отрывок карты, за три правильных ответа у команды 10 баллов и три фрагмента карты которую необходимо склеить, при необходимости судья задает дополнительный вопрос и снимается один балл.  Баллы фиксируются судьей в маршрутном листе команды.

Этап «Полевая кухня». После прохождения этапов команды собираются на полевой кухне, где предусмотрен теплый чай. Затем отправляются каждый по своей карте на поиск флага.  Этап «Полевая кухня не оценивается.

Этап «Найди флаг». Этот этап проводится в завершении игры и участники – все команды. Задача – найти флаг Российской Федерации на указанном участке. Победитель – команда, первой нашедшая флаг, – получает 5 баллов, две другие команды – по 3 балла.

По итогам прохождения всех этапов баллы, проставленные в маршрутных листах суммируются, и подводятся итоги, которые озвучиваются по окончании игры,  определяется победитель игры,  команды награждаются Грамотами или Дипломами. 

Такая форма проведения военно-спортивной игры способствует развитию социально-коммуникативных качеств: чувства взаимопомощи, товарищеской поддержки, сплоченности, умение работать в команде, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, совместно преодолевать трудности.

Проведение игр патриотической направленности формирует духовно-нравственные ценности гражданина и защитника России, и воспитывает чувство  патриотизма.