Внеклассное занятие по русскому языку «Занимательные превращения слов»

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель: познакомить учащихся с различными метаморфозами, происходящими со словами.

Задачи:

  • Прививать любовь к родному языку.
  • Учить чувствовать ритм и рифму.
  • Приучать ребёнка любить слово, чувствовать его возможности.
  • Предупредить ошибки правописания.

Оборудование:

  • Плакат с изображением футбольных ворот, рисунки футбольных мячей с гласными буквами.
  • Таблица с изображением колодцев, игрушечные вёдра с буквами.

А. Л. Барто: «Словесная игра… приучает ребёнка любить слово, понимать душу слова»

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

Учитель: Вы учите русский язык, учитесь читать, писать. Вы поняли, что каждая буква в слове должна стоять на своём месте. Послушайте, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая.

Чтение рассказа А. Шибаева  учителем:
 
Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: «варона».
Я ей говорю:
– Ты неверно написала. После в надо о, а не а!
А Маша отвечает:
– Ну, подумаешь, одна буква… варона или ворона – какая тут разница? И так все поймут.
Тогда я сказал:
– А ну-ка зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё  напиши букву т. Что получилось?
Смеётся Маша:
– Вот чудеса, получились ворота!
Поняла, – говорю,– что значит одна буква?

Сообщение темы и цели

Учитель: Понравился вам этот рассказ? Сегодня  и мы будем играть со словами, совершать занимательные превращения, учиться чувствовать слово.
  – А. Шибаев написал для Маши и других ребят целую книжку, которая называется «Буква заблудилась». Вот отрывок из книги:

Неизвестно как случилось,                  Но едва туда вошла
Только буква заблудилась:                  Буква-озорница,
Заскочила в чей-то дом                        Очень странные дела
И – хозяйничает в нём                          Начали твориться…
                     
                       Посмотрите-ка, ребятки,
                       Раки выросли на грядке!   

Учитель: Какое слово должно быть в стихотворении? (Маки).
– Какая буква встала не на своё место? Что получилось при этой замене? (Раки).
– В чём секрет? (При замене букв другими получаются новые слова)

Вывод: Оказывается, одна маленькая буква может превратить  одно слово в другое. Слово становиться не похожим на себя. И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много! Давайте их находить.

Игра «Футбол»

К доске прикрепляется плакат с изображением футбольных ворот, на столе рисунки футбольных мячей, на которых написаны гласные буквы.

Учитель: У детской писательницы И.Токмаковой есть стихотворение «8:0»

Если штангой сделать м,
Если штангой сделать л
(прикрепляются эти буквы на месте штанг)
И забить в ворота е,
(к сетке прикладывается изображение футбольного мяча с буквой е.)
Будет … (мел).

(Последнее слово дети произносят хором. Далее игра продолжается).

Если о забить, как гол,
Будет … (мол).
У забьём – вратарь уснул!
Будет … (мул).

Учитель: Приведите свои примеры таких превращений слов. (Ответы детей)

Игра «Цепочки»

На доске написаны слова: бочка, лапка, палка, ум, кот, коза.

Учитель: Замените выделенную букву так, чтобы  получились новые слова – цепочки.

Ответы детей: бочка, точка, дочка, кочка, ночка, почка; лапка, шапка, тапка; палка, полка, пилка; ум, ус, уж, ух,; кот, кок, ком, кон; коза, кожа, кора, коса.
                             
Игра «Два колодца»

Играют две команды.
На таблице изображены три колодца. Рядом стоят вёдра, которыми условно можно достать воду из этих колодцев. На каждом ведре изображена своя буква.
 
Учитель: Выберите ведро так, чтобы буква на нём подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по пять разных слов, отличающихся одной буквой. Посмотрим, какая команда быстрее справиться с заданием.

Игра «Какое слово задумано?»

На доске записывается какое-либо слово с одной пропущенной буквой. Например: б-к. Карточку с правильным «секретным» словом получает один из учеников.

Учитель: Угадайте, какое слово задумано?

Пытаясь найти нужное слово, дети называют: бак,  бок, бык.
Если слово угадано или никто не нашел нужный вариант, ученик демонстрирует  карточку всем. 

Ответ: бук.

Слова для игры: д-м (дом, дым, дам), л-к (лук, люк, лак), -ок (бок, ток, сок, кок), со- (сок, сор. сом, сон, сох), с-н (сын, сон), сы- (сыр, сын. сыч. сыт).

Итог: В заключение  занятия, учитель читает шуточные стихи, предлагая учащимся назвать последнее слово.

Не давали буквам дела.          К в карман к монтёру–прыг!
Им безделье надоело!            А в кармане – ролики.
Надоело им скучать,               Из кармана в тот же миг
И – пошли озорничать…         Выскочили… (кролики)

(А. Шибаев Озорные буквы)

Учитель: Какие секреты занимательных превращений слов вы узнали?

Ученикам вручаются медали с надписью «Магистр слова».