Текст-рассуждение, текст-повествование, текст-описание

Разделы: Начальная школа


УМК Перспектива, учебник Русский язык 4 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

Цель:  уточнить представление учащихся об особенностях текста как единицы речи, развивать умения распознавать повествовательные, описательные тексты и тексты-рассуждения

Задачи:

  • Предметные:  создать условия для определения типов текста, способствовать развитию умения строить текст-рассуждение
  • Метапредметные:
    • регулятивные: составлять алгоритм действий, развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
    • познавательные: развивать умение извлекать нужную информацию из текста учебника, перерабатывать её и применять
    • коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, строить несложные рассуждения, делать выводы, развивать умение работать в паре
  • Личностные: ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач, способствовать адекватному пониманию успешности (неуспешности) учебной деятельности, положительной адекватной самооценке.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Улыбнулись друг другу.
Приступили к работе.

– Посмотрите на запись и расшифруйте слово.
– Как вы думаете, почему появилось это слово?
– Что знаете про текст?

– Какой вопрос записали бы во вторую графу?
 Трудно понять, что ещё не знаю. Постараюсь вам помочь.

     

КЕТТС

Ученики вспоминают все признаки текста. Заполняется графа ЗНАЮ.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Отгадайте загадку:

Грива – ветер, сам – огонь,
Счастлив в беге резвый … конь
– Как вы думаете, какое задание я могу предложить?
(Как можно связать текст – конь)?   
– Откройте тетради.
На секунду представьте это животное, напишите мини-сочинение на тему «Конь».

– Кто хочет прочитать? Объясни. Какого типа текст у тебя получился?
– Кто не согласен? Объясни свое мнение.
– Послушайте тексты, которые прочитают ваши товарищи.
– Понравился текст?
– Да, вот к такому слову мы должны стремиться.
– Какой тип текста не прозвучал? Почему?
– Так что же можно написать в графу ХОЧУ УЗНАТЬ

 

 

Высказывания детей.

 

 

Работа над сочинением.
Учащиеся читают 2-3 текста. Доказывают их тип.

Далее читают авторские тексты К.Д.Ушинского и К.Г.Паустовского.  (Приложение 1)

 

Хочу узнать, как составлять текст-рассуждение.

Первичное закрепление

– Что нам может помочь в работе?  
– Откройте учебник, найдите нужное правило. Прочитайте. Определите опорные слова.
– Что уже знали?
– Что новое? Можете писать сочинение?
– Что нам помогает в работе?  
– Прочитайте  текст. (Приложение 2)
– Докажите, что это текст-рассуждение, опираясь на правило.
– Что будете делать?
– У вас есть карточки (оранжевого цвета). (Приложение 3)
 Прочитайте слова на них.
 Какие слова непонятны?
 Где найти объяснение?
– Какое будет дальше задание?
– Разложите карточки по порядку, пользуясь текстом.
 – Что получилось?
– Проанализируйте свою работу. ПРОВЕРКА
Готовы писать?
– Для того, чтобы соединить эти части удобно использовать  слова-связки.
 Возьмите карточки (белого цвета). (Приложение 3)
 Подумайте, и соотнесите их с этапами плана.
Физминутка


Учащиеся работают по учебнику на с.30 – читают и анализируют правило. Разбивают на части.

Ответы детей. Резюмируют свои знания.
– Нам нужен АЛГОРИТМ.
Вырабатывают способ решения проблемы.
Учащиеся работают с текстом с опорой на правило учебника.
Доказывают тип текста.

 

Учащиеся (2 человека) находят в ТОЛКОВЫХ словарях объяснение слова «тезис».
Работа в паре. Сопоставляют название и вопросы.

 

Дети составляют план  на доске, объясняют свой выбор
С правилом познакомились.
Текст разобрали.
План текста составили.
Объяснения детей своего выбора.

Вторичное закрепление

Работа по тетради
– проч. I абзац.
– Какой текст. Почему?
– Предлагаю  преобразовать текст в текст-рассуждение.
– Что будете делать?

РТ, упр.28, I абзац
Учащиеся проговаривают план действий.

Самостоятельно записывают текст в тетрадь.
ПРОВЕРКА:
Учащиеся выбирают нужные предложения и объясняют, к какой части текста оно относится. (Могут быть разные варианты построения)

Рефлексия

– Вспомним, какую задачу поставили на урок?
 Выполнили её?
– Что узнали? Что запишем в последнюю графу нашей таблицы: Я УЗНАЛ?

– Поделитесь своими впечатлениями об уроке

Сегодня на уроке Я

  • Научился
  • Понял
  • Было интересно
  • Было трудно

– Оцените свои достижения:
 На какой ступеньке вы сегодня оказались.

Учащиеся анализируют свои действия и соотносят их с задачей урока.

 

Обсуждают ход урока и оценивают свои действия.

Д / З

– Кто почувствовал себя уверенно, напишите сочинение-рассуждение «Почему слово ШКОЛА – имя существительное?»
– Кому трудно, предлагаю выполнить упр.29 в РТ и закрепить тему урока.

Выбирают задание по желанию.