Рейтинг@Mail.ru

Урок-экскурсия «Традиции и обычаи ханты и манси». 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс региональной истории России


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси.

Задачи:

1. Образовательный аспект:

  • углубить знания учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа;
  • сформировать знания по теме “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”;
  • познакомить с традиционной одеждой ханты и манси;
  • познакомить с представлениями Обских угров о природе и человеке;
  • сформировать знания о традиционных праздниках ханты и манси – “Вороний день” и “Медвежий праздник”;
  • обобщить факты прошлого и настоящего.

2. Развивающий аспект:

  • развивать умение актуализировать полученные знания;
  • развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения.

3. Воспитательный аспект:

  • воспитывать у учащихся чувство интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям коренного населения края, где они живут;
  • воспитывать чувство причастности к малой Родине, патриотизма, уважения к родной стране, её истории;
  • воспитывать толерантность;
  • воспитывать общую культуру.

Тип занятия: Урок-экскурсия.

Учебное пособие:

  • “История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
  • Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год
  • Глава 1, параграф 3 “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”, параграф 4 “Природа и человек в представлениях обских угров”; страницы 30-49

Место проведения: музейная комната МБОУ гимназия г. Советский

Оборудование: фотографии музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, музейная экспозиция.

Урок-экскурсия может использоваться как дополнение к уроку для старших классов к указанным параграфам и как внеклассное мероприятие для 6-11 классов.

Эпиграф:

Край ты мой - моя Югория,
Край лесов и озёр голубых.
Ты мой мир, моя история,
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!

Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
Ты прошла дорогу длинную,
Помнишь ты времена Ермака.

Пусть летят над землёю былинною
Дорогие для сердца слова сквозь года и века.
Виктор Калинушкин

План мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

2. Представление интерактивной презентации.

3. Подведение итогов мероприятия.

4. Осмотр музейной экспозиции.

Ход мероприятия

1  Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы приглашены в музейную комнату гимназии, чтобы познакомиться с традиционным хозяйством, культурой, некоторыми обычаями и традициями коренного народа нашего округа.

Вопрос: Скажите, как называется округ, в котором мы живем?

Как называются коренные жители нашего края, которые жили здесь издревле?

(Учащиеся отвечают на вопросы)

Наш округ очень большой и здесь проживает очень много национальностей (Учащиеся перечисляют национальности).

Коренными жителями называют народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест.

Коренные народы нашего округа – это ханты и манси. И наше занятие посвящено славной дате – 85-летию со дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа Югра, которое отмечалось 10 декабря 2015 года.

2. Представление интерактивной презентации.

Слайд 1.

Сначала мы посмотрим небольшую историческую справку о нашем округе.

Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Слайд 2.

Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

Слайд 3.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием “обские угры”, так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводством. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Слайд 4.

Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

Слайд 5.

Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.

Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

Слайд 6.

Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

Слайд 7.

“Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью”.

Слайд 8.

Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло, известным путешественником, еще в XIII .

Слайд 9.

Ханты и манси одни из древних народов Западной Сибири. Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи:

Слайд 10.

“Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер”.

Читая сведения Геродота, еще раз убеждаешься, что предки северного народа имели свой особый образ жизни, поэтому и смогли выжить в суровых климатических условиях! Богатый жизненный опыт ханты и манси помог освоить богатые просторы Югры!

Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.

Слайд 11.

Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство[1].

Слайд 12.

Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).

До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги[1].

Слайд 13.

Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве “очищающего” средства[1].

Слайд 14.

На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений[1].

Слайд 15.

Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).

Слайд 16.

Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

Слайд 17.

На полы стелили циновки, сплетенные из осоки и камыша.

Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося[1].

Слайд 18.

Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.

Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.

В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

Слайд 19.

Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.

Женское платье называется “ягушка”. Оно украшались бисером.

Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод[1].

Слайд 20.

Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

Слайд 21.

Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

Слайд 22.

Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.

Слайд 23.

Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Слайд 24.

Кукла-скрутка.

Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая – чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

Слайд 25.

Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами[1].

Слайд 26.

Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.

Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам[1].

Слайд 27.

Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи[1].

Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам — хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

А сейчас мы познакомимся с некоторыми праздниками ханты и манси.

Слайд 28.

Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: “С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!”

Слайд 29.

По обычаям ханты и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте.

Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: “Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки”. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка “саламат”.

Слайд 30.

Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.

Слайд 31.

Тулыглап – медвежий праздник

Наиболее известным и особо почитаемым обрядом был культовый обряд - “Тулыглап”.

Что такое “Тулыглап”?
Может след медвежьих лап!
Может, песня, может, сказка?
Может хитрая побаска?..
Может сон? Может храп?
Что такое “Тулыглап”?
(Юван Шесталов).

Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно ритуальный праздник ханты и манси.

Слайд 32.

Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.

Слайд 33.

“Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.”

И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются плясками, песнями, слезами горести”.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.

В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).

3. Подведение итогов мероприятия.

Слайд 34.

Заключение

Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.

“У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

4. Осмотр музейной экспозиции.

После просмотра презентации учащиеся приглашаются на осмотр экспозиции.

(Приложение 1)

Использованная литература и интернет-сайты

1. “История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год.

2. Сусо Е.Н. Из глубины веков. Тюмень.1994.

3. Василенко.О. Тулыглап – медвежий праздник.

4. Соколова Е.Г. Путешествие в Югру. Свердловск. Среднеуральское книжное издательство.

5. Фотографии и материалы музейной комнаты гимназии.

6. http://moya-yugra.ru/2012/02/hozyaistvo-narodov-sibiri/

7. http://admmegion.ru/city/history/spodina/Pred.html

8. http://smartnews.ru/regions/tymen/18126.html

9. http://expert.ru/ural/2015/46/hantyi-mansi-must-have/

10. http://www.ethnomuseum.ru/rybolovy-i-ohotniki-zapadnoy-sibiri

11. http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=9501

12. http://www.aziko.ru/ural-sights-marshruty/articles_items/puteshestvie-v-selo-kyn-ot-boytsa-stenovogo-na-vershinu-multyka

13. http://www.communitywalk.com/map/list/291071?order=0