Использование зрительной гимнастики на занятиях учителя-логопеда

Разделы: Логопедия


В современном мире актуальной проблемой  являются перегрузки на орган зрения, которые испытывает ребенок в век огромного использования визуальных средств обучения, воспитания и развития (компьютерные игры, телевизор, форсированное семейное обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие подобные занятия).

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, девяносто процентов информации мы получаем посредством зрения.

Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.

Специальные упражнения для глаз могут быть активными, пассивными или смешанными.

Гимнастика для глаз проводится на 10-11 минуте в течении 2-3 минут на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 17-18 минуте на занятиях первая половина которых не связана со  зрительной работой.

Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики. В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке (закрепляются понятия: право, лево, вверху, внизу, далеко, близко, вокруг и т.п.), у них закрепляется пространственная терминология (направо, налево, вверх, вниз и т.п.), обогащается словарь различными частями речи (соответствие текстов комплексов лексическим темам), развивается координация движения, физиологическое дыхание.

Зрительная гимнастика – составляющая часть коррекционно-воспитательной работы. Она не существует сама по себе, но продолжает и дополняет различные виды этой деятельности, комплексно воздействуя на развитие ребёнка-логопата.