Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа изостудии «Очарование» для детей 3–5 лет «Волшебный карандаш»

Разделы: МХК и ИЗО


Всякий изобретатель, даже гений, является растением своей среды. 

Л.С. Выготский

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность  образоваться и развиться.

А. Бебель

Программа ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ ориентирована на развитие у детей дошкольного возраста эстетического восприятия мира, эмоционально–ценностного опыта, художественных способностей и склонностей, и имеет художественную направленность.

Актуальность программы обусловлена значимостью художественно-эстетического воспитания детей, которое является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей. На занятиях по изобразительной деятельности дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. (Приложение 2. Рисунок 1)

В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном художественном образовании детей дошкольного возраста. Во-первых, изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства поможет дошкольникам в будущем при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Во-вторых, проблема творческих способностей детей всегда была одной из актуальных. Современное общество заинтересовано в творческой личности. Многие способности и чувства остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Однако успешность любого вида профессиональной деятельности обусловлена наличием развитого воображения в зрелые годы. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью выявления и развития у дошкольников творческих способностей, а также приобщения к миру искусства через адекватные возрасту формы и методы обучения. Программа построена на игровой деятельности, в которой формируются универсальные генетические предпосылки учебной деятельности, такие как функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, идеальный план действия, умение подчиняться правилу и др.
Кроме того, художественно-творческая деятельность, по мнению отечественных и зарубежных специалистов, выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. А также вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, программа построена на активном использовании различных игр – это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игровые ситуации, способствующие систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Чтобы направить внимание детей на определенные особенности изображаемых предметов и персонажей используются игры-сказки, т. е. игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. На занятиях с детьми могут фигурировать сказочные герои: карандаши и кляксы как художники (Н.В. Дубровская), злые и добрые волшебники (О.А. Белобрыкина), самовары и чайники как живые существа (Н.А. Курочкина), разные игры-загадки (Е.Л. Зеленина). (Рисунок 2)
В обучение изобразительной деятельности могут включаться сказочные сюжеты (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон), сказочные драматизации (В.В. Брофман), игровые задачи и игровые действия с элементами сказок (Г.Г. Григорьева). В таких играх-сказках целенаправленное действие достигается благодаря переходу в иную, «волшебную» реальность, где действиями ребенка руководит логика сказочного сюжета, нацеленная именно на выполнение определенного произвольного действия. При этом считается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного задания
Использование игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя изобразительные средства – цвет, линию, форму, композицию и различные материалы – краски, бумагу, карандаши, фломастеры, пластилин, семена и т.д. (Рисунок 3)
Во-вторых, особенностью программы является использование больших форматов (А3, А2) при создании работ. (Рисунок 4) При работе с большим форматом, ребенок вместе с педагогом создает к каждой работе свою историю, используя сложные многофигурные композиции, интересные по цвету, фактуре, материалу, сюжету. (Рисунок 5) Творческие работы, как правило, выполняются на протяжении нескольких занятий. Среди эффектов такой методики стоит отметить: во-первых, что дети не теряют интерес к данной теме; во-вторых, у педагога появляется возможность по уже сделанному в работе, повторять пройденный материал, что способствует развитию произвольного внимания и памяти.
В-третьих, особый акцент в программе сделан на использовании разных способов и смешанных техник рисования. (Рисунок 6) Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Как правило, ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. В одной работе могут быть использованы различные материалы (бумага, картон, кусочки тканей, веревка, природные материалы и др.) и техники. (Рисунок 7)  Это позволяет ребенку с интересом закончить свое произведение и не устать от работы.
В-четвертых, особое внимание в программе уделяется коллективным работам детей. Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам. Многие коллективные картины, как и самостоятельные, могут создаваться в течение нескольких занятий. (Рисунок 8)
Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые (педагог, родители). Они выполняют ту часть работ, которую дети не могут выполнить, в силу своего возраста (ровно, по контуру, вырезать свой рисунок, прочно приклеить объемные детали к картине, работать с фигурными дыроколами и другое). В таком виде работы педагог, дети и родители объединены одной целью, заинтересованы в общем результате.
Такой комплексный подход в обучении изобразительному искусству детей в возрасте от 3 до 5 лет дает много эффектов. Меняется отношение детей к занятиям – им не только интересен сам процесс творчества, появляется ценностное отношение к самой работе. Родители проявляют больший интерес к содержанию занятий, выполняемым заданиям, замечают, что по мере прохождения программы работы детей отличаются усложнением сюжета, количеством и качеством применяемых техник, аккуратностью. (Рисунок 9)

Цель программы: Развитие и реализация творческих способностей детей 3-5 лет через изобразительное и декоративно-прикладное творчество.

Задачи программы

Обучающие:

  • познакомить детей с разнообразием художественных материалов (гуашь, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, различные виды бумаги и др.) и техниками работы с ними;
  • научить детей начальным навыкам художественного творчества через использование смешанных техник.
  • формировать практические умения работы с художественными материалами и инструментами;
  • формировать начальные представления об основных видах и жанрах изобразительного искусства;
  • способствовать творческому самовыражению обучающихся.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к искусству, способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство;
  • развивать эмоциональную отзывчивость на художественное произведение;
  • развивать сенсорные способности восприятия (чувство цвета, формы, композиции;
  • развивать координацию движения рук, мелкую моторику;
  • развивать базовые композиционные умения в соответствии с возрастом;
  • развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение;
  • способствовать творческому самовыражению.

Воспитательные:

  • приобщать детей к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали);
  • формировать эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности;
  • формировать такие качества личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность;
  • формировать положительную эмоционально-мотивационную установку по отношению к самому себе, своим сверстникам, другим людям;
  • способствовать развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей 3-5 лет. Этот период – очень важный в развитии дошкольника, потому что закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.. Происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Данный возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Детям 3-4 лет сложно удерживать внимание на одном предмете, поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития ребенка: развитие органов чувств, овладение сенсорными эталонами и способами обследования предметов. В процессе сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями по обследованию предметов, их свойствами, отношениями. Это происходит наиболее эффективно в продуктивных видах деятельности. При этом у ребенка развивается острота зрения, точность цветоразличия, рука превращается в орган активного осязания.

Условия реализации программы:

  • сроки реализации программы: 2 года обучения;
  • количество часов в год – 72 часа (всего 144 часа);
  • возраст обучающихся: первого года – 3-4 года, второго года обучения – 4-5 лет;
  • условия набора детей: на обучение по программе принимаются все желающие;
  • наполняемость группы: 8-10 человек;
  • режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (25 мин).

Форма организации занятий

Комбинированные формы организации деятельности детей: групповые занятия, индивидуально-групповое.

Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, практическое занятие.

Методы и приемы, используемые на занятиях

Словесный – при объяснении нового материала и самостоятельной работе: устное изложение-рассказ педагога в форме сказки или игры, диалог и беседа с использованием поэтических и музыкальных фрагментов, анализ произведений искусства, обсуждение работ обучающихся;
Наглядный – показ приемов работы с изобразительными средствами, демонстрация слайдов и видеоматериалов, репродукций и реальных объектов; восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения (пейзажей, портретов, натюрмортов и т.д.). рекомендуемые для занятий произведения искусства представлены в приложении 3;
Практический – выполнение упражнений на моторику, дидактических упражнений и игр, самостоятельных творческих заданий и коллективных работ.
Эвристический метод – самостоятельная творческая работа детей на основе пройденного материала по выбору формата работы и техники исполнения.

Ожидаемые результаты по программе

По окончании 1-го года обучения обучающийся:

  • имеет начальные представления об основных жанрах изобразительного искусства и различает их (портрет, пейзаж, натюрморт);
  • знает основные художественные материалы (бумага, гуашь, пластилин, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры) и  инструменты (ножницы, кисти); имеет представление об их свойствах и назначение
  • умеет, в соответствии своему возрасту, рисовать карандашами и фломастерами (проводить линии: вертикальные, горизонтальные, волнистые и замыкать их в формы: округлые, прямоугольные); рисовать красками (умеет смешивать цвета, различает разнообразные цвета и оттенки, знает название основных и дополнительных цветов)
  • имеет навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, закрашивать замкнутые формы);
  • имеет навыки рисования пастелью и восковыми мелками
  • имеет начальные навыки работы с пластическим материалом (соленое тесто, пластилин, пластика), знает их свойства
  • выражает с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно используют цвет при создании эмоционально значимых для них образов;
  • проявляет интерес к изобразительной деятельности, инициативу и самостоятельность;
  • в рисунках умеет передавать сходство с реальным объектом, обогащая образ деталями, цветом, расположением, с помощью педагога;
  • проявляет интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности, на эстетическую сторону явлений природы.
  • умеет рассматривать картинку, рисунок; узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов; понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать и сопереживать героям.
  • проявляет отзывчивость на произведения искусства, эмоциональные состояния близких людей;

По окончании 2-го года обучения обучающийся:

  • имеет начальное представление о видах и жанрах изобразительного искусства:
  • знает различные художественные материалы, их свойства
  • умеет отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом;
  • старается правильно использовать формообразуюшие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты);
  • имеет начальное представление о цвете и материале; умеет смешивать нужные цвета для получения конкретного цвета (например, синий с желтым-зеленый, красный с зеленым-коричневый и другие);
  • старается хорошо закрашивать цветными карандашами, пастелью, работать разными кисточками по назначению (тонкой – рисует мелкие детали, широкой плоской – закрашивает крупные большие поверхности);
  • проявляет интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми при создании коллективных композиций;
  • участвует в создании коллективных работ, умеет согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого);
  • проявляет интерес к значению новых слов «художник», «картина», «выставка», «музей», «скульптура», «пейзаж», «натюрморт», «портрет» и «автопортрет» и других;
  • может самостоятельно выбирать простые способы изображения при создании образов, используя для этого освоенные технические приемы;
  • ориентируется на начальном уровне в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество, адекватно применяет полученные представления в конкретных творческих ситуациях.

Формы текущего контроля:

  • подвижные, обучающие игры;
  • анализ продуктов творческой деятельности детей;
  • выставки детских работ с последующим обсуждением в конце каждого раздела программы.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • педагогическая диагностика (наблюдение и анализ учебной деятельности учащихся);
  • фиксация индивидуальных результатов в диагностической карте ( Приложение 1);
  • тестирование в игровой форме;
  • анкетирование родителей;
  • участие выставках и конкурсах (местных, районных, городских, международных).

Программа успешно реализуется во Дворце детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга. Обучающиеся студии изобразительного искусства «Очарование» регулярно принимают участие в творческих конкурсах разного уровня, и показывают хорошие результаты.
Опыт работы по программе был успешно представлен автором в 2014 году на конкурсе педагогических достижений «Сердце отдаю детям» Московского района (победитель в номинации «Изобразительное и декоративно-прикладное творчество»).