Репортаж как жанр публицистического стиля

Разделы: Русский язык


Класс: 8

Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.

Задачи:

Образовательные:

  • Знать особенности строения и языковые средства репортажа.
  • Повысить уровень информированности о проблеме здоровья подростков.

Метапредметные:

  • Формировать культуру общения по данной проблеме (коммуникативная).
  • Формировать умение получать результат, осуществляя при этом выбор способов деятельности (регулятивная).
  • Развивать творческие способности, письменную и устную речь (развивающая).

Личностные:

  • Формировать мотивацию к сохранению здоровья.
  • Изменить отношение к проблеме здоровье подростков.
  • Формировать умение работать в группе, получать удовлетворение от результата работы.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающая;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • развивающего обучения.

Ход урока

СЛАЙД. Презентация

Орг. момент.

- Доброе утро(день)! Меня зовут......... И этот урок мы проведём вместе!

СЛАЙД

- Давайте посмотрим на экран. Ученики школы, в которой я работаю, передают вам привет, желают вам успехов на этом уроке и вместе со мной верят, что у нас всё получится! Ребята, у нас всё получится?! Замечательно!

СЛАЙД

- Итак, сегодня работает четыре группы. Правила работы в группах на экране. Хочу акцентировать ваше внимание на то, что важен вклад каждого для достижения успеха.

- У вас на столе есть рабочие карты урока для каждого ученика. В течение урока в этой карте вы будете фиксировать необходимую информацию. Всё понятно?

- Итак, начинаем наш урок.

АКТУАЛИЗАЦИЯ

- Я думаю, вы со мной не будете спорить, если я вам скажу, что средства массовой информации играют определённую роль в нашей жизни.

Для начала я предлагаю вам выстроить логическую схему стилей речи.

У вас на столе есть схема и опорные слова. (Приложение 1)

Посоветовавшись в группе в течении одной минуты (песочные часы) расположите слова в логической последовательности.

- Готовы? Проверим, что у нас получилось

(работа групп - схема фиксируется на доске)

Вы знаете, что каждый стиль имеет свои жанры, давайте восстановим логическую схему соответствия жанров стилям. (на жёлтых карточках)

Итак - художественный стиль (...)

  • деловой (...)
  • научный (...)
  • публицистический (...)

А какие вы знаете ещё жанры, например, художественного стиля?и т.д.

Молодцы!

А теперь внимание на экран

СЛАЙД

Видеофрагмент (репортаж из программы “Новости” о Тимуре и Амуре)

- О чём этот фрагмент?

- Почему в новостях осветили это событие? (Необычность...)

- Определите стиль речи

- А другая согласна?

- Ваше мнение

- В каком жанре создана речь, которую вы только что услышали?

- Давайте с вами предположим тему нашего урока (спросить у каждой группы - а вы как считаете?)

(ответы учащихся)

Молодцы!

СЛАЙД – тема урока

Тема  урока: “Репортаж как жанр публицистического стиля”.

А как вы считаете, ...какова цель нашего урока?

(ответы учащихся)

Хорошо!

Запишите дату и тему урока в ваши рабочие карты

СЛАЙД - таблица (Приложение 2.)

- А теперь.... заполните разделы таблицы: если знаете ответ, то ставите знак плюс, если не знаете, то минус.

- Итак, поднимите руки те, кто поставил + во всех пяти разделах? Молодцы! Вы будете помощниками в своей группе! Ребята ,поднимите руки, кто поставил больше минусов, чем плюсов? Спасибо! Ребята, я думаю, что в конце урока мы добьёмся положительного результата... А результатом урока будет Выпуск газеты.

СЛАЙД

- Сегодня мы с вами побудем немного репортёрами. А это значит:

Быть в гуще жизненных событий,
Не пропустить больших открытий
И мастерски владеть пером,
А также русским языком,
Быть только честным и правдивым,
В своих оценках справедливым.

- Ребята, я предлагаю вам погрузиться в эту профессию. Каждая группа имеет своё задание на столе. Если вам необходимо вы можете записать свой ответ на 4 странице рабочей карты. Время ограничено и работать вы будете в течении 3-х минут. Время пошло.

- Итак, я акцентирую ваше внимание, чтобы вы внимательно друг друга слушали, так как эта информация понадобиться вам для дальнейшей работы.

1-я группа: вы работаете с различными словарями и сообща составляете общую формулировку к слову “репортаж” и “репортёр” (+ если останется время, то дать на листе “История журналистики”).

- Всё понятно? Молодцы!

2-я группа: вы работаете с текстом и вместе составляете план репортажа. И подумайте, какими словами можно обобщить пункты плана. Всё понятно? Молодцы!

3-я группа: вы работаете с текстом “Удачное приземление” и вместе, посовещавшись в группе, ответите на вопросы к тексту. Всё понятно? Замечательно!

Вопрос 1. Определите и выпишите задачу данного репортажа?

а) сообщить сведения, имеющие практическое значение дать точные рекомендации.

б) Передача общественно-значимой информации и воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-то;

в) Побуждение к определённым поступкам.

Вопрос 2. Где может использоваться репортаж?

4-я группа: вы работаете с ноутбуком . Найдите файл с названием “Футбольный матч” и вместе, посовещавшись в группе, ответите на вопросы к тексту. Всё понятно? Замечательно!

Вопрос 1. Какие предложения по структуре передают динамику репортажа (односоставные или двусоставные)? Выделите другим цветом. (Динамика - это........)

Вопрос 2. В каком времени употреблены глаголы в тексте, передающие “сиюминутность” происходящего? Выделите их другим цветом.

Вопрос 3. С какой целью используются восклицательные и вопросительные предложения? (Чтобы показать, передать эмоции, которые испытывает комментатор)

- Какие предложения по структуре передают динамику репортажа?

- В каком времени употребляются глаголы в тексте передающие сиюминутность происходящего?....

- С какой целью используются восклицательные и вопросительные предложения?

Молодцы!

ПЕРЕСАДКА в новые группы.

Ребята, по обведённым цифрам страниц вам нужно сесть в определённую группу: 1 страница – 1 группа, 2 стр. - 2 гр., 3 стр. – 3 гр., 4 стр. – 4 гр.

РАБОТА - создание репортажа

- Представители групп подойдите ко мне и возьмите материал для работы. Вы получили фотографии, на которых изображены герои ваших будущих репортажей.

СЛАЙД

- Ребята! Поскольку наша с вами задача на сегодня – работа снад созданием репортажа, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: “Репортаж – это глаза и уши читателя”.

Как вы понимаете его слова?

СЛАЙД - животные

Каждой группе предстоит сейчас создать свой репортаж.

Вы можете воспользоваться рабочей картой, в которой изложены особенности композиции репортажа.

Работать вы будете в течении 7 минут. Вам всё понятно?

Приступаем

(включить музыку!!!)

Осталась 1 минута – (песочн. часы)

Итак, что у нас получилось?

(Презентация репортажа с места, стоя, после - прикрепить на газету)

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ ГАЗЕТЫ

- Ребята, скажите, а что объединяет все эти репортажи? Да, общая тематика.

- Предложите свой вариант названия нашей газеты!

- Вы не против, если я напишу такое название....

Какая замечательная получилась у нас газета!!!! Молодцы!!!

СЛАЙД – рабочая карта (Приложение 2)

А теперь, вернёмся к нашей таблице в рабочей карте... и попробуйте её снова заполнить....

Поднимите руки у кого все плюсы в разделах. Какой раздел вы не смогли заполнить?

(ответы учащихся)

Д/З – написать репортаж о сегодняшнем уроке и прислать мне на адрес моей электронной почты, который указан в вашей рабочей карте.

СЛАЙД - колесо

САМООЦЕНКА (заранее положить)

- Ребята, ну а теперь я предлагаю оценить работу своих групп с помощью колеса самооценки .

- На колесе есть 6 критериев, по которым вы должны себя оценить, посоветовавшись в группе, от 0 до 10. Вам понятно? (1 мин.)

СЛАЙД – ФОТО УЧЕНИКОВ С ФРАЗОЙ “У НАС ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ?”

- Ребята, посмотрите ещё раз на экран!..

- Ученики моей школы были уверены, что у вас всё получится! Так что же мне передать моим ученикам? У нас всё получилось?

(ответы учащихся)

- Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами! Я благодарю вас за урок и желаю вам научиться мастерски владеть пером, а также русским языком! Спасибо!

И традиционное напутствие.

  • Помните: любой талантливый репортер – кандидат в мастера классической литературы.

Информация для учителя

  • Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
  • Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
  • Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Оборудование

  • Компьютер, экран, проектор.
  • Словарь иностранных слов
  • Репортаж – 1) работа репортёра; 2) сообщение о событиях дня, оперативная информация.
  • Репортёр – сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о текущих событиях и происшествиях.

Толковый словарь

  • Репортаж – 1) сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация”; 2) репортёрская работа.
  • Репортёр – газетный работник, занимающийся доставлением информации о текущих событиях местной жизни.

Советский энциклопедический словарь

  • Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.