Урок русского языка "Последовательность работы над текстом". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока: создать условия для того, чтобы учащиеся овладели умениями работы над текстом и составили рекомендации по работе с ним..

Оборудование: проектор с экраном, компьютер, раздаточные карточки.

Технологии: применение ИКТ, проблемная ситуация, эвристическая беседа, метод диалогового обучения.

Ход урока

- Умение самостоятельно работать с учебником и любой другой книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой, приобретать знания самостоятельно придется всю жизнь.

- Из чего же складывается это умение? Как можно усвоить текст?

(Усвоить текст – это, прежде всего, понять и запомнить его).

- А что такое запомнить текст?

( Пересказал без потерь, значит, запомнил. Особенно легко это выясняется, если пересказ проверяет другой).

- А что такое понять содержание текста? На первый взгляд и это просто. Что-что, а уж сказать, что понятно, а что нет, может каждый.

Но это только на первый взгляд. Почти каждый может вспомнить такой случай. Прочитав заданный материал, поняв его и хорошо запомнив, вы оказываетесь у доски. Пока вы пересказываете выученное, все идет прекрасно. Но вот учитель начинает задавать вопросы. И происходит нечто неожиданное для вас: на некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто бы усвоенному материалу, вы ответить не можете. Почему? (ответы уч-ся)

И возникает сомнение: а поняли ли вы текст?

Стало быть, нет!

На самом деле обнаружить непонимание непросто. Поэтому у человека часто бывает иллюзия понимания. Почему? (Именно из-за этого обманчивого чувства и не появляется потребность лучше разобраться в материале, глубже его понять).

А как работать с текстом тогда? (работать с текстом, чтобы его понимать и легче запоминать.)

I этап

Модель “современного (идеального) читателя”

Давайте представим себе, как работает с текстом ученик, который очень хорошо умеет это делать, - “идеальный читатель”, или “современный читатель”. Этого “современного читателя” мы смоделируем, соединив в нем все лучшее, что мы наблюдали у школьников и взрослых, успешно работающих с книгой.

- Ребята, на экране вы видите только сжатый план работы с текстом. Давайте попробуем сами определить, как же построит свою работу над текстом идеальный ученик.

Последовательность работы

Начиная работу, “современный читатель” ставит перед собой задачу сначала понять материал, затем выделить в нем наиболее существенную информацию и только после этого запомнить ее.

- В работе по пониманию и непроизвольному запоминанию текста, какие этапы условно можно выделить?

По ходу эвристической беседы постепенно раскрываются этапы работы над текстом.

  • Первый этап. Работа до начала чтения.
  • Второй этап. Работа во время чтения.
  • Третий этап. Работа над текстом после прочтения (на экране).

Включенность в работу

“Современный читатель” всегда внутренне включен в процесс чтения, внимателен и активен. Его работа над книгой четко организована.

- Что помогает “современному читателю” работать с книгой?

(Прежде всего, умение вести с ней беседу. Хорошее чтение – это как бы диалог между автором книги и читателем. Умение вести такой диалог – настоящее искусство).

Работа с заголовком

Беседа с каждой главой или каждым параграфом книги начинается со знакомства с заголовком.

- Ребята, какой вопрос поставит “современный читатель”, прочитав заголовок?

(“О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?”)

Даже сухой, деловой заголовок учебного параграфа дает больше возможности для включения новых знаний в те, что у вас есть, и для предугадывания основного смысла текста (о чем пойдет речь?).

Задание группам: прочитав заголовок “Обособленные второстепенные члены предложения”, попробуйте обдумать, о чем здесь пойдет речь, что мне предстоит узнать, что я уже знаю об этом).

(Работа в группах).

После обсуждения группы предлагают свои версии рассуждения.

(Во-первых, надо вспомнить, какие мы знаем члены предложения, и какие из них главные, а какие второстепенные. Раз не говорится, о каких именно второстепенных членах предложения пойдет речь, значит, обо всех, т.е. об определениях, дополнениях, обстоятельствах. Во-вторых, мы вспомнили, что обособить – это отделить или выделить. Следовательно, речь пойдет о том, по каким правилам отделяются или выделяются знаками препинания различные второстепенные члены предложения, когда их надо обособлять, а когда нет).

II этап

Диалог с текстом

Современный читатель после прочтения заголовка, обдумав некоторые предположительные моменты текста, весь текст читать не будет. Прочитает первое предложение и отложит в сторону текст или сразу начнет ставить вопросы.

- Какие вопросы можно задать тексту?

( О чем здесь говорится? Что мне известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? Что из этого должно получиться?)

Выдвижение и проверка гипотез

После того, как возник вопрос в сознании читателя, возможны два пути ответа на него. Какие два пути вы можете предложить?

(Первый, более простой путь: искать ответ, продвигаясь по тексту дальше.

Второй, более интересный: уяснив вопрос, отодвигаем книгу и начинаем обдумывать его самостоятельно. Строим свои предположения, как должен быть решен вопрос)

Этот способ работы используется многими (этот способ работы описан философом Декартом).

Рассуждения современного читателя (примерные; здесь каждому предоставляется возможность выдвигать свои умозаключения – по ходу чтения текста рассуждаем):

(Читаю начало предложения “Постановка запятой при союзах, способных выделять из своего состава соотносительные слова...” Затем спрашиваю себя: “Союзы, способные выделять из своего состава соотносительные слова? Как это выделять? Запятыми? Или как-то еще? Ничего не понимаю!

Во-первых, я не понял, что такое союзы, способные выделять из своего состава соотносительные слова. Во- вторых, я не понял, в каком смысле употребляется слово выделить.

Значит, есть такие союзы, которые могут выделять из своего состава соотносительные слова. Какие же это союзы? Очевидно, союз должен быть составным, так как какое-то слово должно выделяться из него как соотносительное. Какие я помню составные союзы? Составные союзы так как, потому что, оттого что и др. (Обратите внимание на то, что “идеальный читатель” строит рассуждения, сознательно привлекая свои прежние знания).

Ясно, первая часть таких союзов может стать соотносительным словом. Очевидно, дальше пойдет речь о том, как ставятся запятые, когда это составной союз, и как – если одна его часть станет соотносительным словом... целиком зависит от того, хотите вы выделить соотносительное слово. В каком смысле здесь употребляется слово выделить? Знаками или по смыслу? Читаю еще раз. Ответа нет. Прежние знания не дают возможности ответить на вопросы.

Тогда придется читать текст дальше. (В лесу было много лыжников потому, что была отличная погода). Все ясно, соотносительное слово выделяется по смыслу, так как к этому слову прикрепляется придаточное предложение.

Если же я не хочу делать потому соотносительным словом, тогда оно остается союзом и запятая будет ставиться перед потому что. Смысл всего предложения немного изменится. Вот так  –  (В лесу было много лыжников, потому что была отличная погода).

Как видите, “идеальный читатель” разобрав пример, понял смысл прочитанной части текста. Кроме того, он вполне обоснованно “предсказал” его дальнейшее содержание.

“Идеальный читатель” в процессе чтения трудных для понимания текстов задает “самовопросы”, направленные на выяснение содержания, и повторно читает трудные и малопонятные места.

III этап

Выделение главного

- Что может выделять карандашом “идеальный читатель?”В любом тексте вы должны понять главную мысль. А что это такое?

(Главная мысль – это смысл текста, ради чего он написан. Идея произведения. Мысль, которую автор хочет донести до читателя)

План

- Как можно запомнить и понять содержание текста?

- Можно составить план текста.

- Что для вас дает план текста для понимания содержания текста?

- При помощи плана можно восстановить последовательность текста, разбить его на микротемы.

Схемы, рисунки, таблицы.

Также для любого текста можно придумать схему, таблицу, при помощи которых бывает легко запомнить текст.

Запоминание.

- У каждого человека есть свои способы запоминания текста. Поделитесь ими. (Учащиеся делятся своими способами запоминания текста).

Выигрыш.

- Сегодня мы познакомились с последовательностью работы над текстом современного читателя. Значит, теперь мы знаем два пути способа работы над текстом. Первый – прочитать готовый текст и пересказать. Второй – обдумывать текст самостоятельно.

- Какой способ выбираете?

- Второй, потому что он наиболее интересный. И при помощи этого способа работы над текстом развивается ум, сообразительность.

-Значит, современный читатель остается в выигрыше, и мы тоже, если будем следовать этому способу работы над текстом

Теперь, когда мы усвоили последовательность работы над текстом, давайте составим рекомендации для других учеников нашей школы.

Рекомендации

До чтения текста.

Начинайте работу с заголовка. Настраивайте себя для дальнейшей работы с текстом.

По ходу чтения.

Ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте свои предположения и проверяйте их. По ходу диалога постарайтесь осознать, что вам непонятно. Выясняйте трудные для вас вопросы. Делайте выписки, подчеркивайте важные мысли, составляйте схемы, чертежи, таблицы. Разбирайте конкретные примеры.

После прочтения текста.

Попытайтесь выразить главную мысль текста. Читайте повторно трудные для вас части текста. Составьте план. Задавайте себе вопросы по всему тексту. Проверяйте себя.

Домашнее задание: поработайте над текстом упр. 46 по нашей рекомендации, ставя перед собой “самовопросы”.

Выставление оценок группам за проделанную работу в классе.