Рейтинг@Mail.ru

Опыт инновационной деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования Белоярского района «Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»

Разделы: Администрирование школы, Дополнительное образование


Предыстория

С 2011–2012 учебного года МАУДО "Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский" (далее – ДДЮТ) совместно с общеобразовательными учреждениями города Белоярского начал реализацию муниципального проекта в рамках реализации модели сетевого взаимодействия по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО (далее – Модель). В ноябре 2011 года в результате конкурсного отбора образовательных инициатив учреждениям присвоен статус муниципальной инновационной площадки на 2012–2013 годы по направлению "Новое качество и новое содержание образование". В 2012 году присвоен статус региональной инновационной площадки.

Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка, способной самостоятельно решать задачи и реализовывать проекты. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности рассматривалась в начале реализации проекта как один из самых эффективных способов реализации новых требований.

Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.

Во-вторых, как правило, учреждения дополнительного образования с высокими показателями имеют огромные кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.

В-третьих, достаточно сложно было образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям, как ДДЮТ.

В-четвертых, как отметил д. пс-х. н. В. Л. Хайкин, именно дополнительное образование в отличие от основного обеспечивает целенаправленное формирование закрепленных навыков и присвоенных методов (компетенций), позволяющих управлять собственным поведением, эффективно строить стратегию своего поведения в различных ситуациях.

Все эти факторы позволили разработать и начать реализацию инновационной образовательной модели сетевого взаимодействия по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО.

Нормативно-правовая база

В целях обеспечения правовой основы и юридической регламентации Модели был разработан пакет нормативно-правовых документов, в состав которого вошли: положение о Сетевом взаимодействии, договор-соглашение; положение о Сетевом Совете, положение о Портфолио учащихся начальных классов.

Положение о Сетевом Совете

Сетевой Совет определяется как консультационно-совещательный орган по координации внеурочной деятельности, в который входят руководители образовательных учреждений и их заместители.

Основные направления: координация реализации внеурочной деятельности в условиях введения федерального государственного стандарта начального общего образования; создания условий для индивидуализации образовательных маршрутов учащихся и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Основные задачи деятельности: организует процесс информирования педагогических коллективов, родителей и учащихся о внеурочной деятельности, согласует сетевое расписание занятий, формирует рабочие группы педагогов в целях взаимообмена опытом и решения вопросов о качестве образовательного процесса.

Положение о сетевом взаимодействии

Положение о сетевом взаимодействии определяет основные цели и задачи сетевого взаимодействия, его содержание и организацию деятельности, формы и механизмы управления. Основная цель сетевого взаимодействия – обеспечение качественной организации внеурочной деятельности, социализация и адаптация обучающихся к условиям современной жизни в рамках реализации сетевой модели взаимодействия образовательных учреждений. В Положении подчеркивается коллегиальный принцип управления Модели.

Договор-соглашение

В договоре-соглашении определены условия взаимодействия между участниками образовательного процесса: классы, время проведения занятий, перечень образовательных программ, основные обязательства и ответственность сторон.

Положение о Портфолио

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих “Портрета” выпускника. Период составления портфолио – 1–4 классы начальной школы. Ученик в любой момент может поместить в раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т. п.

Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя. Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней.

Научно-методическое сопровождение образовательного процесса

Специфика дополнительного образования изначально предполагает нацеленность любой деятельности ребенка на готовый продукт, соответственно, основными задачами научно-методического сопровождения стали:

  • теоретическое осмысление современных образовательных требований и изучение новых технологий их достижения;
  • раскрытие сущности дополнительного образования с точки зрения современных образовательных стандартов посредством поиска в деятельности педагога дополнительного образования средств, форм, способов достижения личностных и метапредметных результатов и их совершенствование и преобразование с учетом изученного научно-методического материала.

Курсы повышения квалификации

Приоритет в научно-методическом сопровождении педагогов в процессе инновационной деятельности отдается курсам повышения квалификации. Среди них необходимо отметить такие курсы, как "Теория и практика введения ФГОС: технологии организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной и основной школы" под руководством доктора педагогических наук, профессора СурГУ ХМАО-Югры Повзун Веры Дмитриевны.

Созданная Верой Дмитриевной атмосфера во время обучения позволила педагогам учреждения получить профессионально значимые теоретические знания об исследовательской и проектной деятельности, а также на практике отработать практические навыки использования современных технологий деятельностного обучения, необходимых для эффективной реализации современных государственных образовательных стандартов во внеурочной деятельности.

Помимо этого педагоги ДДЮТ г. Белоярский прошли курсы "Деятельностный подход как основа введения Федеральных государственных образовательных стандартов" СурГПУ, "Технология формирования у младших школьников универсальных учебных действий", СурГПУ, "Формирование универсальных учебных действий у учащихся". СурГПУ и т. д.

Методические мероприятия

Одним из мощных инструментов научно-методического сопровождения инновационной деятельности стали методические мероприятия как внутри учреждения, так и на районном уровне, а также различные мастер-классы в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями города.

Методические мероприятия районного значения

Муниципальный семинар "Распространение опыта муниципальной инновационной площадки "Реализация внеурочной деятельности на основе модели взаимодействия учреждения дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями города" (СОШ № 2 Белоярский и ДДЮТ г. Белоярский).

Районный семинар-практикум "Современные образовательные технологии в деятельности педагога как инструмента формирования личностных и метапредметных учебных действий". (СОШ № 1 Белоярский).

Районный семинар по теме: "Обеспечение преемственности при введении ФГОС ООО и реализации ФГОС НОО” (СОШ № 3 Белоярский).

Районный семинар-практикум для учителя образовательных учреждений Белоярского района “Формирование универсальных учебных действий школьников в урочной и внеурочной деятельности”. (СОШ № 3 Белоярский).

Межведомственный семинар по теме: "Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей" (из опыта работы СОШ № 2 г. Белоярский).

Методические мероприятия в рамках сетевого взаимодействия

Психологический практикум по формированию коммуникативного пространства педагогов (СОШ № 2 г. Белоярский).

Психологический практикум по профессиональному целеполаганию (СОШ № 2 г. Белоярский).

Городской мастер-класс "Создание условий для обеспечения развития УУД на занятиях занимательной математики" (ДДЮТ г. Белоярский).

Районный мастер-класс "Создание условий для развития УУД на занятиях декоративно-прикладного творчества" (ДДЮТ г. Белоярский).

Городской мастер-класс "Технология критического мышления как средство формирования УУД на занятиях по биологии" (ДДЮТ г. Белоярский).

Городской мастер-класс "Метод проектов как средство формирования УУД на занятиях по оригами" (ДДЮТ г. Белоярский).

Внутриучрежденческие мероприятия

Семинар по теме "Портфолио как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов" под руководством доктора педагогических наук В. Д. Повзун.

Педагогическая мастерская заместителя директора и заведующей отделом по теме "Современные образовательные технологии как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов. Технология критического мышления" на основе комплекса методических материалов доктора педагогических наук В. Д. Повзун.

Семинарские и практические занятия по теме "Понятийное, методическое и технологическое содержание ФГОС нового поколения", проводимых заместителем директора, на основе комплекса методических материалов доктора педагогических наук В. Д. Повзун.

Проведение открытых мероприятий педагогов-организаторов учреждения на основе компетентностного подхода.

Проведение открытых занятий педагогов дополнительного образования с использованием технологии критического мышления.

Мастер-класс "Ментальная карта как средство формирования УУД"

Заседания методических объединений.

Дополнительные методические мероприятия

Вебинары издательства "Просвещения": "Урок технологии: где "прячутся" планируемые результаты ФГОС", "Организация проектной деятельности на уроках технологии 1–4 класс", "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК "Перспектива", "Моделируем урок технологии: шаг за шагом".

Вебинары издательства "Учитель"

“Конструктор урока. Системно-деятельностный подход”.

Изучение научно-методической литературы

Статья д. пс-х. н. Хайкина В. Л. на III съезде общероссийской общественной организации "Федерация психологов образования России". "Психологическая работа в дополнительном образовании (базовые позиции развития дополнительного образования)".

Статья д. пед. н. Михайловой Н. Н. Модернизация содержания дополнительного образования на основе внедрения интегративных образовательных программ и новых образовательных технологий.

Статья д. пс-х.н. Хайкина В. Л., к. пед. н. Григорьев Д. В. Детско-взрослая созидающая общность как институт воспитания.

Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей / авт.-сост. Л. Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.

Структура урока в условиях реализации ФГОС: Методическое пособие. пгт. Пойковский, 2014. /Автор-составитель Пашкевич А.В., к.п.н., методист.

Продукты инновационной деятельности

Модель сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО

Реализация внеурочной деятельности осуществляется по таким направлениям деятельности, как: гражданско-патриотическое, научно-познавательное, спортивно-оздоровительное, общественно-полезная деятельность, художественно-эстетическое.

Обозначенные направления внеурочной деятельности рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывается на таких видах внеурочной деятельности, как игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность.

1.gif (11112 bytes)

Рис 1. Схема взаимодействия ОУ

Дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы

Продуктами инновационной деятельности стали новые дополнительные образовательные (общеразвивающие) программы, которые построены в логике преемственности общего и дополнительного образования и ставят своей целью не только приобретение воспитанниками личного опыта как основы обучения и познания, первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; но и духовно-нравственное развитие личности учащегося в различных направлениях. Реализуемые в рамках Модели программы получили положительную оценку доктора педагогических наук Повзун В. Д. и рекомендованы к реализации.

Содержание программ основывается на системно-деятельностном и комптетентностном подходах: в основе учебной деятельности лежит проект (социальный, творческий, учебный, исследовательский и т. д.) Результаты соответствуют современным образовательным требованиям, средством оценивания метапредметных и личностных результатов является Портфолио. В качестве инструментария используются Методические рекомендации для учителя по работе с портфолио проектной деятельности учащихся Г. Б. Голуб, О. В. Чураковой “Технология Портфолио в системе педагогической диагностики”.

По мнению д.пс-х.н. В. Л. Хайкина, программа в дополнительном образовании – это комплекс образовательных событий, объединенных единой тематикой и организационной формой и подразумевающих образовательный результат. Событием в учебном процессе ДДЮТ г. Белоярский может стать творческий конкурс рисунков и поделок, театрализованное представление, вокально-инструментальный концерт, хореографическое микс-шоу, обновление парка деревьев вокруг учреждения, создание мультипликационного фильма, различные акции ко Дню Победы, Дню матери, Дню защитника Отечества и т. д.

Реализация дополнительных образовательных программ

таблица

Физкультурно-спортивное “Юный инспектор дорожного движения” – профилактика ДТП с участием детей, велосипедная езда

“Жизнь в танце” – хореография, ритмика.

Художественное “Открой в себе художника” – изобразительное творчество

“От умения к мастерству” – аппликация, коллаж, соляная керамика

“Мир цветов” – аппликация

“Театр” – театральное искусство

“Страна мастеров” – работа с кожей и тканью, соляная керамика

“Народные забавы” – детский театр на основе фольклора

“Мир увлечений” – различные виды аппликации

“Веселые узелки” – макраме

“Веселая аппликация” – аппликация из зерна, бумаги, природного материала и т.д.

“Цветная карусель” – работа с различными материалами (от простого к сложному): бумагой, картоном, пряжей, тканью, различными пластичными материалами, кожей.

“Музыкальная шкатулка” – вокал, флейта.

Техническое “Бумажная планета” – оригами

“Мультилогика” – робототехника

Социально-педагогическая “Развивающие игры” - социализация, личностное развитие

“Увлекательный английский” – коммуникация на иностранном языке

“Дружелюбный английский” – межкультурное взаимодействие

Естественнонаучная “Юный биолог” – основы исследовательской деятельности

“Занимательная математика” – математика в играх

“Детское лесничество” – экология, флора и фауна Югры

Целевые воспитательные программы “Дорожные знаки”, “Путь к успеху”, “Мир, в котором мы живем”

Направление: духовно-нравственное, экологическое, патриотическое, досуговое.

Программа формирования УУД ДДЮТ г. Белоярский

(составлена Красновой Е. П.)

Программа дополняет традиционное содержание дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы и служит основой для разработки программ всех направленностей (объединений) ДДЮТ г. Белоярский по формированию метапредметных и личностных результатов. Программа определяет связь универсальных учебных действий с содержанием образовательных направленностей ДДЮТ г. Белоярский. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения образовательных направленностей, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждая образовательная направленность в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Программа получила положительную экспертную оценку доктора педагогических наук Повзун В.Д.

Результаты инновационной деятельности

Созданная устойчивая сетевая модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей эффективно реализуется. Сетевое взаимодействие позволяет интегрировать программно-методические ресурсы общего и дополнительного образования, благодаря чему существенно повысился уровень педагогической квалификации кадрового состава. Организовано нормативно-правовое обеспечение, научно-методическая поддержка для реализации ФГОС основного общего образования в рамках дальнейшего сетевого взаимодействия.

Для обучающихся города предоставлен широкий спектр образовательных услуг по дополнительному образованию, созданы условия для повышения мотивации к познавательной и творческой деятельности. Разнообразие различных направлений деятельности позволило обучающимся самореализовываться с учетом собственных индивидуальных способностей и потребностей.

Литература

  1. В. Л. Хайкин Будь готов к жизни! Сборник научных работ, статей, выступлений.–М.:ГБПОУ “Воробьвы горы”.–2015 г.
  2. Структура урока в условиях реализации ФГОС: Методическое пособие. пгт. Пойковский, 2014. /Автор-составитель Пашкевич А.В., к.п.н., методист.
  3. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей / авт.-сост. Л. Б. Малыхина. – Волгоград: Учитель, 2015.