Обобщение и систематизация знаний по теме «Сложноподчиненное предложение»

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить и систематизировать изученный материал по теме

Задачи:

  • Учить находить сложные предложения в незнакомом тексте; уместно употреблять их в речи.
  • Развивать навык структурного анализа сложного предложения
  • Повторить орфограммы: чередующиеся, безударные (проверяемые) гласные в корне, н/нн в разных частях речи; пунктограммы: обособление приложений, определений.

Методическое оборудование: карточки с инд. заданиями, ПК с тестирующими комплексами “ГИА. 9 кл.”, “Орфографический диктант. 5-11 класс”, интерактивная доска

Формы организации: индивидуальная – усвоившие материал; групповая – слабо усвоившие материал.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 1 мин.

Постановка цели урока:

Повторим орфограммы: чередующиеся, безударные (проверяемые) гласные в корне, н/нн в разных частях речи; пунктограммы: обособление определений.

Урок предполагает различные формы работы, большей частью – самостоятельную, по группам, т.к. цель урока – закрепить полученные знания и уметь применять их для грамотного письма.

Запись в тетради числа, темы урока

Знакомство с планом урока - записан на доске.

Работа с текстом

  1. Пунктуационный разбор предложения
  2. Индивидуальная / групповая работа
  3. Графический диктант
  4. Орфографическая разминка

2. ПОВТОРЕНИЕ – 5 мин.

Прослушать отрывок (1 мин. 15 сек), определить его тему, тип, стиль речи. (межпредметная связь с литературой)

Тема: биография Бунина

Тип речи: повествование

Стиль речи: книжный - художественный

Цель: подготовка к экзаменационному изложению

Иван Алексеевич БУНИН
(1870—1953)

“Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства.

Все предки мои всегда были связаны с народом и с землей. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, отсюда вышли чуть не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым.

Я родился 10 октября 1870 года, в городе Воронеже. Детство и юность почти целиком провел в деревне. Писать начал рано. Рано появился и в печати.

Критика обратила на меня внимание довольно скоро. Затем мои книги не раз были отмечены высшей наградой Российской Академии наук — премией имени Пушкина, позднее я вошел в число двенадцати почетных академиков.

Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей. С 1919 года, жил на юге России, переходившем из рук в руки "белых" и "красных", а в феврале 1920 года, испив чашу несказанных душевных страданий, эмигрировал во Францию”.

И. А. Бунин. Из предисловия к французскому изданию “Господина из Сан-Франциско”. 1934

  • Определите микротемы отрывка
  • Род Буниных
  • Детство Ивана Алексеевича Бунина
  • Литературная деятельность
  • Разлука с Родиной

3. ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Фронтальная работа - запись предложения под диктовку на доске:

Задание:

  • Произвести пунктуационный разбор – 1 чел.
  • Получение инд. карточек – заданий на урок

Групповая работа (для учащихся, слабо усвоивших материал)

Комментированный пунктуационный разбор сложных предложений (записаны на доске)

Вывод: Какие предложения называются сложными? Назовите способы подчинения в сложном предложении.

Опрос по теме “Сложное предложение”

  1. Ученик у доски составляет опорную схему для ответа
  2. 4 человека работают за ПК по тестам “Пунктуация в спп”
  3. 2 человека работают за ПК по теме “Орфограммы в корне”

4. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  1. Бунин начал свой творческий путь как поэт и продолжал всю жизнь писать стихи, в которых сохранил лучшие традиции XIX века.
  2. Мало кто знает и любит природу так, как знает и любит ее Бунин.
  3. В 1933 году Бунину присуждена Нобелевская премия за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер.
  4. Сборник стихотворений, в который был включен “Сапсан”, имел большой успех у публики.

5. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Кругом нас были п...ля, глуш... середи...ой, иско...ой России. Было предвечерн... время июньского дня. Старая б...льшая д...рога, зар...сшая кудрявой мур...вой, изреза...ая заглохш...ми сл...дами давней жизни, уходила перед нами в бе...конечную русскую даль. Солнце скл...нялось на запад, стало зах...дить в красивые ле...кие обл...ка, смя...чая синь за дальними полями и бр...сая к закату, где небо уже з..лотилось, великие светлые столпы. Стадо овец с...рело (в)переди, старик-пастух сидел на меже, нав...вая кнут. Казалось, что нет н... времени, н... деления его на века в этой благослове..ой Богом стране. И они шли и пели среди ее вечной тишины, простоты и первобытности с какой (то) были...ой свободой. И березовый лес пр...нимал и по...хватывал их песню так (же) свободно и вольно, как они пели.

6. ВЫВОД ПО УРОКУ

Рассказ ученика по составленной схеме

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Из рассказа “Косцы” выписать 10 спп, 10 простых, осложненных однородными членами.
  • Упр. 201 (II)7