Занятие по развитию речи во второй группе раннего возраста "Водичка, водичка, умой моё личико!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Труд”, “Социализация”, “Музыка”.

Цель:

  • Совершенствовать навыки  самостоятельно   мыть руки, лицо.
  • Учить детей правильно называть предметы туалета.
  • Формировать навык пользования индивидуальным полотенцем и расческой.
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  • Обогащать словарный запас: душистое, гладкое мыло, полотенце.
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие: умыться, закатать рукава, намылить, смыть мыло, причесаться.
  • Продолжать детей учить отвечать на простейшие вопросы.

Методические приемы:

Игровая ситуация, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ предметов туалета, чтение потешек, отрывков из стихотворений, предоставлять детям возможность договаривать слова и фразы при чтении знакомых потешек и стихотворений.

Предварительная работа:

Беседы о назначении мыла, о том каким оно бывает;  рассматривание сюжетных  картинок   с изображение предметов используемых для умывания, используя для этого дидактические игры “Чудесный мешочек”, “Научим Катю умываться”, “Купание кукол”. Знакомились с водой ,ее свойствами, где ее можно встретить. Разучили новые малоподвижные игры “Мы проснулись...”, “Умывалочка” (зайка серый умывается    видно в гости собирается....). Разучивание потешек, пальчиковой игры, чтение отрывков из стихотворения К. И. Чуковского “Мойдодыр”, А. и П.Барто “Девочка чумазая” и другие произведения.

Оборудование: мешочек с мылом разных цветов и форм, полотенце, расческа, рисунок.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся (становятся в круг).

Ребятки, какие вы у меня красивые, опрятные, аккуратные. Я вижу у вас сегодня хорошее настроение”.

Воспитатель предлагает детям немного поиграть.

Педагог показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют за воспитателем.

Мы проснулись рано утром (шагают на месте),
Потянулись бодро, шумно (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх);
Чтобы сон ушел - зевнули,
Головой слегка тряхнули (выполняют наклоны влево - вправо. Отводят руки к плечам).
Разбудил нас бег на месте (бегут на месте),
К ванне побежали вместе (выполняют упражнение “пружинка”. Руки на поясе.)
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались, (выполняют круговые движения ладонями около лица).
Причесались аккуратно (гладят ладонями голову от макушки к вискам).
Приоделись все опрятно (выполняют руками 2 раза движения от груди вниз, опускают руки к бедрам).
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть! (упражнение “ пружинка”, хлопают в ладоши).

Воспитатель: Вот какие молодцы! А сейчас садитесь на стульчики”.

Стук в дверь, входит  мальчик (взъерошенные волосы, щеки, руки испачканы краской,одежда неопрятная).

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам стучит?

Входит мальчик: Привет, ребята! Я не опоздал? Здесь празднуют День рождения? А где девочка Катя, ну та у которой сегодня праздник?!! Что-то я не вижу ее среди вас.

Воспитатель: Здравствуй, а ты кто такой, как тебя зовут?

Мальчик: Реналь.

Воспитатель: А у нас в группе нет такой девочки! А ты, что и в правду идешь на День рождение?

Мальчик: Ну да, а что? Вот я для нее и подарок приготовил, сам нарисовал, вот какой рисунок (показывает). А бабушка моя не смогла пойти, но подарок передала.

Воспитатель: Да, наверное ты так увлекся, что даже не заметил, что весь испачкался. Да и одежда, и волосы у тебя не опрятные, ты наверное и в зеркало не смотрелся. Разве можно таким грязным, неопрятным отправляться в гости?”

Воспитатель обращается к мальчику: Посмотри на себя в зеркало.

Мальчик: А как вы думаете, мой подарок и подарок моей бабушки ей понравятся?

Воспитатель: А что у тебя там?

Мальчик: Достает мыло

Воспитатель: Ребята, а ну-ка посмотрите, что это? (мыло)

- Потрогайте его, какое оно на ощупь? (гладкое)

- Понюхайте его (оно пахнет, оно душистое)

Вот какое здесь мыло: гладкое, душистое, бывает разного цвета.

- А вы знаете, для чего оно нужно? (чтобы мыть руки, смывать грязь)

Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели.

- Ой, а здесь еще что-то лежит? (достаю полотенце)

- Что это? (полотенце)

- Потрогайте его какое оно мягкое, а для чего оно нам нужно? (чтобы вытираться)

- А ты, наверное Реналь и умываться не умеешь?

Мальчик: А что? Нет, не умею. Ребят, а может вы меня научите?

Воспитатель: Ну что, ребята, научим Реналя умываться?

Дети: “да”.

Воспитатель: А что нам нужно,чтобы научить Реналя умываться?

Дети: вода, мыло, полотенце.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Смотри Реналь, мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, вытираться. А ты запоминай и делай все вместе с нами.

- Давайте пройдем в умывальную комнату.

- Что мы должны сделать перед тем, как помыть руки?”

Дети: Закатать рукава

Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава, чтобы не намочить одежду.

- Ваня, покажи (имя), как нужно закатывать рукава. А ты смотри и делай как Ваня и вы тоже ребята (все дети закатывают рукава).

Чтение потешки:

“Руки с мылом надо мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит”.

Воспитатель: Ну вот рукава закатали. А теперь, давайте покажем, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.

Пальчиковая гимнастика: “Моем руки”

“Ах вода, вода, вода!   (ритмично потираем ладошки имитируя “мытье рук”)
Будем чистыми всегда!
Брызги-вправо, брызги – влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду)
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)
Вытрем ручки очень быстро!

Воспитатель подходит к крану и читает потешку:

“Знаем, знаем, да, да, да,
Где здесь прячется вода.
Выходи водица, мы пришли умыться,
Ладушки, ладошки
С мылом моют крошки”

Воспитатель: “Сначала смочим руки водой, потом намылим руки мылом и потрем одну ладошку о другую. А после этого смоем пену водой и не забудем встряхнуть руки”.

Воспитатель: “Посмотри Реналь, какие ручки стали у ребят? Как будто белые перчатки надели. Ну, а теперь смывайте пену с рук и умывайте лицо”.

Чтение потешки:

“Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок”.

Воспитатель: Ну вот Реналь, ребята тебе показали как нужно мыть руки и лицо. А теперь их нужно вытереть полотенцем. Оно должно быть у каждого свое. И поэтому мы решили тебе тоже подарить полотенце (дарю полотенце).

Мальчик: Спасибо!

Воспитатель: Ну, а теперь ты покажи, как ты научился мыть руки?! (показ)

Дети смотрят.

Мальчик: Я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом руки и вытерли насухо полотенцем. И я вместе с вами научился правильно умываться.

Воспитатель: Реналь, а еще ты забыл, что волосы тоже нужно привести в порядок (подаю расческу и зеркало).Она тоже должна быть у каждого своя.(выходят из умывальной комнаты). Вот теперь ты можешь идти на праздник к Кате.

Мальчик: Да, я и в правду, теперь очень красивый (любуется на себя). И я понял, как важно следить за собой - это полезно и красиво.

Воспитатель: Мы рады, что ты это понял. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью”.

“Все болезни у ребят,
От микробов, говорят
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть”

Мальчик: Ну все, пока ребята, я побежал на День рождение! А вас, я очень благодарю за помощь (уходит).

Подведение итога.

Воспитатель: Ребята, ну что всем понятно, что прежде чем выйти на улицу нужно посмотреть в зеркало. Иначе может получиться не очень приятная история, как у (имя). Будем аккуратными и чистыми?”

Дети: “Конечно!”

Воспитатель благодарит детей.