Здоровьесберегающие технологии в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


“Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Сократ

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывают серьёзную тревогу.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья учащихся. Можно считать, что здоровье ученика в норме если:

  • в физическом плане: умеет преодолевать усталость, трудности, справляясь с учебной нагрузкой;
  • в интеллектуальном плане: проявляет хорошие умственные способности;
  • в социальном плане: коммуникабелен;
  • в нравственном плане: честен, самокритичен;
  • в эмоциональном плане: уравновешен, способен восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
  • соблюдение гигиенических требований (проветривание, оптимальный тепловой режим, освещённость, чистота);
  • благоприятная эмоциональная обстановка.

И главная задача учителя: заботиться о сохранении психического здоровья учащихся, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У моих учеников развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия, я создаю обстановку доброжелательности, положительный и эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания развивается эмпатия, т.е. сопереживание.

Несколько минут на уроке необходимо выделять оздоровительным минуткам.

Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока. Так, например, при изучении отряда чешуекрылые, или бабочки предлагается во время физкультминутки следующие упражнения:

  • закройте глаза и представьте через минуту луг или поле, откройте глаза, какое обилие цветов вы увидели;
  • поставьте руки в сторону и совершите взмахи руками, как совершает это бабочка. Спасибо!

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, т.к. они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах гипертонии.

С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления учащихся с патологией органа зрения рекомендуется проведение специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна офтальмокоррекция – это воздействие на зрительный анализатор основных цветов: красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого, фиолетового.

Важным критерием для урока является психологический климат на уроке. Здесь подразумеваются взаимоотношения:

учитель - ученик

  • комфорт – напряжение;
  • сотрудничество – авторитарность, учёт возрастных особенностей;

ученикученик

  • сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность;
  • активность – пассивность, заинтересованность – безразличие.

Необходима эмоциональная разрядка на уроке: шутка, улыбка. Можно применять на уроке такое задание:

“И в шутку, и всерьёз”

1. Истина рождается в:

а) почках

б) семенах

в) спорах

г) побегах

2. Одно из названий таксономических групп звучит так:

а) школа

б) класс

в) звено

г) ученик

3. Гены умеют:

а) нырять

б) тонуть

в) плавать

г) дрейфовать

4. Какая из аббревиатур обозначает носителя энергии в живой клетке:

а) АВС

б) ДЮЦ

в) АТФ

г) ДПС

Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Лучший источник полезных и гармоничных запахов – растения. Выращивание в кабинетах комнатных растений должно быть связано с сохранением и укреплением здоровья. Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят ученикам кислород, поглощают вредные вещества, задерживают пыль. В кабинете биологии растения создают психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности, покоя и здоровья. Свое действие растения проявляют путем выделения эфирных масел, которые влияют на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма, стимулируя образование лейкоцитов в крови. При подборе растений в кабинете необходимо помнить:

  • запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;
  • растения в кабинете не должны вызывать аллергических реакций.

Выращивание растений в классе, уход за ними я поручаю самим школьникам, при этом дети приручаются бережно относиться к ним, а значит ко всему живому.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

2) непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

3) максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

4) интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

5) преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

6) использование простых и доступных технологий;

7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

В конце хочется сказать, что каждая школа должна стать “школой здоровья”, а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.