Урок русского языка по теме "Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного". 1-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 1


Тип урока по главной дидактической цели: комбинированный урок.

Режим урока: интерактивный.

Цель урока: сформировать у учащихся знания о собственных и нарицательных именах, правильно записывать и употреблять их в речи.

Задачи урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с именами собственными и нарицательными; выявить отличия имени собственного от нарицательного.
  • Развивающие:
    • формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;
    • развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;
  • Воспитательная: формировать у обучаемых толерантность, умение работать в команде; воспитание культуры учебного труда.

Методы: проблемный метод

Приемы: создание проблемной ситуации, прогнозирование результата, снежный ком, групповая работа, парный контроль.

Ресурсы:

  • Информационные (УМК)
  • Программа: “Русский язык 1-4 класс”. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина
  • Учебник: “Русский язык 1 класс”. Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева
  • Рабочая тетрадь: “Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс”. Л.Ф.Климанова
  • Электронное приложение к учебнику “Русский язык”, 1 класс..Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
  • Таблица УУД. Н.В.Прокофьева.
  • Технические
  • Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, персональные ПК.
  • Наглядность: слайдовая презентация с анимацией.

Технологические

Используются технологии: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами здоровьесбережения.

1) ИКТ-технологии:

- работа на интерактивной доске

2) технология проблемного обучения:

- работа с проблемным полем в начале урока

- работа с выделение проблемы от заданного действия (Почему одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой?)

Формы урока: фронтальная, групповая

УУД: Приложение 1.

Ход урока

1 этап

Мотивационный (самоопределение) к учебной деятельности - 5 мин.

Учитель:

- Как живёте? (Дети хором отвечают “Вот так” и показывают жест отлично)

- Как идёте? (Дети хором отвечают “Вот так” и маршируют)

- Как бежите? (Дети хором отвечают “Вот так” и бегут на месте)

- Как сидите? (Дети молча садятся за парты)

Презентация.

Тема на мультимедийной доске

(слайд 1, 2) “Слова пишутся по-разному...”

- Ребята, к нам сегодня пришли наши, уже известные нам, герои Аня и Ваня и принесли задание. Прочитайте.

Мотивирование обучаемых с помощью вопросов (введение в тему):

- Как нам нужно правильно распределить слова в два столбика? (актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности (“надо”); (слайд 3)

- Вы хотели бы узнать в рамках данной темы урока почему одни слова пишутся с большой буквы , а другие с маленькой?” (для создания условий для возникновения у обучаемых внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- “Как вы думаете, какова сегодня цель урока?” (учащиеся проговаривают цель урока), т.е. устанавливает тематические рамки

(“могу”).

2 этап

Целевой - 2 мин.

Актуализация знаний

Для того, чтобы учащиеся осознали цель и задачи учитель использует наводящие вопросы (на слайде 4):

- Ребята, посмотрите на второй слайд: одинаковые слова написаны и с большой и с маленькой буквы. Может ли так быть?

(используется технология проблемного обучения “Снежный ком”)

- Кто такой “лев”? (предполагаемый ответ – животное)

- Кого мы называем “Львом?” (имя мальчика)

- А что обозначает слово “шарик”? (игрушка, которая надувается воздухом, имеет круглую форму)

- Кого мы называем “Шариком”? (собаку)

- Исходя из таблицы (рассмотренной на слайде № 2) в какие два столбика и как мы будем распределять данные слова? (Слайд 5)

Постановка цели и задач

Учитель: Над какими слова мы будем сегодня работать на уроке?(проблемное поле урока)

(Слайд № 6)

На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия (размышления) и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, этот этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

Учащиеся называют проблемное поле “Правописание одних слов с большой буквы, а других с маленькой)”.

Физминутка.

Аня с Ваней потянулись,
Раз нагнулись, два нагнулись.
Ручками захлопали...
Ножками затопали...
Тихонечко присели...
А теперь за парты сели!

3 этап

Содержательный - 13 мин.

Часть 1  Первичное усвоение знаний

Работа с CD-диском.

Анимация.

Иван Самоваров повествует о том, что словом девочка можно назвать любую девочку, но у каждой есть имя, которое отличает её от других девочек.(Скриншот 1)

Учитель:

- У нас в классе тоже есть девочки. Встаньте, девочки. Назовите свои имена.

Далее слушаем стихотворение Самоварова о том, что у детей с одинаковыми именами – разные фамилии. (Скриншот 2) Дети придумывают разные фамилии к одинаковым именам.

Проводим аналогию на нашем классе и выявляем детей с одинаковыми именами, но разными фамилиями.

Иван Самоваров сопоставляет полное имя и уменьшительно-ласкательное имя ребёнка. Дети называют разницу между этими именами. (Скриншот 3)

Учитель:

- Назовите своё полное имя и как тебя называют твои родные?

(дети называют разные варианты своего имени)

Иван Самоваров на примере семьи Степановых разъясняет, что в одной семье с одинаковой фамилией родственники с разными именами и отчествами. Даётся понятие о собственном имени человека. (Скриншот 4)

Далее И.Самоваров рассказывает о породах собак и просит придумать клички собакам. (Скриншот 5)Даётся понятие Собственным именам. (Скриншот 6) Остальные слова – нарицательные.

Работа с учебником.(стр.21)

Обсуждение сообщения И.Самоварова о том, как по-разному слова называют предметы.

Учитель:

- Как, почему выбирается та или иная кличка?

(С помощью клички мы выделяем одно животное среди других: подчёркиваем внешние особенности, повадки или выражаем своё отношение. Например, отношение к собаке как к другу выражаем в кличке Дружок, а в кличке Верный подчёркиваем верность собаки к своему хозяину. Иногда животным даём имя человека в уменьшительно-ласкательной форме или краткой (кот Васька – от полного имени Василий). Клички животных – это тоже имена собственные.

Учитель подводит итог дискуссии: собственные имена пишутся с большой буквы.

На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения в формировании цепочки знаний по существительным

Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, – где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Работа с CD-диском.

Учитель.

- К каждому краткому имени подбери ему пару, полное. (Скриншот 7) Дети выполняют упражнение на интерактивной доске с паучком.

- Помоги пчёлам собрать мёд, для этого правильно заполни пропуски. (Скриншот 8) Дети выполняют упражнение с пчёлкой на интерактивной доске.

- Какие породы собак вы знаете? Подберите клички для каждой собаки. (Скриншот 9)\

Часть 2  Первичная проверка понимания

Письменная работа (упр.38)

Комментированное письмо: “Слово пудель – название полроды собаки – пишу со строчной буквы, а кличку Артемон – с заглавной, так как это имя собственное)

Составление рассказов (упр.39)

На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме составляют рассказ о своих собаках (или каких-то других). В качестве подписи к рисунку ребята записывают предложение : “Это ...(собака) по кличке...Тузик”.

  • Работа с упр. 40 проводится по аналогии с упражнением 38, с той только разницей, что дополнительно ставится каллиграфическая задача: правильно написать буквы Ф, ф. Закрепляется образец рассуждения: “Название животного пишу со строчной буквы, а кличку, как имя собственное, пишу с заглавной буквы”.
  •  Упр. № 41- работа в парах.
  •  Упр. № 42 – задание повышенной сложности. Оно подводит к работе над словарным словами : девочка, ребята.
  •  Упр. № 43 – работа со словарными словами.
  •  Работа с понятийным аппаратом (CD-диск)

(Скриншот 10)

Слушают объяснение понятий девочка, ребята, фамилия, собака, корова. Дети ищут опасные места в этих словах (безударные гласные). Выполняют задание № 1: вставляют подходящие по смыслу слова (работа над деформированным текстом); и задание № 2: вставляют пропущенные буквы в словарные слова.

Учащиеся записывают в свои словарики новые словарные слова (девочка, ребята, фамилия, собака, корова).

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

Физминутка:

В ногу весело шагает
Дружный наш отряд.
На привале все устали
И присели в ряд.
К солнцу потянулись
И к земле нагнулись.
Вправо, влево наклонились
И в дальнейший путь пустились.

4 этап

Практический

1 часть - 7 мин..Первичное закрепление в знакомой ситуации

Рабочая тетрадь, с. 13, №1.

Выпишите имена собственные. Подчеркните в них заглавную букву.

Работа с CD-диском.

Помоги построить лестницы к домикам. Для этого правильно распредели дощечки по деревьям.

В одну колонку перенеси клички собак, в другую клички кошек. (Скриншот 11)

На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Оценка работы по проблеме урока.

Учитель.

С какой буквы пишутся имена собственные?

На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Практический

2 часть 5 мин. Первичное закрепление в изменённой ситуации

Рабочая тетрадь, с. 13, № 2.

Составьте имена и фамилии с данными слогами:

  • Ва... Ве...
  • Во... Ви...

Учащиеся записывают имена и фамилии.

При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

5 этап

Контроль и самоконтроль знаний - 5 мин.

Работа с CD-диском

(Скриншот 12)

  • Задание 1: Выбери нужные слова. Вспомни, как пишутся имена собственные.
  • Задание 2: Какое слово является именем собственным?
  • Задание 3: Какое слово в середине предложения следует писать с большой буквы?
  • Задание 4: В какой группе допущена ошибка?

На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

На этом этапе дети выполняют задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

6 этап

Подведение итогов урока - 1 мин.

Каковы итоги нашего урока?

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке.

7 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке -.2 мин.

На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Учитель.

  • Что для вас было интересным на уроке?
  • О чем бы вам хотелось узнать побольше?
  • В чем были трудности?

Оцените себя на шкале Успеха.

Большое спасибо за урок!

Основные понятия, изучаемые в рамках темы:

  • Собственные имена
  • Нарицательные имена