Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Форма: урок-праздник

Класс: 10

Цель: продолжить знакомство учащихся с античной культурой, формировать представление о взаимопроникновении культур разных эпох, воспитывать интерес к мировой культуре; к архитектуре родного города; развивать в старшеклассниках стремление реализовать творческий потенциал, расширять свой кругозор.

Музыкальное оформление:

  • Классическая музыка XVIII-XIX веков, П. И. Чайковский “Времена года”

Материалы:

1. Кун Н.Х., Нейхардт А. А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима - С.-П., 1999 г.

2. Хрестоматия по русской литературе XX века часть 1, - Москва, 1996 г.

3. Кралин М. “Там шепчутся белые ночи мои...” - 1991 г.

I. Слово учителей

- Здравствуйте! Наше мероприятие называется “Античность. Сны наяву”.

Сегодня мы приоткроем занавес истории и почувствуем аромат древней эпохи эллинов, насладимся звучанием классической музыки и поэзии XX века, органично переосмыслившей яркие образы греческой мифологии, узнаем больше об архитектуре нашего города, у истоков которой - античность.

- Уважаемые гости и участники! Обратите внимание, что частью декораций к нашему уроку являются работы учащихся 10 класса, выполненные предварительно на уроках изобразительного искусства и технологии. Это работы в технике графика на тему “Античная мифология. Боги и герои” [рисунок 3,5]. Здесь мы можем видеть как отдельных персонажей - Персея, музу астрономии - Уранию, Артемиду, музу танца - Терпсихору, так и рисунки, иллюстрирующие сцены из античных мифов и легенд.

А эта работа выполнена в технике батик - роспись по шёлку. Здесь использован приём коллажа - собирательного образа культуры античности: портик древнегреческого храма, меандр, ваза, расписанная в чёрнофигурном стиле, лира...

Таким образом, раскрывая одну тему на разных предметах интегрированного курса (МХК, литературы, ИЗО, истории культуры), мы даём возможность учащимся более глубоко понять и “почувствовать эпоху”.

Чтение отрывка из стихотворения А.А. Тарковского “И это снилось мне...”

II. Ведущий

I. - Совершим путешествие в эпоху античности, обратимся к культурным истокам мировой цивилизации. Неотъемлемой частью любой культуры является философия. Прослушайте историческую справку

Учащийся

- Термин “философия” возник в древнегреческом языке и в прямом переводе означает - любовь к мудрости. По одной версии первым в истории слово “философ” применил Пифагор. Занятие философией Пифагор называл высшей формой деятельности человека, приближающей его к Богам, так как мудрость - это и есть удел Богов. По мнению древних греков, философом является лишь тот человек, который стремится познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни. Основное отличие философии от других наук виделось в широком предмете ее исследования и универсальности направлений научного поиска. Главной задачей философии является постановка общемировоззренческих вопросов, беспокоящих человечество, и поиск ответов на них.

Поучителен спор древнегреческого философа Сократа с афинским богачом Критобулом (сценка).

Критобул: - Сократ, мало того что ты беден, кроме того, ты тратишь время на бесполезные в практической жизни "глупости" - философию.

Сократ: - Я богаче тебя.

Критобул: - Почему?

Сократ: - Моего имущества в сто раз меньше, однако оно полностью удовлетворяет все мои запросы, в то время, как ты, сколько бы денег ни получил, все равно остаешься несчастным от осознания того, что денег может не хватить, что все равно кто-то есть богаче тебя, и потратишь ты остаток жизни на добывание новых богатств.

Ведущий II

- В этом диалоге раскрыт и другой мировоззренческий аспект. Ведь история обессмертила именно имя бедного Сократа, который вроде бы, с точки зрения практичного человека, зря тратил свое время, а вот богач Критобул стал известен потомкам лишь потому, что однажды имел счастье побеседовать с философом.

Ведущий I

– Еще одна составляющая понятия “культура” - архитектура. He секрет, что эталоном современной архитектуры является античная идея градостроительства.

1. Сообщение учащегося об основных признаках античной архитектуры

- Греческая архитектура начала формироваться примерно за 600 лет до нашей эры и образовала свой великолепный стиль. Именно в это время возникли многие типы жилых и общественных построек. Из огромных каменных блоков греки возводили храмы, сочетавшие в себе функции культовых и общественных сооружений. После дорийского нашествия, история Греции как бы началась заново. Вновь заселились некоторые ахейские холмы и возникли новые города, которые образовались путем объединения нескольких деревень. Города "железного века" имели иной облик, чем поселения ахейских владык. Центром их был не царский дворец, а торговая площадь — агора. Вокруг городов были выстроены со временем каменные стены, а на площадях и возвышенных местах города появились общественные здания, храмы и статуи. Таким образом, греческий мир разделился на несколько сот городов-государств. В Элладе самыми сильными городами-государствами считались Афины и Спарта, самым богатым — Коринф. Самым прекрасным городом Ионии был Милет. Соседние города-государства вели между собой бесчисленные войны.

Художественные черты античного гуманизма особенно ярко отразились в постройках классического периода древнегреческой архитектуры в Афинах (Афинский акрополь).

Архитектурный ансамбль акрополя является одним из высших достижений античной архитектуры. Он создавался в эпоху Перикла (444 - 429 г. до н.э.). Руководил строительством зодчий Фидий. Центром Афинского акрополя является Парфенон, или храм Афины Парфенос, построенный в 400-х годах до н. э., когда Афины были могущественным и процветающим городом. Этот один из самых больших храмов акрополя, который был и центральным местом всех празднеств, был построен для прославления богини Афины, покровительницы города. Внутри него стояла статуя Афины, выполненная известным скульптором Фидием.

Во время празднеств в акрополь направлялось торжественное шествие, которое заканчивалось жертвоприношениями или играми.

Ведущий I

- Искусство Древней Греции - одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры, которое вдохновляло едва ли не всех великих творцов - от Рафаэля до Пикассо.

Греческое искусство стремится к человеческой мере во всём; его излюбленный образ - стройный юноша - атлет. Храмы строились, исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.

Греческая архитектура не грандиозна, она не подавляет личность, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники.

Хочу предложить вам викторину, в которой вы проявите знания, полученные на уроках МХК:

1. Назовите главный храм Афинского акрополя (Парфенон)

2. Назовите архитекторов Парфенона (Иктин и Калликрат)

3. Что означает слово “Парфенос”? (Дева)

4. Как называется скульптура (4) на площади Афинского акрополя? (Афина Промахос - воительница)

5. Кто ее автор? (Фидий)

6. Из какого материала она сделана? (Бронза, остриё копья - позолота)

7. Назовите храм (№2) (Эрехтейон)

8. На каком месте он построен? (место спора Афины с Посейдоном на территории Афинского акрополя)

9. Кто архитектор Эрехтейона? (Алкмен)

10. Какой элемент прославил его на весь мир? (Портик с кариатидами)

11. В какой технике выполнена скульптура, находящаяся внутри Парфенона? (хрисоэлефантийной)

12. Кто ее автор? (Фидий)

13. Как называется здание (№5)? (Пропилеи)

14. Кто его архитектор? (Мнезикл)

15. Какой храм здесь изображен (№6)? (Храм Ники - Аптерос)

16. Что значит Аптерос? (Бескрылая)

17. Почему так назвали храм?

18. Как называется здание (№7)? (Пинакотека)

19. Для чего оно предназначено? (Хранилище книг и картин)

20. Что это за сооружение (№8)? (Театр Диониса)

21 Кому оно посвящено? (Дионису)

22. При каком правителе Афин акрополь приобрёл такой величественный вид? (Перикл)

Ведущий II

- А знаете ли вы, что древнегреческая архитектура повлияла на облик нашего города?

2. Сообщение учащегося об архитектуре города Октябрьского

- Наш город - это поэзия весны: рождённый весной и созданный архитекторами Весниными в классических традициях античности, он всегда созвучен этому времени году.

Неоклассицизм - этим понятием в европейском искусстве объединяют развитие традиций классицизма 17-19 веков и оживление этих традиций в 20-м веке. Это стиль и направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Архитектуре этого стиля свойственны строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений (Дворец молодёжи).

Архитектуру часто называют застывшей музыкой. Наш город - это солнце, ядро которого - площадь, а лучи - улицы. Здания украшены бетонными шпилями и дополнены декоративными карнизами (Музучилище).

Главная улица города - проспект Ленина. Слово “проспект” означает прозор, перспектива. Архитектура Октябрьского насыщена классическими элементами (колонны, портики, фронтоны, вазы). Колонны придают зданиям особую величественность и могущественность (поликлиника №1)

Архитектура Октябрьского человечна: она даёт каждому горожанину возможность чувствовать себя уютно и в тоже время ощущать свою значимость в каждом уголке “старого города”.

Ваза - очень древний и символичный элемент архитектуры. Кроме красоты, “чаша жизни” несёт в себе скрытый смысл: наполненность жизни.

Можно много раз ходить по улицам города и делать для себя новые маленькие открытия большой архитектуры.

Чтение стихотворения “Silentiym” О. Мандельштама [2] учащимся

III. Ведущий I: - Тем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо, ведь, начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян.

Ведущий II: - Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А.С. Пушкина и не осведомлённому о мифологических персонажах, не всегда будет ясен смысл произведения. Это справедливо и в отношении стихов Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, басен И.А. Крылова и других. Всё это лишь подтверждает замечание Ф.Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы[3].

Ведущий I: - Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им богах. Все эти легенды, гимны и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие как: “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни” Гесиода.

Ведущий II: - Стихотворение Осипа Мандельштама “Отчего чего душа...”

Ведущий I: - Орфей и Эвридика. Вряд ли найдётся человек, не знающий легенду о дивном певце, так рано утратившим свою возлюбленную, но не смирившимся с её потерей [1].

Вашему вниманию предлагается сцена из легенды

Ведущий II: - Античная мифология подарила нам обилие ярких фразеологизмов, применяемых нами в различных жизненных ситуациях. Яблоко раздора. Вспомним, откуда возникло это выражение. Вашему вниманию предлагается фрагмент из “Троянского цикла”.

Танец “Сиртаки” в исполнении учащихся.

3. Сообщение учащегося. Историческая справка.

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к XIII—XII вв. до н. э. Американские астрономы, исследуя события “Одиссеи”, пришли к выводу, что Одиссей вернулся на Итаку в 1178 г. до н. э.

Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай, Ахилл, два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр, Нестор, Одиссей, Диомед, Идоменей, Филоктет и Паламед.

Состоявшая из 100000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани. Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Эпей, сын Панопея, строит гигантского деревянного коня, во внутренности которого прячутся храбрейшие из греков под начальством Одиссея; остальные греки сжигают лагерь и отплывают от берега Троады, с тем, однако, чтобы стать на якоре по ту сторону о-ва Тенедоса в ожидании результатов придуманной затеи. Троянцы, высыпав из города, находят коня и останавливаются в нерешительности, что с ним делать. Родственник Одиссея, вероломный Синон, объявляет троянцам, что он скрывается от греков, которые, по злому умыслу Одиссея, хотели принести его в жертву, и что конь построен для того, чтобы умилостивить Афину за похищение Палладия. Он прибавляет, что попытка уничтожить коня принесет Трое гибель, а если конь будет введен в город на акрополь, то Азия в борьбе с Европой выйдет победительницей. Послушавшись Синона, троянцы вводят коня в акрополь. Ночью Синон выпускает греков, которые были заперты во внутренности коня. Герои выходят из засады и сигнальными огнями дают знать греческому флоту об успешном выполнении хитрого плана. Мнимо отплывшие греки возвращаются и овладевают Троей. Эта война длилась девять лет.

Чтение стихотворения учащимся “Бессонница. Гомер” О. Мандельштама

Ведущий II: - Античная культура вдохновляет также деятелей искусства и кино на создание зрелищных широкоформатных полотен: фильмы Андрея Кончаловского “Одиссей”, Вольфганга Петерсена “Троя”.

Просмотр фрагмента из художественного фильма “Троя”.

Чтение стихотворения “Современность” Н. Гумилёва

- Культура - непрерывная цепь традиций. И в этой цепи начальное звено - античность, за ней просматривается богатейшее наследие последующих поколений. Золотой и серебряный века русской культуры стали духовным источником современного искусства.

- Стихотворение Арсения Тарковского “И это снилось мне...”

IV. Слово учителей

- Итак, наше путешествие в Элладу подходит к концу. Сегодня вы пополнили свои сведения об античной культуре, вступившей в диалог с культурой последующих веков.

- Это взаимопроникновение нашло отражение в архитектуре нашего города, поэзии Н.Гумилёва, О.Мандельштама, А.Тарковского, чьи стихотворения вы услышали на уроке, музыке, истории и кинематографии. Но нам предстоит ещё много путешествий.