Урок географии в 4-м классе по теме "Наш дом – Россия"

Разделы: География


Цели:

  • Сформировать у детей начальной школы представление о бескрайних просторах нашей Родины;
  • Познакомить с некоторыми достопримечательностями России;
  • Попытаться сформировать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: физическая карта России, контурные заготовки карты России, слайды с изображением достопримечательностей, компьютер с проектором для показа презентации.

Организационный момент.

Наш урок посвящён замечательной стране, которая занимает 1 место в мире по площади, 9 место в мире по численности населения, здесь есть все виды полезных ископаемых, эта страна расположена в двух частях света- Европе и Азии. Как называется эта страна? (Да, это наш дом, наша Родина - Россия). На уроке мы будем работать со слайдами презентации и с контурными картами.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим- синим
Флаг России над Кремлём.

Новая тема.

Ребята, в мире есть удивительные страны, которые карликовыми государствами (почему?). Верно, они очень маленькие. Например, княжество Монако, площадь которого 2 км. квадратных. (демонстрируется слайд с изображением княжества)

Такую территорию можно легко пройти пешком, проехать на велосипеде. А наша страна слишком велика и мы можем путешествовать на поезде, а ещё лучше на самолёте! Давайте совершим наше увлекательное путешествие по самой огромной стране в мире.

Ребята, а кто знает, как возникло слово “Россия”? Русских называли россами, отсюда и слово “россияне”, а страна, где мы живём - Россия - в старину нашу Родину называли Русь.

Давайте начнём наше путешествие с Крайнего Севера. Почему это место называют “белая земля”? (Здесь долго гостит зима, всё время лежит снег, дуют сильные ветры, кружат метели). Какие животные могут жить в таких условиях? Как животные выживают в таких условиях? - дети начинают работать с картой природных зон и картинками - заготовками с изображением животных (распечатанная карта на 1 парту, нужно расселить животных в зоне арктических пустынь и зоне тундры).

Ребята, как вы думаете, можно ли жить на Севере? Можно (демонстрируется слайд с изображением народов Севера: чукчи, ненцы, ханты) Во что одеты люди Севера? Из чего сделана их одежда? (из оленьих шкур). Чем занимаются народы Севера? (оленеводство). Что значат для жителей Севера олени?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “Растения”.

Учитель называет любое дерево, дети вытягивают руки вверх, встают на носочки (деревья большие), учитель произносит кустарники- руки в стороны (кусты широкие), травы - низкие (на корточки). Можно вставлять названия цветов, грибов, не предупреждая.

Полетели дальше! Мы пролетаем над тайгой! (слайд с изображением тайги)

Какие деревья растут в тайге? (хвойные: ели, сосны, пихты). Каких животных можно встретить? (медведь, лось, соболь, заяц, бурундук).

Дети работают с картой природных зон, находят животных, которые обитают в тайге.

В нашей стране есть самое глубокое озеро и красивейшее озеро мира - Байкал.

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
Это озеро Байкал
В окруженье диких скал.

Максимальная глубина Байкала 1642 м? всей пресной воды планеты содержится именно здесь!

ВИДЕОРОЛИК о Байкале - на 3 минуты.

Работа с картой. Поселить животных в озере (голомянка, байкальский омуль, байкальская нерпа).

Самолёт- самый быстрый вид транспорта и вот мы уже на Дальнем Востоке! Здесь живут уссурийские тигры, которые занесены в Красную книгу! (демонстрируется слайд с изображением животных Красной книги) А ещё, это край вулканов и гейзеров! Что такое вулканы, а гейзеры? ВИДЕОРОЛИК О ВУЛКАНЕ.

Следующая остановка - Северный Кавказ. Россия- многонациональная страна (более 180 народов). Северный Кавказ- самый многонациональный район России. Как называются селения в горах Северного Кавказа? (аулы) (демонстрируется слайд), на крыше дома- двор. Почему? (В горах мало места).

На Северном Кавказе мягкий климат, красивые горы, пышная растительность, курорты Чёрного моря. Какие вы знаете города- курорты? (Сочи, Анапа). Что ещё знаете про Сочи? (Здесь состоялась зимняя Олимпиада 2014). На Кавказе находится самая высокая гора России- Эльбрус. (демонстрируется слайд с изображением Кавказских гор).

Работа с картой. Прикрепить виды Эльбруса.

Погрелись на солнышке? Теперь наш самолёт мчит нас на Север к Балтийскому морю и мы увидим с вами город, о котором А.С. Пушкин написал замечательные строки

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

О каком городе идёт речь? Верно, Санкт- Петербург. (демонстрируется слайд с изображением Санкт- Петербурга). Почему называют северной столицей? Кто основал город? (В течении 200 лет Санкт-Петербург был столицей России, с 1712 по 1917 год). Пётр I спланировал город по образцу европейских столиц, сделал его “окном в Европу”.

Работа с картой. Прикрепить виды Санкт- Петербурга.

Итак, мы с вами совершили путешествие по нашей замечательной стране, вы устали? Вернёмся домой? Летим в Москву!

Я бросаю мяч каждому и задаю вопрос, что ты знаешь о своём городе, где бывал, какие места любимые? (демонстрируется слайд с изображением Москвы)

На какой реке расположен город? ( на притоках- Яузе, Неглинной); Москва - порт 5 морей; Год основания - 1147; Кем основан город? (демонстрируется слайд с изображением Юрия Долгорукого)

В 10 веке здесь жили славянские племена - вятичи. Огромный город разросся из крохотного поселения. А к концу 15 века создано единое Русское государство под властью Москвы. Во время гражданской войны 1812 года Москва на ? сгорела. Пожар бушевал 6 дней и ночей. Наполеон приказал взорвать здание Кремля. Но Москва возродилась и стала центром национальной культуры, нам есть чем гордиться!

Работа с картой. Прикрепить виды Москвы. Наша карта готова!

Закрепление.

Учитель бросает небольшой мяч и задаёт вопрос- что нового узнали ученики 4 класса на сегодняшнем уроке?