Технологическая карта урока физической культуры «Обаятельная и привлекательная»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Мы можем быть прекрасно одеты и хорошо говорить,
но наше тело и наша спина скажут за нас все.
Даже то, что мы хотели бы скрыть.
Оксана Бриза

Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. Мудрецы с древних времен советовали окружать рост ребенка красотой и добром, рост юноши – красотой и физическим развитием, рост молодежи – красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию.

В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка. Одним из таких путей является эстетическое воспитание в школе, и в этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. У девушек в отличие от юношей наблюдается меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс. В период перехода от детства к юности происходят серьезные изменения в интересах, стремлениях и вкусах школьников. Вместе с тем именно в этот период развития выпускника средней общеобразовательной школы необходимо дать прочные эстетические знания, сформировать у него понятия об эстетическом идеале, воспитать вкус в манерах себя держать, к своей внешности.

Для этого в школе необходимо создать условия по формированию эстетической культуры личности

Основными формами работы в нашей школе по данному направлению являются: урок (гимнастика, фитнес).

Значение физической культуры для современного человека, и особенно девушки, — это не только совершенствование функций организма. С помощью физических упражнений как резцом скульптора “шлифуется” фигура, совершенствуется грация движений и создается запас телесных сил.

На своих уроках физической культуры и во внеурочное время я стараюсь создать условия для эстетического воспитания школьников, которые обеспечивают формирование составляющих эстетической культуры личности – вкус, эстетическое чувство, гармоничное тело, стремление к преобразованию действительности по законам красоты.

Класс: 9–11

Раздел: гимнастика

Цель: формирование эстетической культуры личности школьника средствами физического воспитания

Задачи:

1) разучить упражнения для укрепления мышечного корсета;

2) разучить упражнения для формирования правильной походки;

3) развивать координационные способности, укреплять Сердечнососудистую систему, дыхательную систему, мышечный корсет, тонус.

4) повышать эмоциональное настроение обучающихся, мотивацию к занятиям физической культуры, работать над созданием психологического комфорта, воспитывать эстетические чувства и вкусы девушек в области физической культуры

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • воспитать эстетические чувства, вкус в области физической культуры;
  • воспитать умение давать эстетическую оценку телу и движений человека;
  • воспитать умение находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке.

2. Метапредметные

  • Познавательные: Умение извлекать необходимую информацию из ролика, презентации, представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.
  • Регулятивные: Научаться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
  • Коммуникативные:
    • Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
    • Владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений;
    • Способность активно включаться в совместные задания, принимать участие в их реализации.
  • Личностные:
    • умение длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений правильную осанку.
    • умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

Место проведения: спортивный зал

Материальное обеспечение: мячи, коврики, проектор, мешочки.

Этапы урока Содержание Действия учителя Методические указания Действия учеников Формирование УУД
1. Создание проблемной ситуации

1 мин.

1. Организационный момент. Целеполагание.

Построение в одну шеренгу, приветствие.

Здравствуйте! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов!

Предлагаю вашему вниманию послушать отрывки из песен и ответить на вопрос:

Проверить готовность учащихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Ровно, красиво стоять в строю, расправить плечи. Учащиеся строятся П: Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Л: Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой, накопление необходимых знаний

1. Какое слово встречается во всех отрывках?

Если мы обратимся к словарю русского языка С.И.Ожегова. Мы увидим что походка - поступь, манера ходить.

Походка у всех индивидуальна.

Выдвигает проблему.   Учащиеся слушают отрывки песен Dato-Дежа Вю - Походкой лёгкой ты куда-то идёшь; Лайма Вайкуле “Легкой джазовой походкой”, Ю.Антонов “Летящей походкой”
2. О какой походке поется в отрывках?

Грациозная походка ценилась во все времена. Вспомните, как говорят в народе - "идет, словно павушка плывет", "выступает, словно пава". Согласитесь, и в деловом мире, и на дружеской вечеринке паву заметят быстрей, чем усталую девушку с тяжелой походкой.

Побуждает к высказыванию своего мнения   Ученики отвечают на вопросы.
3. Как вы думаете красиво ходить это легко? Побуждает к высказыванию своего мнения    
2. Определение задачи и цели занятия.

2 мин.

Какие будут задачи нашего урока сегодня?

Какой цели мы будем добиваться?

Что мы можем определить по походке?

Помогает учащимся поставить задачи урока, определить цель урока.   Выдвигают варианты формулировок тем, участвуют в их обсуждении. Формулируют задачи урока. Р: Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

К: Договариваться о правилах общения; обладать умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.

(Походка Ваша “визитная карточка”, которая рассказывает многое о  Вас, фактически они зеркало Вашего внутреннего мира. По тому, как Вы пройдетесь, можно сразу определить: здоровы ли Вы, жизнерадостны, нравитесь ли Вы себе, много ли у Вас проблем, Ваш темперамент, насколько Вы уверенно чувствуете себя в обществе, каким образом привыкли решать конфликтные ситуации, хорошо ли Вы воспитаны, и многое другое. Именно осанка и походка являются ярким маркером для создания первого впечатления, поскольку они более “правдивы” чем Ваша одежда и речь.     Слушают учителя  
Какую походку мы можем назвать легкой? (Легкой или летящей походку называют, когда ты движешься, легко отрывая ступню от пола и так же легко опускаешься на нее снова. При этом ты ни в коем случае не должна сутулиться. Иначе походка уже не будет выглядеть летящей. Голову нужно держать прямо и не размахивать руками слишком сильно). 

Конечно, за несколько минут походку не исправить. Для этого потребуются каждодневные занятия. Сейчас мы с вами и начнем. Основа красивой походки, в частности, и женской красоты и здоровья вообще - правильная осанка.

Развивает мотивы учебной деятельности, учит осуществлять поиск необходимой информации.   Учатся обобщать, анализировать, творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой  
3. Разминка

5 мин.

- И.п. о. стойка

1,2,3поднимание плеч вверх, назад , вниз

4 –И.п

- И.п ст. руки вперед

1 поочередное отведение локтя назад к позвоночнику.

2 - И. п

3 -4 то же

- И. п стойка руки в стороны, локти чуть согнуты, ладонями наружу

1 небольшие круговые движения руками

2 И.п

3-4 то же

И. п стойка руки вверху, ладони развернуты внутрь, соединены

1,2,3 тянуться руками вверх, назад

4. И.п

И.п.о.ст.

1. округлить спину

2. прогнуть спину, руки назад

3,4 тоже

Напоминает, что во время выполнения упражнений спина прямая, плечи расправлены, взгляд направлен вперед.

Показывает упражнения.

Напоминает о необходимости качественно правильно выполнят упражнения

Напоминает, что во время выполнения упражнений спина прямая, макушкой головы тянуться вверх

Спина прямая,

макушкой головы тянуться вверх

Плечи не заваливать вперед, следить за осанкой

Смотреть вперед, тянуться руками вверх как можно выше.

Ученики под музыку выполняют упражнения

Контролируют собственное выполнение упражнений

 

Ученики под музыку выполняют упражнения

Технически правильно выполнять двигательные действия (Р);

Умение контролировать выполнение упражнений

 

 

Развитие чувства ритма, выразительности движений.

1. Упражнения с мешочком на голове.

6 мин.

Принять и.п. правильной осанки

- ходьба по кругу, на носках, пятках чередуя на 2 счета

- ходьба по линии

- ходьба руки за голову, поочередное отведение рук в стороны с поворотом головы.

с мешочком на голове:

- приподнимание на носки

- возле стены постоять (закрыть глаза), отойти от стены (открыть глаза)

- возле скамейки сесть, встать.

- то же с закрытыми глазами

- возле скамейки встать на скамейку, спуститься

- то же с закрытыми глазами

Контролирует выполнение заданий

Исправляет ошибки

Осуществляет индивидуальный подход.

 

 

Контролирует выполнение заданий

 

 

 

 

 

Выбрать взглядом точку, смотреть вперед, подбородок направлен вперед

Учащиеся осуществляют самоконтроль. Технически правильно выполнять двигательные действия, уметь адекватно понимать оценку взрослого и сверстников (Р)
2. Упражнения на фитболах с мешочком на голове.

7 мин.

1.И.п. сидя на мяче, покачивание на мяче

2.вправо, лево. Руки за головой. (локти развернуть назад - в стороны).

3.И.п. сидя на мяче ходьба на месте на пятках, на носках.

4.И.П. сидя на мяче ходьба вокруг мяча вправо, влево

5.И.П. сидя на мяче 4 шага вперед , 4 шага назад.

6.И.П. сидя на мяче руки на пояс

- 1- шаг правой в сторону

-2- шаг левой в сторону

3,4 - ноги вместе

Обеспечивает мотивацию выполнения упражнений Держать спину прямо.

Тянуться макушкой вверх.

Учащиеся работают на фитболах с мешочком на голове Технически правильно выполнять двигательные действия (Р)
3. Упражнения на ковриках.

7 мин.

- И.п упор стоя на коленях

1. прогнуть спину

2. согнуть спину

3,4 тоже.

- И.п упор стоя на коленях

1. свети лопатки к позвоночнику

2. И.п

3,4 то же

-И.п упор стоя на коленях

1.отведение локтя назад к позвоночнику

2. И.п

3,4 то

- И. п лежа на спине, руки вверху наклоны туловища в право, лево.

- И.п лежа на животе упражнение “лодочка”

-И.по.с. постепенно опускаем голову вниз, плечи, расслабить спину.

Последовательное вырастание вверх – разгибания спины.

Осуществляет индивидуальный подход

Контролирует выполнение заданий

Исправляет ошибки

 

Осуществляет индивидуальную работу

Посмотреть на верх

Тянуться спиной вверх

Следить, чтобы спина не прогибалась в поясничном отделе

Учащиеся на ковриках выполняют упражнения. Технически правильно выполнять двигательные действия (Р)

Технически правильно выполнять двигательные действия (Р);

4. Игра

8 мин.

Игра “Танцевальный марафон. Девушки с мешочком на голове под разную музыкальную нарезку выполняют танцевальные движения, которые показывает ведущая. Выигрывает тот, кто уронит мешочек меньшее количество раз. Контролирует ход игры.. Стараться удержать мешочек как можно дольше. Соблюдают правила игры, контролируют правильное положение осанки. Формировать навык учебного сотрудничества, уважительно относиться к мнению одноклассников.

Создает коммуникативное взаимодействие

Итог урока.

Рефлексия

4 мин.

С детства мы слышим: “Держи спину прямо!”. Легко сказать! Кто-то забывает об этом правиле, а кому-то держать спину ровно даётся труднее с каждым прожитым годом. В любом случае, без специальных упражнений, укрепляющих позвоночник, не обойтись. Поэтому

… помните, что походка - это не просто способ передвижения. Это отражение характера, наша визитная карточка. Несмотря на усталость, непогоду и прочие преграды, старайтесь держать спину прямо, плечи расправленными, голову приподнятой и шагать от бедра. А, что бы вы помнили , я дарю вам на память буклеты с правилами как сохранить красивую походку.

Развивает мотивы учебной деятельности. Слушают учителя Дают оценку своей работе на уроке. Обладать умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Оцените урок и свою работу на уроке: Все получилось и понравилось – зеленый кружочек.

Не совсем все получилось – желтый кружочек.

Не справились с заданиями, не получилось – красный кружочек.

При выходе из спортзала учащиеся складывают кружочки в коробочку.

Напоминает о важности правильной осанки, красивой походке в обычной жизни. Оценивают свою работу на уроке.