Урок в музее "Значение растений в жизни человека"

Разделы: Биология


Вид урока: урок в музее

Цели: формирование у учащихся понимания роли растений в жизни человека; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Метапредметные:

  • Познавательные: исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки; умение работать с различными источниками информации.
  • Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи; умение перефразировать мысль; работать совместно в атмосфере сотрудничества .
  • Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния.
  • Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Предметные: умение объяснять роль растений в жизни человека.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.

Оборудование : экспозиция музея “Русская изба”, ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверка готовности учащихся  к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Он будет проходить не в кабинете биологии, а в музее “Русская изба”. А начать наш урок я хочу с эпиграфа:

“В природе нет ничего бесполезного”.
Мишель Монтень

2. Беседа.

Ребята, а что же такое природа? (ответы учащихся) Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод, что природа – это все, что нас окружает. Но мы с вами, сегодня будем говорить только о растениях. Давайте посмотрим на экспонаты музея и подумаем, какие из них изготовлены из растений, а также какие растения человек использует в пищу. (ответы учащихся)

  1. Использование растений в пищу. (картофель, помидоры, огурцы, подсолнечник, пшеница);
  2. Ткани: лен, хлопок (полотенца, одежда, половички, постельное белье, скатерть);
  3. Мебель: стол, стулья, скамья;
  4. Домашняя утварь: ложки, прялки, посуда;
  5. Обувь: лапти;
  6. Строительный материал.
  7. Бумага (книги, тетради)

Молодцы! Вы привели много примеров использования растений человеком. А теперь, я думаю, вам будет интересно узнать историю возделывания и процессы получения тех или иных материалов.

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы должны догадаться о каком растении пойдет речь.

Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую...
(картошку)

История появления картофеля в России берёт своё начало с Петра I , который в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней из Голландии для рассылки по губерниям для выращивания.

Во Франции в начале 18 века цветы картофеля украшали жилет самого короля, а королева украшала ими свою прическу. Так блюда из картофеля ежедневно подавали королю к столу.

В России картофель приживалась не так легко и просто. Крестьяне считали за грех употреблять привезенное неизвестно откуда чертовое яблоко, и даже под страхом каторги отказывались их разводить. Серьезным препятствием были многочисленные отравления, поскольку в пищу крестьяне иногда употребляли зеленые ядовитые ягоды картофеля, не клубни. Поэтому под страхом каторги российские крестьяне отказывались разводить картофель. В 19 веке возникали так называемые картофельные бунты. Прошло достаточно много времени, пока в народе поняли, что картошка вкусная и питательная.

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат.
(подсолнечник)

Первыми подсолнечник начали культивировать индейцы. Они готовили из семян своеобразный концентрат в виде шариков и использовали его во время длительных переходов и на охоте. Кроме того, из подсолнечника выпекали хлеб. Использовали растение при лихорадках и болях в груди, а также как средство от змеиных укусов. Из лепестков и пыльцы получали пурпурно-фиолетовую краску для татуировок и тканей, маслом смазывали волосы, соцветиями, как символом бога Солнца, украшали храмы.

Ученые расходятся во мнении, в какие годы подсолнечник попал в Европу. Однако все называют XVI век. Первые семянки растения были привезены в Европу испанцами, возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику, и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду. В Германии в VIII веке подсолнечник возделывался в качестве заменителя кофе. В Россию подсолнечник попал в XVIII веке. Диковинный заморский цветок обратил на себя внимание молодого Петра I, когда царь находился в Голландии. Петр распорядился послать семянки подсолнечника на родину, где они были радушно приняты. В России подсолнечник долгое время оставался растением, выращиваемым в качестве декоративного. Начало его использования как масличного растения связано с именем Дмитрия Бокарева, смекалистого крепостного крестьянина из Воронежской губернии. В 1829 году Бокарев с помощью сконструированного им ручного отжимного станка впервые получил масло из подсолнечных семян.

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница)

История растения: человечество возделывает пшеницу уже 6–8 тысячелетий. Пшеница была известна древним народам Европы, Азии, Северной Африки еще в каменном веке. За 4 тысячи лет до нашей эры её возделывали в Китае, Египте, на территории современной Швейцарии.

Питательные и целебные свойства пшеницы высоко ценили в Древней Руси. Отвары из толчёного зерна, мякиша и корочки хлеба использовали при лечении многих заболеваний.

Проводится игра. Одной команде учащихся предлагается назвать как можно больше овощей, а другой - фруктов.

А теперь давайте продолжим знакомство с растениями и их ролью в жизни человека. Мы уже говорили, что половички, одежда, скатерть изготовлены из растений. А кто знает из каких растений изготавливают ткани? (ответы учащихся) Давайте познакомимся с этими растениями поближе.

  1. Лен. (просмотр видеоролика)
  2. Хлопок (показ слайдов)

Мы познакомились с растениями из которых делают ткани. А из чего делают бумагу, строительные материалы, мебель? (ответы учащихся)

Существует много разных видов деревьев, но каждое дерево обладает определенными свойствами и качествами. Давайте познакомимся с некоторыми видами деревьев и выясним их применение.

О каком дереве пойдет речь?

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(береза)

Самая светлая из известных пород древесина. Используется в резьбе по дереву. Древесина березы однородная, хорошо режется. Применять ее удобно для мелких поделок. (ложки, миски, украшения)

Это дерево могуче,
И растёт в лесу дремучем,
Плоды полированы,
Для птиц рекомендованы.
(дуб)

Древесина, будучи использованной в строительстве или изготовлении мебели, служит очень долго, не гниет и не поражается жучком. Предметы интерьера из него получаются практически вечными.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(ель)

Белый цвет, низкая смолистость древесины, а также достаточно длинные волокна делают древесину ели особенно ценной для производства бумаги.

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(лиственница)

Древесина лиственницы - очень стойкая к гниению. Примером стойкости лиственницы являются лиственничные сваи на которых вот уже более 1000 лет стоит Венеция. И сваи при этом не требуют замены.

Древесина лиственницы обладает высокой твердостью и прочностью. Твердость лиственницы практически равна твердости дуба.

Древесина лиственницы обладает высокой огнестойкостью.

Закрепление.

В качестве закрепления проводится игра “Самый внимательный”. Класс разбивается на три команды. Каждая команда должна назвать как можно больше экспонатов музея сделанных из растений.

Подводим итоги.

Оценочно-рефлексивный аспект.

“Ребята что вам запомнилось? Что было наиболее интересным?”

Ответы детей показали, что цель урока достигнута, ребята узнали много нового о свойствах и происхождении растений; использовании растений человеком.

“Все молодцы. Спасибо за урок”