Сценарий открытого урока по теме «Композитор – имя ему народ». 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: Добрый день.

У нас на уроке музыки присутствуют гости. Давайте мы поприветствуем их:

Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час -
Встречу тёплую такую
Мы готовили для вас.

Учитель: А теперь для наших гостей давайте исполним знакомую нам песню.

(Дети исполняют песню “Светит месяц”)

Учитель: Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?

Дети: О русской народной музыке.

Учитель: Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?

Дети: Народ.

Учитель: И так тема нашего урока “Композитор имя ему народ”. А что мы можем узнать из русских народных песен?

Дети: О том, как жили люди, чем они занимались?

Учитель: Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.

(Эпиграф на доску)

Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.

(Дети напевают песни и называют жанры)

Учитель: Чем сопровождали русские люди исполнение песен?

Дети: Игрой на русских народных инструментах.

Учитель: У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:

  • 1 группа найти и вывесить на доску р. н. деревянные – духовые инструменты;
  • 2 группа р. н. струнно-щипковые инструменты;
  • 3 группа кнопочно-язычковые инструменты.

(Дети вывешивают инструменты на доску, проверяем)

Учитель: Какой группы у нас не хватает?

Дети: Ударные инструменты.

Учитель: Назовите эти инструменты.

Дети: Ложки, бубен, трещотка, рубель.

Учитель: Вот как много мы можем узнать о жизни наших предков из русских народных песен. Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?

Дети: ответы

Учитель: И что для этого нужно сделать?

Дети: Можно, нужно послушать песни других народов.

Учитель: Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Учитель: Слушаем. (Учитель исполняет японскую песню “Сакура”)

Ваши предположения.

Дети: Восточные страны.

Учитель: Давайте поточнее узнаем. Внимание на слайд. Что это за страна?

Дети: - Япония.

Учитель: Да. Мы попали в страну, где восходит солнце. С древности японцы умели видеть бесценную красоту окружающей их природы.

Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.

Дети: - Да.

Учитель: Это Сакура – японская вишня, символ Японии. В Японии есть праздник – день цветения сакуры. Люди терпеливо ждут, когда распустится первый цветок. Сакуре японцы посвящают стихи и песни.

Давайте разучим эту песню “Сакура”.

Учитель: Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Итак, какая музыка по характеру.

Дети: Напевная, нежная, мелодичная, мягкая, спокойная, любование природой.

Учитель: Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?

Дети: Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.

Учитель: Этот лад называется пентатоника - пятиступенчатый лад без полутонов. Ребята, послушав музыку, мы можем сказать какие японцы по характеру.

Дети: Спокойные, неторопливые.

Учитель: Отправляемся дальше. Куда мы попали?

(Учитель исполняет песню “Санта Лючия”)

Дети:

Учитель: Что может изображать мелодия?

Дети: В этой стране есть теплое море, яркое солнце, живут очень певучие люди.

Учитель: В какой стране находится город Неаполь??

Дети: (ответы)

Учитель: Давайте исполним песню.

(Разучиваем песню “Санта Лючия)

Учитель: Мелодия по характеру песенная или танцевальная?

Дети: Мелодия танцевальная, вальсовый ритм.

Учитель: Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?

Учитель: Отправляемся дальше. Куда мы попали?

(Учитель исполняет белорусскую песню “Реченька”)

А что мы можем сказать об этой стране?

Дети: Это русская песня, она напевная распевная, песенная.

Учитель: Вы правы, песня очень похожа на русскую народную песню. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?

Дети:

Учитель: Это близкие народы. У нас общие корни. У нас общие предки. Мы славяне. Поэтому у нас так много похожего в языке, в музыке, в культуре, истории.

(исполняем песню)

Учитель: Что нового узнали на уроке? С песнями каких стран мы сегодня познакомились? Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?

Дети: отвечают.

Учитель: Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?

Дети: отвечают.

Учитель: Спасибо, ребята, за урок. Оцените свою работу на уроке, выбрав русскую балалайку:

  • красного цвета те, кому было интересно на уроке,
  • зеленую те, кому было трудно на уроке.

Покажите нашим гостям.

Технологическая карта урока музыки

Предмет Музыка
Автор УМК, учебник (выходные данные) Музыка 1-4 класс. Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина

Программа МОРФ. Просвещение 2012 г.

Тема урока “Композитор имя ему народ”
Тип урока Урок “обобщения” и полученных знаний. Урок-концерт – путешествие.
Цель урока Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа, воспитание бережного отношения к народным традициям своего народа и других стран.
Задачи урока: Задачи:
  • Показать значимость народной песни в музыкальной культуре;
  • Раскрыть сущность народной песни на примере ее жанров и творчестве русского народа;
  • Показать результаты творческих достижений учащихся;
  • Доказать, что народная песня значима в жизни любого народа, благодаря тем мыслям и чувствам, которые ней отображены;
  • Развивать творческие способности учащихся через исполнительскую деятельность;
  • Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, развивать эмоциональный отклик на музыку.
  • Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности через народную песню.
Методы организации учебной деятельности Метод “Образ и мысли”;

Эмоциональной драматургии;

“Забегания” вперед и возвращения к “пройденному”;

Интонационно-стилевого постижения музыки;

Художественного, нравственно-эстетического постижения музыки

Музыкально-педагогический диалог;

Форма организации работы коллективная форма : хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная : музыкальная беседа – рассуждение;

групповая: проверочная работа по знанию состава оркестра русских народных инструментов;

Используемые технологии Игровые технологии.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников;

Планируемые результаты Предметные: Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России; ориентироваться в многообразии музыкального фольклора России и мира; воплощать художественно-образное содержание народного творчества; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов;

Личностные УУД: познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской народной музыки, сравнение с зарубежной народной музыкой.

Коммуникативные УУД: участие в ансамблевом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-инструментальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народной музыки.

 

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Этап урока: 1. Организационный момент и мотивация.
Организует работу по включению учащихся в учебную деятельность. Дети входят в класс.

Музыкальное приветствие детей “Доброе утро, здравствуйте учитель”

“Мир вам гости дорогие”

Этап урока: 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Организует беседу. Предлагает определить тему урока:

Давайте нашим гостям споем песню.

Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни, о чем мы будем говорить на уроке?

Можем ли мы назвать имя композитора, написавшего русские народные песни?

Исполнение песни.

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач

Этап урока: 3. Актуализация знаний в процессе повторения пройденного.
Организует повторение изученного материала о русской народной музыке:

А что мы можем узнать из русских народных песен?

Давайте посмотрим, правы люди, когда говорят, что народная песня – зеркало жизни народа.

Попробуйте в группах, вспомнить какие вы знаете жанры русской народной песни в которых отразилась жизнь русского народа и загадать напев эти песни другой команде.

Чем сопровождали русские люди исполнение песен?

Отвечают на вопросы, выдвигают предположения
У вас в конвертах находятся рисунки инструментов и народных и симфонических. Ваша задача:
  • 1 группа найти и вывесить на доску р. н. деревянные – духовые инструменты;
  • 2 группа р. н. струнно-щипковые инструменты;
  • 3 группа кнопочно-язычковые инструменты.

Какой группы у нас не хватает?

Назовите эти инструменты.

Сопоставление и анализ состава оркестра русских народных инструментов и симфонического оркестра.
Этап урока: 4. Первичное усвоение новых знаний.
Организует слушание, анализ и разучивание японской, итальянской и белорусской песен:

Интересно, а можно ли узнать из народных песен, как живут люди в других странах?

И что для этого нужно сделать?

Ребята, внимание: я предлагаю отправиться в небольшое путешествие по разным странам на крыльях музыки. И так вперед. Послушайте народную песню, и попробуйте узнать, в какую страну мы попали?

Ребята, вы заметили какие деревья на слайде, точно в розовой пелене.

Дайте характеристику музыке и обратите внимание на лад.

Что мы можем сказать о ладе – мажор или минор, а может быть какой-то необычный лад?

Не обычное звучание. Мелодия не похожа ни на мажор, ни на минор.

Отправляемся дальше. Куда мы попали?

  1. Что может изображать мелодия?
  2. Мелодия по характеру песенная или танцевальная?
  3. Какие люди живут в этой стране, чем они занимаются?
  4. Отправляемся дальше. Куда мы попали?
  5. А что мы можем сказать об этой стране?
  6. Но это другая страна – Белоруссия. Как это можно объяснить?
Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.

Исполняют песни.

Анализируют мелодии.

Сравнивают с русскими песнями.

5 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Организует разучивание новых песен в процессе изучения нового материала. Отвечают, аргументируя своё мнение, исполняют новые песни в процессе изучения нового материала.
6 этап: Первичная проверка усвоения нового материала.
Организует опрос:
  • Что нового узнали на уроке?
  • С песнями каких стран мы сегодня познакомились?
  • Так можно ли узнать из народных песен о жизни любого народа?
  • Верны ли слова “Народная песня – зеркало жизни народа”?
Отвечают, формулируя собственное мнение.
Этап: 7 Рефлексия, подведение итогов урока.
Предлагает определить уровень своих достижений: Анализ и оценивание своей деятельности на уроке.