Вводный урок "Имя прилагательное как часть речи". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

  • систематизировать изученное в 5 классе об имени прилагательном;
  • создать целевую установку у учащихся на изучение всей темы;
  • знать: морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую функцию в предложении, роль прилагательного в речи и художественном тексте;
  • уметь: определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль его в предложении, употреблять прилагательные в речи, составлять текст типа описания - описание картины И.Шишкина “Иней” (под музыку).

На уроке идет работа над развитием универсальных учебных действий:

  • самостоятельно ставить цели на определенном учебном этапе;
  • умение проконтролировать свою деятельность и оценить себя по образцу;
  • строить монологическое высказывание – рассказ на лингвистическую тему;
  • составление текста типа описания.

Оборудование урока: презентация; репродукция картины И.Шишкина “Иней”, музыка А. Вивальди из цикла “Зима”, раздаточный материал (приложение 1).

Урок выстроен на основе дидактического материала по искусству и на художественных текстах, объединенных темой “Зима” (т.к. проводится зимой, одновременно идет подготовка к уроку развития речи – описание зимнего пейзажа).

В скобках даны ответы учащихся.

Ход урока

I. Создание мотивационной установки у учащихся.

Учитель читает эпиграф к уроку (слайд 2):

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев

- Представьте, что мы с вами оказались в зимнем лесу солнечным морозным днем. Нам хочется передать волшебную красоту леса, рассказать о том, каким бывает снег на солнце. С помощью какой части речи можно описать лес, снег, краски, передать настроение? /им.прил./

- Конечно, с помощью имени прилагательного. Тема нашего урока “Имя прилагательного как часть речи” (запись темы).

- Для чего нужно прилагательное? Прочитайте предложения (слайд 3).

Наступило утро. Подул ветер. Земля покрыта ковром.

- Понятно, о каком времени года идет речь? Что надо сделать, чтобы внести ясность? (подобрать прилагательные). Подберите о зиме (утро морозное, ветер северный, белоснежным ковром) (слайд 4).

Какова роль прилагательных в речи? (помогают выделить предмет из ряда одинаковых)

II. Определение и принятие цели урока учащимися.

Прилагательное - часть речи, с которой вы знакомились в начальной школе. По каким трем признакам характеризуем любую часть речи, так называемые “три кита”? / общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль/. Исходя из этого определите цель нашего урока:

  • что мы должны знать;
  • что должны уметь (учащиеся самостоятельно определяют цель урока).

Действительно, многое мы повторим на уроке и узнаем, чему научимся в результате изучения этой темы, какие разделы будем изучать, определим роль прилагательного в художественном тексте, будем готовиться к большой работе по развитию речи – описание зимнего пейзажа.

III. Актуализация опорных знаний и умений.

1. Общее грамматическое значение имени прилагательного.

Прочитайте предложение (слайд 5):

Вьюга снежная, пурга,
Намети нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
(С.Маршак)

Назовите в этом тексте прилагательные, как определили (по вопросу). На какие вопросы отвечает прилагательное? (какой? чей?) Что обозначает? (признак предмета)

Одновременно на доске оформляется запись:

Запись на доске:

I. Какой? чей?

признак предмета

Итак, что обозначает и на какие вопросы отвечает прилагательное?

2. Морфологические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Какую часть речи характеризует прилагательное? (сущ.) Выпишите столбиком словосочетания “прил.+сущ.” и определите морфологические признаки прилагательного.

  • снежная вьюга – в форме им.п., ед.ч., ж.р.
  • пушистые снега – в форме в.п., мн.ч.
  • лебяжий пух – в форме в.п., ед.ч.,м.р.

Какие морфологические признаки есть у прилагательного, по какой части речи их определяем? (по сущ.)

Запись на доске: II. Изменяется по родам (в ед.ч.) числам, падежам, согласуется с сущ.

Каковы морфологические признаки у прилагательного?

3. Синтаксическая роль.

Запишите предложение, определите, каким членом является прилагательное.

Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна.

Запись на доске: III. Определение и сказуемое (чаще всего)

Но это чаще всего, а чем может быть еще в предложении? (слайд 6) Определите, какую синтаксическую роль играет прилагательное в этом тексте, в какую часть речи перешло:

Черное и серое

Черное тихонько
Дремало на полу,
Серое тихонько
Пряталось в углу.

Черное легонько
Лапой шевельнуло,
Серое проворно
Хвостиком вильнуло. (Кто это?)

4. Итоговое обобщение по опорным записям по схеме. Монологический рассказ на лингвистическую тему о прилагательном.

IV. Целеполагание на всю тему, создание целевой установки у учащихся.

Тема “Имя прилагательное” рассчитана на 25 часов. Что же мы будем знать и уметь в результате изучения этой темы? Откроем оглавление в учебнике и прочитаем в разделе “Имя прилагательное”, какие темы будем изучать. На доске записано, что мы знали, а вот что будем знать (слайд 7). Сравните свои “старые” знания с “новыми”. Может, обойдемся и без этих знаний и умений?

Решим несколько лингвистических задач.

1) “Разряды имени прилагательного”, “Склонение прилагательного”.

- Прилагательное обозначает признаки предмета, а какие? (например, цвет, форму, размер, вкус и т.д.) В прочитанном нами предложении (слайд 8) попробуем определить, какого разряда прилагательные.

Снежная (вьюга)– состоящая из снега - относительное; пушистые (снега)- качественное; лебяжий (пух) - чей? – притяжательное.

- Зачем надо знать разряды? Решите такую лингвистическую задачу:

волчий (след) - летучий (снег)

- Внешне похожи? (да). Запишите их в родительном падеже (волчЬего следа – летучего снега). Как написали? (некоторые написали с ошибкой, увидели, что старых знаний не хватает).

Почему волчьего нужно писать с Ь, а летучего – нет? (слайд 9) Какой признак обозначает прилагательное волчий? (принадлежность, и это прилагательное притяжательное, -ИЙ- здесь не окончание, как в слове летучий, а суффикс). Надо знать, что при склонении в притяжательных прилагательных на –ий- появляется Ь.

Летучий – какого разряда? (качественное). Оно склоняется как обычное прилагательное.

Можем мы обойтись без знаний о разрядах прилагательных? (нет). Значит, эта тема нам нужна.

2) “Краткие и полные прилагательные”.

В предложении, записанном для синтаксического разбора, в каких формах даны прилагательные? (летучий – полная, мутно, мутна - краткая). Кажется, что тут ничего нет сложного. В своих творческих работах допускаете грамматические ошибки на эту тему. Найдите такую ошибку в предложении и исправьте ее (слайд 10).

* Зима в России чиста, свежа и длинная. (надо поставить в одну форму, слайд 11)

Чтобы не делать подобных ошибок, надо знать и это правило.

3) “Степени сравнения прилагательных”

Чистейшего снега

Белейшего снега

Зима отряхнула

На рощу с разбега.

Чем отличается “чистый” и “чистейший”? (признак в большей или меньшей степени) Можно ли сказать “самый чистейший”? Узнаем, что есть степени сравнения: сравнительная и превосходная – и как правильно их образовывать. Исправьте ошибку в предложении:

*И над соснами небо было светлей и более прозрачней, чем синева чистых снегов.

(Слайд 12)

4. “Словообразование прилагательных”

С помощью каких морфем образуются новые слова? Зачем изучать этот раздел? Решите эти лингвистические задачи (слайд 14):

а) / маши/н,нн/ый

серебря/н,нн/ый

ветре/н,нн/ый

б) француз/к,ск/кий

в) /не/большая поляна

г) /снежно/белый наряд

мыши/н,нн/ый

стекля/н,нн/ый

безветре/н,нн/ый

скольз/к,ск/ий

ничуть /не/большая

/бело/снежный

Вопросов возникло много. Для того чтобы их разрешить, надо знать и эту тему, учиться писать без ошибок. (В слабом классе при решении этих задач учащиеся, как правило, делают много ошибок, и это допустимо, так как они должны увидеть, что необходимо эти правила знать, понимать, чтобы грамотно писать).

V. Определение измерителей. Ситуация “педагогизации”

Представьте, что вы мои коллеги. Какие формы контроля знаний и умений после изучения разделов вы бы предложили учащимся и почему? (тест – “Степени сравнения”, “Разряды прилагательных”, словарные и выборочные диктанты, тесты, перфокарты – “Словообразование прилагательных”, в конце изучения темы – итоговый тест, устный зачет и контрольный диктант – все эти формы контроля внесены в технологическую карту учителя).

VI. Обратная связь на уроке - составление текста типа описания – описание зимнего пейзажа.

- Важно грамотно писать, но не менее важно грамотно, образно и выразительно говорить. Изучение этой темы поможет нам научиться точно выражать свои мысли. Прилагательные нужны в речи для выделения предмета из ряда одинаковых, а в художественном тексте для чего? Какую роль играют прилагательные в стихотворениях? Как называется этот прием в литературе? (эпитет). Приведите примеры из стихотворений, где есть эпитеты. Какова же роль прилагательных в речи? (выделительная, рисующая, оценочная).

В течение изучения темы “Имя прилагательное” будем учиться описывать зимний пейзаж. Наша задача – увидеть что-то свое в зиме. Но прежде, чем создать свой текст, поучимся у классиков. Перед вами текст И.Бунина (распечатанный для каждого ученика), но без прилагательных (у учащихся пропущены прилагательные). Прочитайте. Определите, каким настроением проникнут отрывок (восхищение, удивление). Постарайтесь восстановить авторский текст, впишите прилагательные (слайды 15-17). Приложение 1

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими и свежими снегами, завалившими чащу елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и бором. Солнце уже за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом. /И.Бунин/

- Видите, как трудно работать с истинно художественным словом, важно подобрать не шаблонные эпитеты, а свои (заметили, что ни разу не употребляется в тексте слово “белый”). Вывод (делают учащиеся): прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, часто используются для типа речи – описание (говорится о признаках предмета и отвечает на вопрос - какой предмет?).

Что можно описать с помощью прилагательных? (портрет, интерьер, пейзаж).

Составьте описание картины И.Шишкина “Иней” (слайд 18), используя прилагательные, передайте настроение картины (работа идет под музыку П.Чайковского из цикла “Времена года”).

VII. Прослушивание творческих работ. Итог урока. Рефлексия. Обобщение.

VIII. Домашнее задание (по выбору). Инструктаж: лингвистическая сказка “Из государства Морфология исчез город Имя Прилагательное” или упр. № 320; подготовить рассказ об имени прилагательном с примерами из стихотворений (слайд 20).