Интегрированный урок (литература + история) "Мир русской усадьбы в литературе и истории". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 6


Возрастная направленность: 6 класс

Цель урока: показать роль изображения дворянской усадьбы, ее быта и традиций в создании художественных образов в литературном произведении на примере рассказа И.С. Тургенева “Муму”.

Задачи урока:

обучающие:

1) интегрировать знания учащихся из области истории, литературы, культуры, дизайна; дать представление о духе и принципах строительства дворянских усадеб в России; рассказать об истории появления усадеб на Руси;

2) познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством дворянской усадьбы, укладом жизни в "дворянских гнёздах”;

3) определить вместе с учащимися роль и место дворянской усадьбы в истории и культуре России;

4) сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русской усадьбы как отражению отечественной истории;

5) формировать у учащихся умение определять и анализировать внутренний мир героя литературного произведения через усадебное описание;

6) определить сущность понятий: усадьба, имение, поместье;

7) развивать у учащихся навык работы с художественным текстом;

8) обогатить лексический запас учащихся.

воспитательные:

1) помочь школьникам увидеть красоту усадебного мира России XVIII—XX вв., своеобразие усадебного быта, тесно связанного с природой, земледелием, родовыми обычаями, и отображение этого мира в произведениях литературы живописи, графики, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, музыки;

2) сформировать у учащихся определённую гражданскую позицию по отношению к усадебному наследию России;

3) формировать мировоззрение школьников о глубокой связи между человеком, его внутренним миром, и средой, которая его окружает;

4) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся;

5) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе;

развивающие:

1) развивать зрительное восприятие учащимися эстетического облика русской дворянской усадьбы как достояния национальной художественной культуры;

2) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;

3) развивать образное мышление, память, речь, внимание.

Оборудование: проектор, экран, экспонаты музея “Мир русской усадьбы”.

Ход урока

Чтец 1 (слайд 1) (приложение 2)

Я люблю этот ветхо-богатый,
Опустелый помещичий дом,
Окруженный гирляндою статуй,
Обрамленный зеленым прудом

Чтец 2 (слайд 2)

Я люблю это таинство рода,
Дух семьи, продолжающий жить,
Заставляющий сердце народа
С красотою былого дружить.
С.Копыткин

Слово учителя:

Сегодня наш урок проводится в школьном музее “Мир русской усадьбы”. Мы попробуем проникнуться этим особым миром русской усадьбы, который для многих поэтов и писателей был наполнен особым ароматом творчества и впоследствии был отражен в художественных произведениях. Но для нас , живущих в 21 веке, порой уже не понятны те предметы, традиции ,ритуалы, которые в них изображены и с помощью которых автор стремится создать образ героя, донести до читателей свои мысли. Для этого нам придется совершить экскурсы в историю. Для этого мы с вами в этом музее и собрались. Итак, назовите тему сегодняшнего интегрированного урока.

Учащиеся: Мир русской усадьбы в литературе и истории

Слайд 3

Чтец 1

“Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенку с варенья; жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька — казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи, летающие, жужжащие, назойливые, кусающие, скучные, противные мухи; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся помещики; бабушки в чепцах; никому не нужные, штопающие чулки, старые лакеи; босоногие девки, сенные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах — чинные, комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки...” – так описывал усадебный быт Врангель Н. И. в книге “Дворянские усадьбы России”. (- М.: “Экспо”, 2009).

Учитель: Какие слова вам показались непонятными?

Слайды с изображением и толкованием непонятных слов: девка-арапка, казачок, чубук, задворки, лакей, сенная девушка, форейтор, сонетка, ширма, экран.

Учитель: А вот перед вами ещё одно описание дворянского дома из романа в стихах А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.

Чтец 2

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущённый сад,
Приют задумчивых дриад
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные* обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пёстрых изразцах.

Учитель: обратимся к историческому словарику

Слайды к выделенным словам и их толкование

Учитель: Каждое усадебное описание – это отражение мира героя, который в ней живёт, поэтому архитектура, обустройство хозяйства различно, но общий дух созерцания, гармонии, домовитости, уважения к памяти прошлых поколений – общий, типичный для дворянских усадеб 19 века.

Ученик: А почему усадьба так называется?

Ученик-докладчик 1: Усадьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин “усадьба” относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.

Ученик-докладчик 2: Сначала говорили не “усадьба”, а “усадище”. Оба слова имеют древнерусские корни. И оба происходят от слова “сажать”. Дело в том, что великие князья в Древней Руси наделяли своих людей землёй, “сажали” их на землю. Тем самым добиваясь некоторой оседлости и сплочённости. Это и было начало истории усадьбы. В дальнейшем дворянами называли тех, кто получал землю за службу, а не по наследству. Одним из самых активных раздатчиков земель был Петр 1 (Слайды № 15).

Ученик-докладчик 3: Он охотно одаривал ими своих сподвижников. Усадебное строительство ширилось, но имело одну основную пока функцию: по мнению Петра 1, “образцовые проекты загородных дворов должны быть наипервейше – местом увеселительным для именитых и зажиточных столичных жителей”. Именно такие пафосные, парадные усадьбы строились по проекту итальянского архитектора Доминико Трезини. Для таких усадеб был разработан особый придворный регламент во всём. А инициатива владельца могла стать наказуема.

Ученик-докладчик 4: Поме?стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV—начале XVIII веков. Имение — недвижимое имущество. Поместье и имение – это слова-синонимы.

Учитель: Вот в такой усадьбе “в одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней”. Так начинается повесть И.С.Тургенева “Муму”.

Инсценировка отрывка из повести (приложение 1)

Учитель

Итак, мир русской усадьбы, неспешный, наполненный поэзией, созерцанием, мыслью, соединённой с наслаждением, очень любили русские писатели. Их герои, как правило, находили здесь покой душе, место для вдумчивого размышления. Дворянская усадьба – не просто набор определённый предметов интерьера или архитектурных и ландшафтных сооружений, это стиль жизни, пронизанный домовитостью, успокоением, гармонией с природой, памятью о прошлых поколениях, беседами с соседями, чтением книг....

Интерактивная игра (приложение 3)

Правила игры:

1. Разделиться на команды( по количеству карточек)

2. Получить карточку

3. В карточке написан ряд слов одной тематики. Необходимо угадать обобщающее понятие

4. Найти в экспозиции музея предмет из карточки

5. Озвучить свой ответ, аргументировать его.

Карточка 1 (обобщающее понятие - стол )

Жардиньерка Консоль Пюпитр Бюро Ломберный ...

Обеденный ... Туалетный ... Конторка

Карточка 2 (обобщающее понятие -мягкая мебель )

Вольтеровское ... Гамбсово ... Бержерка Пате Кушетка Помпадурка

Козетка Канапе

Карточка 3 (обобщающее понятие -Освещение )

Лучина Восковая ... Сальная ... Жирандоль Шандал Керасиновая ...

Гасильник Карсель

Карточка 4 (обобщающее понятие- Письмо )

Гусиное ... Песочница Пресспапье Печатка Бюро Конторка

Чернильница Облатка

Команды озвучивают свой ответ, аргументируют, показывают предмет.

Далее учитель объясняет смысл непонятных слов и показывает картинки.

Давайте посмотрим вокруг и найдем предметы, о которых сегодня говорили на уроке. А те, которых нет в экспозиции, найдем на слайдах презентации. Найдите в экспозиции музея предметы, заинтересовавшие, вас. Попробуйте догадаться, для чего они предназначались.

Учитель Завершить наш сегодняшний урок, посвященный необыкновенному миру русской усадьбы, в который мы лишь заглянули и продолжим изучать на других занятиях, замечательным романсом, не раз звучавшим долгими зимними вечерами в усадебных гостиных( “Средь шумного бала”).

Литература.

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XVIII-XIX веков, Л., 1977.
  2. Герман М.Ю. Славина Т.А. Энциклопедия. Санкт-Петербург. Три века архитектуры. ,С-Петербург, “Норинт”, 2002,-64с.
  3. Иевлев С.А. Художественная культура Нового времени. “Международный союз книголюбов”, М.,2001.-247с.
  4. Иевлев С.А. Художественная культура XIX–XX веков. “Международный союз книголюбов”, М.,2001.-199с.
  5. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX веков. “Гуманитарный издательский центр Владос ”.-М., 1997.-430с.
  6. Соловьев В.М. Русская культура. С древнейших времен до наших дней. М., “Белый город”, 2005.-736с.
  7. Тургенев И.С. Муму. Серия ”Русская классика ”. Издательство “Эксмо”, 2013. - 640 с.
  8. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М.”Наука”,1999. - 263 с.
  9. Эффект Патерсена . Жизнь крепостного художника Фелофея Сорокина в дневниках и мемуарах. . ”Зеленая лампа”, 2013.-187 с.
  10. Современная Энциклопедия. Мир вещей. М. “Аванта +”, 2003.-443с.
  11. Энциклопедический словарь школьника. Искусство. М. “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000.-446с.