Организация проектной деятельности как метод повышения учебной мотивации на уроках математики

Разделы: Математика


“Там, где все думают одинаково, никто не думает слишком много”.
Уолтер Липпман

В рамках действующего образовательного стандарта действия учителя должны быть направлены на всестороннее развитие личности. Для успешного обучения в школе нужно научить ребёнка учиться.

Учитель должен уметь строить урок с учётом формирования и развития универсальных учебных действий у учащихся, а также знать и использовать технологии, позволяющие осуществить достижение требований ФГОС второго поколения наилучшим образом. К таким технологиям можно отнести и метод проектов. Данный метод значительно повышает активность каждого ученика, его занятость и, соответственно, степень усвоения материала.

Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [1]. Проект, который выполняют ученики, должен увлекать их. В своей преподавательской практике автор использует различные типы уроков-проектов, среди которых можно выделить:

  • индивидуальные и групповые;
  • монопредметные и межпредметные;
  • информационные и практико-ориентировочные и т.д.

Чаще всего организуемые проекты представляют собой групповые исследовательские работы на несколько уроков, где каждый ученик получает возможность проявить свою творческую индивидуальность.

К примеру, проект “Исследование различных методов решения задач на концентрацию веществ в растворах, смесях и сплавах”. Цель проекта заключается в исследовании математических способов решения задач на проценты и выяснении, в каких ситуациях рациональнее и предпочтительнее использовать каждый из них.

Учащимся класса предлагается задача: Имеется два сплава. Первый из них содержит 10% никеля, а второй – 30% никеля. Из двух данных сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса исходного второго сплава больше массы первого [2]?

Класс разбивается на 3 группы по несколько человек.

1 группа рассматривает решение задачи на сплавы методом прямоугольников (методом чаш).

Это универсальный метод, который изучается на уроках математики в школе и применяется чаще всего. Данный способ является весьма удобным, так как зрительное восприятие данных, расположенных в определённом порядке, позволяет компактно представить процессы соединения веществ, упростить составление уравнения и его решение (См. Рис. 1).

 

Рис 1. Структура и процесс соединения двух сплавов.

, где х кг – масса первого сплава;

.

Первый сплав = 50 кг,

Второй сплав = 200 – 50 = 150 кг.

кг.

2 группа учащихся рассматривает решение задачи методом “креста”.

Довольно часто встречаются задачи, в которых для приготовления раствора с определённой массовой долей растворённого в ней вещества требуется смешение двух других растворов иной концентрации. Решать такие задачи лучше с применением диагональной модели, называемой методом “креста” (См. Рис 2), что позволит прийти к правильному ответу намного быстрее.

Рис. 2. Диагональная модель, метод “креста”.

Из 10% сплава требуется взять 5 частей, а из 30-% сплава – 15 частей. Составляется пропорция: (кг) – масса одной части. Соответственно первый сплав – 5 частей – кг, второй сплав – 15 частей – кг. Второй сплав на 100 кг больше первого.

3 группа рассматривает задачу на смеси с помощью формул.

Для решения задачи учащиеся используют следующую формулу: , где – процентное содержание вещества в исходных смесях,  p- процентное содержание вещества в получившейся смеси, – масса исходных смесей, – масса получившейся смеси.

,

,

,

,

.

Ответ: масса второго сплава на 100 кг превышает массу первого сплава.

Таким образом, данную задачу возможно решить несколькими способами. По одному ученику от каждой группы выходят к доске и рассматривают свой способ. При защите своего метода решения ребята доказывают его актуальность и практическую полезность, развивая при этом ораторские способности и умение аргументировать свои утверждения. Далее учащиеся класса обсуждают недостатки и преимущества каждого метода.

В заключение работы над проектом техническая группа (2-3 ученика) готовят его презентацию с помощью средств Microsoft Office Excel. Метод проектов повышает уровень использования визуализации и наглядности на уроке, что делает процесс изучения предмета более привлекательным. Помимо презентации, итогом подобных школьных проектов могут быть составление брошюр, методичек, памяток с формулами, разработка компьютерных программ и моделей, электронных пособий и прочее. Здесь всё зависит от сложности исследуемой темы, её практической составляющей и, конечно, от творческого потенциала и желания самих учащихся. Так, в результате выполнения рассматриваемого выше проекта совместными усилиями учащихся 9 класса была создана памятка по решению задач на смеси, растворы и сплавы в форме рекомендательной таблицы (См. Таб. 1).

Таблица 1. Методы решения задач на смеси, растворы и сплавы

Название метода Алгоритм решения
Метод прямоугольников или метод чаш 1 шаг. Составить и согласно условиям задачи заполнить схему, описывающую структуру смесей, растворов или сплавов.

2 шаг. Исходя из данных схемы составить и решить уравнение (систему уравнений).

Диагональная модель или метод “креста” 1 шаг. Ввести обозначения: a – процентное содержание вещества в первом растворе, b – процентное содержание вещества во втором растворе, c – процентное содержание вещества в получившемся растворе, х – масса первого раствора, у – масса второго раствора.

2 шаг. Согласно схеме составить и решить пропорцию: .

Использование специальных формул 1 шаг. Ввести необходимые обозначения: – процентное содержание вещества в первой смеси, – процентное содержание вещества во второй смеси, – процентное содержание вещества в получившейся или требуемой смеси, – масса первой смеси, – масса второй смеси, – масса получившейся или требуемой смеси.

2 шаг. Используя равенство выразить и вычислить интересующую неизвестную величину.

Прежде всего, проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, ориентироваться в потоке информации, анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Метод проектов позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Более того, использование метода проекта на уроках математики вовсе не ограничивается работой с учащимися старших классов. Такая форма организации учебной деятельности в младших классах способствует постепенному формированию у ребят критического мышления, развитию исследовательских навыков, повышению их учебной активности и заинтересованности в предмете.

Кроме того, проектная деятельность может организовываться не только исключительно в рамках математики, но и во взаимосвязи с другими школьными дисциплинами (физикой, химией, экономикой и т.д.). В результате приобретённые знания и умения позволяют учащимся легче ориентироваться в других областях науки, они расширяют их кругозор, на что, в конечном итоге, и нацелено школьное обучение.

Литература.

1. ЕГЭ 2012. Математика. Задача В13. Задачи на составление уравнений. Рабочая тетрадь / Под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. – 3-е изд., дополн. – М.: МЦНМО, 2012. – 64с.

2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Шевкин А.В. Текстовые задачи: 7-11 классы: Учебное пособие по математике. – М.: “ТИД “Русское слово – РС”, 2003. – 184 с.