Технологическая карта урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»". Наш театр. Инсценирование. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК «Перспектива»

Тип урока: урок  усвоения новых знаний  (технология продуктивного чтения).

Цель: Познакомиться с  басней   И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», учить читать басню по ролям.

Задачи:

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе, способствовать формированию нравственных и волевых качеств.

Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать басню от стихотворения; должны знать структуру басни, понимать ее нравственный смысл, характер героев, соотносить смысл басни и пословицы.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями, костюмированные “герои”.

Этапы урока

Ход  урока

Формирование УУД

 

Деятельность учителя и учащихся

Организационный момент урока

(1 мин)

Презентация.

1. Проверка готовности. (Слайд №1)
- Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их.
2. Прием концентрации внимания.
-  Добрый день, ребята!  Посмотрите на меня своими  лучезарными  глазками,  сделаем глубокий вдох – медленный выдох и тихонько сядем.
- Сегодня мне поможет вести урок будущий педагог Алия Рафиковна.
- Ребята, я приглашаю вас всех в чудесный мир литературы. Для того чтобы получить знания на уроке  литературного чтения  и  уметь  ими  воспользоваться,  нам  необходимы  определённые  личностные качества. Какие? (Ответы учащихся: внимание, старание, желание работать дружно)

Организационные УУД.

Личностные умения.
-  проявлять желание читать басни
- проявлять интерес к характерным особенностям героев басни.
- формулировать правила дружеских отношений.
(Создание мотивации к уроку.)

Речевая разминка.

(2 мин)

- Верно.  Вам необходимы внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение говорящего не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам.
- Ребята, чтобы на уроке произносить слова четко, внятно и понятно – нам нужна … .Что нам нужно сделать?
Ответ учеников: речевая разминка. Слайд №2

- Прочитаем текст с доски сначала про себя, а теперь все вместе быстро 3 раза! Теперь по группам: 1 ряд – с интонацией - весело, 2-й ряд с ворчанием, 3-й ряд грустно и опять все вместе  быстро! Молодцы!

 

Актуализация знаний.

(2 мин)

- А теперь литературная разминка. Давайте вспомним, что такое жанр?
Ответ: жанр – это форма (тип) литературного произведения.
- Многие жанры нам уже известны.
- Постарайтесь узнать их.
- Прочитайте текст на слайде и скажите, к какому жанру он относится?
(слайд №3) Ответ: стихотворение.
- Правильно.
- А этот текст? (слайд№4) (Рассказ)
- Прочитайте следующий текст. (слайд№5)  
- Определите жанр.  (Сказка)
- А к какому жанру относится текст нашей речевой разминки? (небылицы) (слайд №6)
- Какой жанр нам малознакомый? (Басня)
Коммуникативные УУД
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении работы в паре.

Постановка целей урока.

(1 мин)

 

 

Работа над темой урока.

(I этап - до чтения)

- Вы догадались с каким жанром литературы мы будем работать сегодня на уроке?
- C басней. (слайд №7)
- Да. Мы сегодня познакомимся с басней “Cтрекоза и Муравей”, будем учиться читать ее по ролям и инсценировать. (слайд №8)
- Что же такое басня? Давайте прочитаем определение на с . 134, которое дает нам профессор Иван Иванович Самоваров. - Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)
- Значит, басня - это .. (я начну, а вы продолжайте).
(Учитель начинает читать определение, а дети договаривают)
(слайд №9) – Вы видите портрет баснописца И.А.Крылова
(биография Крылова - сообщение)
- А какие животные будут героями басни, которую мы будем сегодня читать?
-  Что мы о них знаем из уроков окружающего мира?
(Сообщения детей) (слайд №10)
- Какими эти персонажи могли быть в басне?
- А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.
- Прочитайте басню про себя.
Познавательные УУД
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
- определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать свое мнение.
- определять главную мысль басни и обосновывать свое суждение.
- соотносить главную мысль басни и пословицу.
- определять значение устаревших слов.

Гимнастика для глаз.

(2 этап во время чтения)

 

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт. 
Вверх - вниз, влево - вправо. Зажмурились, широко открываем глаза. (слайд №11)
- Ребята, в басне есть слова, которые сейчас не употребляют в речи. Устаревшие слова. Давайте поясним значение этих слов. (слайд №12)
Катит-наступает
Помертвело-опустело
Боле-больше
Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь
Удручена-сильно огорчена
Вешние дни-весенние дни
Мурава - молодая трава.

Межпредметные связи.
- применять знаний из окружающего мира.

Первичная проверка понимания.
(3 этап после чтения)

- Послушайте басню в исполнении актера Игоря Ильинского. (Слайд 13)
- Итак,   насколько  вы  были  внимательны  во  время  чтения и прослушивания? Сможете ли  ответить  на   вопросы?
- Какими чертами наделил автор стрекозу?
- Веселая, ленивая, нетрудолюбивая.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале басни. Что она делала целое лето? ("Лето красное пропела.")
- Как её называет автор? (Попрыгунья)
- Почему он её так называет? (Она всё время порхала, резвилась, прыгала)
- Был ли домик у Стрекозы? (У Стрекозы не было домика.)
- Тогда где жила Стрекоза, прочитайте. ("Как под каждым ей листком был готов и стол и дом.")
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
(Для Стрекозы пришло тяжёлое время.)
- Как об этом пишет автор? ("С зимой холодной нужда, голод настаёт.")
- Какими чертами наделил автор Муравья?
- труженик, серьезный,
- Настали ли нужда и голод для Муравья?
(Нет, потому что он приготовился к холодам.)
-  Как вы думаете, почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
(Потому, что Муравей труженик. И она на него надеялась.)
- В каком разделе нашего учебника помещена эта басня?
- Можно ли назвать Стрекозу и Муравья друзьями?
- Почему? (Потому что друзья помогают друг другу в беде, а Муравей не помог Стрекозе, он выгнал её)
- Почему Муравей не помог Стрекозе? (Она всё лето отдыхала, а он работал. И поэтому, когда Стрекоза пришла к Муравью, он решил её проучить)
- Какая фраза Муравья дает нам понять это?
- Как такой ответ характеризует Муравья?
(Он равнодушный, чёрствый, бессердечный)
(Слайд 14) - Физминутка.

Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
- осуществлять взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Включение новых знаний в систему знаний. Работа в парах

- Ребята, в каждой басне есть основная мысль, мораль. Это то, чему учит людей басня, какие советы дает нам, людям.
- А чему учит эта басня? В чем ее мораль? (Слайд 15)
- Как бы вы поступили на месте Муравья?
- Как вы считаете, кто же прав в этой ситуации: Стрекоза или Муравей?
- (Никто. Стрекоза виновата в том, что всё лето беспечно веселилась, не думая о завтрашнем дне, а Муравей – в том, что отказался помочь Стрекозе в нужную минуту)
(слайд 16 и 17)
- Ребята, а теперь поработаем в парах. Повтори правила этой работы. Прочитаем.
- На столе у вас карточки со словами, характеризующими героев басни. Подумайте, кому какие слова для описания характера подходят. Соедините их с героями на рисунках.
- Пара, выполнившая задание поднимет руки.
- Давайте проверим. (слайд №18)
- Кто выполнил верно, без ошибок? Поднимите руки?
- Какие слова лишние?
- Кто допустил ошибку?
- Следующее задание, которое вы выполните в паре – соедините начало пословицы о труде с ее концом.
Лето пролежишь-… и рыбку из пруда.
Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь.
Труд человека кормит, тот не ест.
Пчёлка маленькая, потехе час.
Кто не работает, а лень портит.
Делу время - да и та работает.
- Проверим по образцу.
(слайд19)
- Кто выполнил верно, без ошибок? Поднимите руки.
- Кто допустил ошибку?
- После урока сдадите карточки, и учитель оценит ваши работы.
- А теперь выполните самооценку. Рядом с утверждением, c которым вы согласны, напишите свое имя.
(слайд20)
- Ребята, мы наделили наших героев разными чертами характера. Скажите, поможет ли нам это при чтении басни по ролям и при ее инсценировании?
- Как будем читать слова - Автора? Стрекозы? А Муравья? (дети читают)
- Представьте себе, что вы-режиссер. Как бы вы посоветовали играть роль Стрекозе? А Муравью? Автору?
(Читать, выбрать интонацию, показать характер героев жесты, позы, мимика, интонация)
- Я попросила троих ребят заранее подготовить инсценирование этой басни и сейчас они покажут, как у них это получилось.
(Представление исполняющих роли)
Инсценирование басни. (слайд 21)
- Кто хочет попробовать почитать басню по ролям?

 

Физминутка

 

 

Рефлексия

Ребята, продолжите предложения.
- На уроке мы познакомились с жанром литературы, который называется…
- Басня – это…
- В басне главные герои …
- В басне есть главный смысл, поучение …
- Главный смысл этой басни можно сказать пословицей, которая была на карточке…
- Мне понравилось (не понравилось) как мои одноклассники инсценировали басню.
- На следующем уроке я буду читать слова…
- Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за урок. Я думаю, что ваше настроение соответствует этому смайлику. Это так?