Интегрированное обучение на уроках словесности

Разделы: Русский язык


Интеграция – это объединение в целом каких-либо частей, элементов; глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Понятие интеграции в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Она стала востребованной в школе, потому что именно здесь развёрнуты активные поиски инновационных педагогических технологий. Интеграция даёт возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины. Показывает наглядно, в действии, как всё в мире взаимосвязано, усиливает мотивацию изучения определённого предмета.

Принято выделять внутрипредметную интеграцию и межпредметную. Внутрипредметная интеграция укрупняет дидактические единицы содержания предмета. Она необходима, так как ученики часто школьные предметы воспринимают изолированно.

Межпредметная интеграция – это не просто соединение близких понятий из разных предметов, это объединение разных предметов для прочных знаний, объединение предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Цель интегрированного урока является общей для всех предметов, которые соединены в данном уроке.

Что даёт интегрирование учителю? – Способствует рождению нового уровня мышления – глобального, не замкнутого в своей узкой специализации. – Освобождает учебное время для изучения другого явления. – Исключает дублирование учебного материала. – Усиливает межпредметные связи. Что даёт данная работа ученику? Активизирует мыслительную деятельность. – Расширяет сферы получаемой информации. – Подкрепляет мотивацию в обучении. – Формирует умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов. – Снижает перегрузки.

Итак, интеграция обеспечивает новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Из опыта работы

Об интеграции русского языка и литературы. ГОС по русскому языку ориентирован не только на обучение орфографии и пунктуации, но и на формирование языковой и духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в разных условиях общения. Поэтому в своей работе я использую интеграцию русского языка и литературы, которые вместе составляют русскую словесность, предмет, синтезирующий знания учащихся по русскому языку с проникновением в мир художественной литературы. В основе такого урока интересный текст, направленный на духовное развитие ученика, соответствующий возрасту школьника, содержащий новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и актуальный на момент использования. Например, при подборе дидактического материала для уроков русского языка отыскиваю такие тексты и предложения, чтобы ребята спросили: “А откуда взяты предложения? Кто их автор?” Отвечая на вопросы, коротко рассказываю о произведении, из которого взят текст, факт из истории его создания или фрагмент из биографии писателя. Детям интересно, а у учителя появляется надежда, что они возьмут эту книгу и прочитают её. Материал для таких уроков набираю из произведений русских классиков: И.А.Бунина, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого. Н.В. Гоголя...

Интеграция русского языка и ИЗО, литературы и ИЗО

На уроках развития речи по русскому языку и литературе привлекаю полотна известных художников, репродукции картин, иллюстрации. Например, готовясь к написанию работы по развитию речи в 7 классе по теме “Сочинение - письмо по впечатлениям от картины И.И.Бродского “Летний сад осенью””, чтобы создать эмоциональный (осенний) настрой, развивать образное мышление, воспитывать красоту к родной природе, использую репродукции картин художников И.И. Левитана “Золотая осень” и И.Э.Грабаря “Сентябрьский снег”, слайд с изображением картины И.И.Бродского “Летний сад осенью”, слайды с ранними полотнами живописца, цветную вклейку из учебника. При подготовке к указанному уроку ходили с ребятами в ближний осенний лес. Данный интегрированный урок был бинарным, потому что проводили его два учителя – предметника. Перед занятием ученики получили задание по ИЗО: изобразить с помощью кистей и красок картину осеннего пейзажа, обратить внимание на цветовую гамму; а по русскому языку дано было задание: понаблюдайте за последними в этом году сентябрьскими днями, почувствуйте запах прохладного сентябрьского воздуха (чем он пахнет? (свежестью, прелым, землёй...)), обратите внимание на цвет неба, на дорожки, деревья, листья, траву... Составьте небольшую письменную зарисовку увиденного. Не забывайте использовать для украшения речи художественные средства языка: постоянные и непостоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (здесь проявилась связь не только с ИЗО, но и с литературой).

Форма данного урока – урок- экскурсия. На уроке литературы в 7 классе ““Край ты мой, родимый край...” Природа и родина в творчестве русских поэтов” (форма урока – урок – восприятие художественного текста), чтобы показать, что природа во все времена привлекала внимание не только поэтов, музыкантов, но и художников, прокомментировать содержание поэтических текстов, использую репродукции с картин И.И.Левитана “Март”, “Весна. Большая вода”, И. Шишкина “Утро в сосновом бору”, “Корабельная роща”. В заключение приходим к выводу: инструментом поэтов и писателей служит слово; словесный образ, который создаётся с помощью средств языка (тропов), а инструментом художников являются кисти и краски. Те и другие преследуют одну цель: передать любовь к родной природе и родине, чувства и эмоции, но разными средствами.

Интеграция русского языка и музыки, литературы и музыки

Готовясь писать сочинение – письмо по картине И.И. Бродского “Летний сад осенью”, для правильного эмоционального настроя учеников, для сравнения разных видов искусств, в начале урока включаю музыкальный фрагмент “Осень” из сюиты “Школьный праздник” Ю.А.Левитана. Потом задаю вопросы по прослушанному фрагменту: – Настроение какого времени года вы почувствовали? Почему так считаете? (Музыка в минорном ладу, в медленном темпе, звучит тускло, безрадостно). Приходим к выводу: чтобы написать осеннее время года, музыкант использует звук, а художник – кисть и краски. Музыкальное произведение помогает лучше понять живописное полотно, замысел художника. На уроке-восприятии художественного текста по теме “Край ты мой, родимый край...” (урок литературы в 7 классе) при объяснении материала в начале урока, говоря о том, что природа во все времена привлекала людей, особенно творческих, обращаюсь к музыкальному произведению композитора П.И.Чайковского “Времена года”. В этой музыке слышим и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, и пробуждение природы весной, и картину жаркого летнего дня. Музыкальные фрагменты помогают глубже понять, почувствовать поэтические тексты художников слова.

Интеграция русского языка и истории, литературы и истории

При подготовке к написанию сочинения-письма по картине И.И.Бродского “Летний сад осенью” обращаемся к историческому прошлому распространения писем. Ребята нашли интересные факты из истории о том, как путешествовали письма в прошлом. Например, вот сведения ученика о голубиной почте. “В прошлом доставляли письма голуби – почтальоны. Письмо привязывали к лапке голубя. Во время войны они переносили срочные сообщения. За эти заслуги поставлены голубям памятники во Франции и Англии. А в Японии вывели новую породу голубей, способных летать ночью: неприятель не увидит и не подстрелит воздушного почтальона, дневные хищные птицы не схватят его.” На уроке литературы в 8 классе по теме “Житие Александра Невского” (форма урока – урок – исследование по древнерусской литературе) ученики выступают с историческими справками по темам: “А. Невский как исторический деятель”, “Битвы на Неве и Чудском озере”. Данное занятие расширяет кругозор школьников, учит видеть точки соприкосновения между предметами литературой и историей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках словесности

На уроках словесности чаще всего используются следующие формы организации познавательной деятельности учащихся: – индивидуальная работа учеников; – парная работа; – работа в группах. Например, при подготовке к написанию сочинения по русскому языку в 7 классе по теме “Сочинение – письмо по картине И.И.Бродского “Летний сад осенью” ученик самостоятельно (индивидуально) подготовил выступление по теме “Сообщение о художнике И.И.Бродском”. Работа была проведена целенаправленно, чтобы ребята увидели в живописце человека, узнали жизненные принципы Бродского, познакомились с другими полотнами мастера. Вот каким было выступление ученика. Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1908 годах занимался у известных живописцев Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди. 1902-1908 г.г. – учёба в петербургской Академии художеств, здесь испытал благотворное влияние художника И.Е.Репина. В конце жизни Бродский писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьёзный подход к искусству как делу жизни”. Глубокий след в дальнейшей творческой биографии оставили его поездки в Испанию, Францию, Италию(1909-19011). В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского. Самые известные картины Бродского “Аллея парка” (1930), “Л.М.Бродская на террасе” (1908). Картина “Летний сад осенью” написана в 1928 году, когда художник достиг больших успехов в своём мастерстве. Работа учащихся в парах на том же уроке была организована таким образом, чтобы они учились отстаивать свою точку зрения при определении темы картины, основной мысли, цветовой гаммы. Во время работы ребята отвечали на вопросы: какие цвета преобладают, о чём говорят краски?

Применяю и групповую ФОПД учеников на уроках словесности. Например, поделила класс на группы, чтобы выполнить словесно – орфографическую работу по подборке материалов к сочинению – описанию картины Бродского “Летний сад осенью”. Первая группа набирала материал, чтобы описать аллею сада, вторая – небо, третья – опустевшую беседку, четвёртая – людей. После провела словарно орфографическую работу (ребята записали словосочетания и предложения, составленные сообща): Листья пожелтели, любимый уголок природы, длинная аллея, деревянная беседка, наслаждаться красотой последних тёплых дней, нежные осенние краски, высокие деревья, уходящая вдаль дорожка, голубое небо, огненная золотая листва... И. Бродский показал прекрасный (любимый) уголок природы в красивую пору – осень. Таким образом, на уроках словесности происходит интеграция, то есть глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Прослеживаются связи русского языка, а также литературы с музыкой, живописью, историей.

Заключение

Внедрение интеграции в школьную практику убеждает в том, что идеи данного подхода в учебной деятельности плодотворны.

Во-первых, знания, полученные на интегрированных уроках, приобретают системность, становятся обобщёнными, комплексными.

Во-вторых, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности.

В-третьих, интегрированный урок создаёт атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к диалогу, способствует формированию у ребят образного мышления.

В-четвёртых, уроки интеграции демонстрируют учащимся единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяют им видеть взаимозависимость наук.