Урок окружающего мира на тему "Все профессии важны". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: “ОТКРЫТИЯ” НОВОГО ЗНАНИЯ

Цель урока:

  • расширить представление учащихся о профессиях и их важности для людей;
  • расширять словарный запас учащихся; развивать речь, память, логическое мышление, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся, формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Планируемые результаты урока:

Предметные результаты: знать профессии, уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания; осуществлять синтез как составление целого и частей;
  • проводить анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации так и в конце действия;
  • формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли “хорошего ученика”.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: компьютер, экран, учебник: А.А. Плешаков “Окружающий мир”, “Рабочая тетрадь”.(2 класс), дидактические картинки; презентация.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Проверка рабочих мест.

Создание положительного настроя учащихся на урок.

Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (Улыбнемся гостям)
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех!

- Ребята, перед вами лесенка успеха, к концу урока вам нужно будет оценить свою работу и стремиться подняться как можно выше по этой лесенке.

Приготовление к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация и пробное учебное действие Прием “Необъявленная тема”

- Ребята, извините, но моя рука отказалась писать тему урока, и, кажется не случайно! Вот вам загадка, которую вы разгадаете уже совсем скоро: почему моя рука отказалась записать тему урока.

Но начать урок нам все равно надо, и начнем мы его с повторения изученного материала.

Мудрая черепаха приготовила для вас вопросы:

 
Как называется первый русский музей? (Кунсткамера) Когда и при каком царе была открыта Кунсткамера? (300 лет назад при Петре I )

- В каких музеях хранятся картины, скульптуры, вазы, гравюры? (В художественных музеях)

- В каком городе находится Третьяковская галерея? (В Москве)

- Какой музей есть в Каргате?(Краеведческий музей)

- О каком времени мы можем узнать в этом музее? (О прошлом и настоящем)

- А какие ещё учреждения культуры есть в Каргате? (Районный дом культуры, библиотека)

- Какие вы знаете образовательные учреждения? (Школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория)

Слушают учителя; дают ответы на поставленные вопросы
3. Выявление места и причины затруднения - А вот еще задание от Мудрой Черепахи

- Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте. (слайд2)

1. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет..... (ВРАЧ)

2. Знает точно детвора,
Кормят вкусно .... (ПОВАРА)

3. Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)

4. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро(МАЛЯР).

5. Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам ...(ПРОДАВЦЫ)

6. С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт .... (ПОЧТАЛЬОН)

7. За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин. (ХУДОЖНИК).

8. Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помним вас.(ФОТОГРАФ)

- Предположите о чем мы сегодня будем говорить на уроке. (о профессиях)

Слово “профессии” открываю на доске

Отгадывают профессии, определяют о чем будем говорить на уроке.
4. Построение проекта выход из затруднения. - Кто знает, что означает слово профессия?

Вот, что говориться в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

“Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность”. (слайд 3)

- Какая профессия, самая важная?

- Людям, каких профессий необходимо трудиться?

Открыть на доске слова “все” и “важны”

 

 

 

 

 

Трудиться надо всем

5. Реализация построенного проекта Итак, теперь мы можем назвать тему нашего урока?

“Все профессии важны”

- А вы согласны с этим высказыванием?

- Мы сегодня попробуем проверить правильность этого высказывания.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (расширить знания о разнообразии профессий, о роли людей различных профессий.)

- Какие профессии, кроме тех, которые мы отгадали, вы еще знаете?

- А какие профессии у ваших родителей?

- Сейчас вы назвали все профессии, или только малую их часть?

В современном мире насчитывается около 40 тыс. профессий. В России более 7 тыс. профессий. В 17 веке на Руси было около 200 профессий.

В наше время появляются новые профессии и исчезают старые. (слайд 4)

Например:

Человек-будильник. Сейчас нас будят электронные будильники, а раньше это делал специальный человек. Он ходил по улицам и стучал в окна и двери, чтобы убедиться, что люди проснулись.

Трубочист. Люди, которые удаляли сажу из труб печей.

Фонарщик. Мы привыкли к тому, что уличные фонари автоматически включаются в сумерках и выключаются утром. Но раньше для этого дела нужен был фонарщик. Используя длинный шест, он тушил, зажигал и дозаправлял уличные фонари.

Возможно, значение многих профессий вам неизвестно. (ихтиолог, энтомолог, спелеолог) (слайд5)

- Каким родом деятельности занимается ихтиолог? и т.д

Существуют также редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете. В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – “переворачиватель пингвинов”. Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. 

Подробнее узнать об этой профессии вы можете самостоятельно.

Формулируют тему урока, определяют цель и задачи учебного занятия
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Игра “Узнай профессию”

А теперь мы с вами поиграем, я вам буду называть опорные слова, а вы по ним отгадаете профессию и расскажете в чем важность этой профессии.

1. Стетоскоп, градусник, шприц...

2. Указка, ручка, книга...

3. Весы, калькулятор, гирьки...

 

 

Определяют профессии по опорным словам и называют качества, которыми должны обладать люди названных профессий.

- Расскажите, что вы знаете об этих профессиях.

- Человек любой профессии должен обладать необходимыми качествами, чтобы своим трудом приносить радость.

- Какими качествами должны обладать люди названных профессий?

- Выберите из предложенного списка качества необходимые данной профессии.

(Работают по рядам в парах)

Выбирают из предложенного списка качества к каждой из названных профессий.
- Как вы думаете, чем важны эти профессии?

- Какой мы можем сделать вывод?

Работа в тетради

- Откройте тетради на с 81. Муравей вопросик опять что-то перепутал на своих рисунках. Покажите стрелками кому с кем нужно поменяться.

- Выполните взаимопроверку

- Давайте вспомним отрасли экономики. Какие отрасли экономики вы знаете? (слайд 6)

 

 

 

 

Называют отрасли экономики.

Выполняют задание в тетради.

7.Физминутка Каменщик из кирпичей
Стену строит.
Дом ничей. (Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок (“красим потолок”)
и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)
Я — электрик.
Свет включу, (“Включаем свет, нажимая на выключатель”.)
Только лампочку вкручу.
(“Вкручиваем лампочку” — вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом (Ладони “домиком”.)
И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)
Слушают стихотворение и повторяют за учителем.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Работа в группе. На карточке прочтите название профессий и соотнесите их с отраслями экономики. Для этого запишите номер, под которым записана профессия в розовый прямоугольник.

Проверка по эталону (слайд 7)

 
9. Включение в систему знаний и повторения - Все профессии нужны, все профессии важны! (слайд8)

- А теперь самое время отправиться на много лет вперед, окунуться в будущее.

- У вас есть мечта?

- Перед вами снежинки, напишите, кем бы вы хотели стать в будущем, а на другой стороне снежинки напишите свое имя и фамилию. Все ваши снежинки мы сложим в один конверт. Я уверена, через много лет вам будет очень интересно узнать, кем вы мечтали стать.

- Что вам нужно делать уже сейчас, чтобы ваши мечты сбылись?

(читает ученик)

- Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.

- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него “золотые руки”. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Ведь прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
10. Рефлексия А сейчас ребята, возьмите силуэт человечка и поставьте его на нужную ступеньку. Оцените свою работу на уроке честно.

Кто все понял, работал хорошо и может помочь товарищу клеит своего человечка на ступеньку “5”.

Кто работал на уроке не в полную силу –ступенька “4”.

Кто работал, но у него не все получалось – ступенька “3”.

- Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
11.Домашнее задание - Запишите домашнее задание. Домашнее задание можете выполнить на выбор.

I вариант

Учебник с. 124-129

Рабочая тетрадь: с.81 №3

II вариант

Взять интервью у своих родителей, бабушек или дедушек, в котором, они вам расскажут, почему они выбрали свою профессию. Чем она важна для них, для других. Записать интервью.