Системный подход в подготовке учащихся к итоговому сочинению

Разделы: Русский язык


В декабре все выпускники пишут итоговое сочинение. Поделюсь системным опытом подготовки детей к этому творческому испытанию.

Системный – относящийся к системе, входящий в нее.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Подход – совокупность способов, приемов в рассмотрении чего-либо.

Рассмотрим эту взаимосвязь.

Ключевые моменты системы:

1. Учимся у классиков!

Художественный пересказ текста. Где учиться устной речи? Убеждена, что только на образцовой речи авторов-классиков.

2. Будим творческое воображение!

Творческий пересказ от лица героя художественного произведения. Этот прием будит воображение ребенка, помогает войти в нужный образ литературного героя, а главное - составлять высказывание в соответствии с авторской характеристикой.

3. Подражаем классикам!

Пишем стилизованные творческие работы (рассказ, басня, былина, баллада, стихотворение, пьеса). После того как художественное произведение прочитано и детально исследовано (изучен стиль автора текста), прошу учеников написать творческую работу в манере, свойственной автору – текста.

4. Отражаем через речевое зеркало!

Занятия в речевой “зеркальной” лаборатории.

Цель: Развитие и совершенствование речевой культуры учащихся.

Краткое описание:

Берется отрывок критической статьи, может прочитываться как учителем, так и учеником от одного до трех раз (все зависит от памяти и речевой способности учащихся воспроизводить прочитанное и этапа работы).

Если необходимо, то ученик может воспроизводить через справочную литературу значение неясных лексических единиц. Затем речевая синтагма преобразовывается на части, может воспроизводиться учащимися через таблицу, если в предложенном для работы отрывке текста критического характера содержится антитеза.

Со временем объем предложенного учителем текста увеличивается и “зеркально” воспроизводится.

Затем прошу обучающихся прокомментировать точку зрения автора отрывка и выразить свое отношение к услышанному.

Систематическое использование таких форм занятий позволяет добиться хороших результатов.

5. Создаем творческий продукт!

Занятия в речеведческой мастерской. Например, берется одно слово “дорога”.

1 этап:

Дети работают с разными видами словарей (толковым, орфографическим, этимологическим, словообразовательным, разбором слов по составу, фразеологическим, словарем синонимов, антонимов).

2 этап:

Работают с текстами художественных произведений (поэтических, прозаических), выписывают в речевую книжку небольшие отрывки, в которых есть слово “дорога”, отмечают средства художественной выразительности; при желании сопровождают иллюстрациями.

3 этап:

Написание эссе на тему: “Дорога…”

6. Учимся у Г.Т. Егораевой!

Непосредственно при подготовке итогового сочинения опираюсь на опыт Г.Т.Егораевой, так как считаю её учителем учителей.

  • Знакомство и усвоение композиционной схемы написания сочинения-рассуждения.
  • Введение речевых клише и логических скреп.
  • Анализ ключевых слов по направлениям.
  • Анализ предложенных мини-текстов.
  • Список для чтения рекомендуемой литературы.

7. Выражаем своё мнение!

Отработка навыков введения в текст предложений с вводными конструкциями. Считаю это одним из необходимых этапов в работе, так как именно через вводные конструкции пишущий выражает свою точку зрения. Отрабатываем задание №15 КИМ 2017 .

8. Учимся по образцу.

Когда дети испытывают трудности при написании сочинения-рассуждения, то предлагаю им удачные работы из интернет-ресурсов или работы одноклассников. После проведенного анализа – приходит понимание того, каким должно быть итоговое сочинение. Начало положено, дальше дело техники. И эти ребята успешно справляются с итоговым сочинением.

9. Главное захотеть!

Коррекция ранее написанных работ! Неудачно написанная работа шлифуется до совершенства.

Считаю, что именно эти системные слагаемые ведут моих выпускников к успеху.

Презентация.