Урок окружающего мира на тему "Какие бывают животные?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (насекомые, птицы, рыбы, звери).

Задачи:

Обучающие:

  • Выявить отличительные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей; научить различать группы животных по их характерным признакам (целенаправленно и последовательно раскрывать доступные экологические зависимости);

Развивающие:

  • Расширить кругозор детей о природе;
  • Дать представление о невидимых нитях в природе;
  • Развивать умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство милосердия,нормы поведения в природной среде.
  • Прививать интерес к предмету;
  • Воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Коррекционные: развивать речь, мышление, расширение кругозора, обогащение словарного запаса

Здоровьесберегающие: Проведение физминуток. Создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия ученого материала.

Оборудование:

1. Учебник “Мир вокруг нас” часть 1-я, 2 класс (А.А. Плешаков);

2. Картина “Лес”;

3. Рисунки животных;

4. Раздаточный материал в конвертах;

5. Презентация “Какие бывают животные?”:

6. Ноутбук, мультимедиапроектор, экран.

7. Стенд “Интересные заметки”.

8. Цветные квадратики (синие, красные, зеленые, жёлтые)-по количеству детей в классе.

Этапы урока Содержание урока Примечание
1.Организа-ционный момент Прозвенел, друзья, звонок!
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

На уроке учащиеся работают в 4-х группах.
2.Актуализация знаний Учитель: - На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу?

Дети:- Малина, черника, морошка, береза, сосна...

Учитель: - Отгадайте растения по признакам и назовите, к какой группе оно относится.

Слайд 1 - картина “Лес”
1. Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику.

Дети: - подорожник.

2. Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется.

Дети: - фиалка.

3. Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые “головки”, а с головок слетают легкие пушинки.

Дети: - одуванчик.

4. С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

Дети: - мята.

5. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать “музыкальным” - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.

Дети: - клён.

6 .Весной в лесу на этом дереве появляются “лампочки”. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.

Дети: - ель.

Учитель: - Молодцы, ребята!

Слайд 2 – отгадки появляются по щелчку
3. Сообщение темы и целей урока Учитель: Хотели бы вы больше узнать о животных?

Дети: Да.

Учитель: Ну что ж, совершив необычное путешествие по лесу, мы сможем ответить на главный вопрос урока:

“Какие бывают животные?”

Слайд 3
4. Работа над новой темой. Работа в группах Учитель:- А кто живет в нашем лесу?

Дети: - Медведь, лиса, заяц...

Учитель: - Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.

Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование.

Учитель: - Возьмите конверт- в нем ваше первое задание.

- В больших конвертах подготовлены рисунки животных:

  • 1-я группа - окунь, ерш, кузнечик, карась;
  • 2-я группа - муха, божья коровка, медведь, жук;
  • 3-я группа - тигр, лиса, гусь, волк;
  • 4-я группа - ласточка, клест, судак, синица.

- Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.

На доску вывесить результат работы каждой группы.

- Как, одним словом назвать всех животных каждой группы? (Дети: -Жук, кузнечик, божья коровка-это насекомые и т.д.)

На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.

 
Учитель: Выявить отличительные признаки каждой группы.

- Ответ на этот вопрос найдете в учебнике на стр. 50-51.

- Для ответов используйте подсказку:

Сколько ног, чем покрыто тело.

Каждая группа работает только с одной статьей учебника стр. 50-51 и стр. 52-53.

Учитель:

- Что узнали о животных данной группы?

- Что отличает их от других групп?

Ответы детей по группам.

“Работа по учебнику”.
Первая группа насекомые

- Женя, расскажи нам, пожалуйста, о насекомых. Нам очень хочется узнать о них побольше. (Рассказ “Насекомые”.)

Насекомые

Рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа — насекомые. У нас четыре конечности — у них шесть. У нас два глаза, а у многих из них, кроме двух больших глаз, бывает ещё по три маленьких — на лбу. У нас орган слуха — уши — на голове, а у насекомых он может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.

Слайд 4 “Группы животных”
Что объединяет этих животных? (6 ног) Щелчок продолжение слайда 4
- А к какой группе относятся эти животные?

- Правильно, ребята. Молодцы! - Сейчас о рыбах интересное и новое мы узнаем из рассказа Рината. (Рассказ “Рыбы”.)

Ринат Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик, крохотные — с муравья и огромные — больше слона.

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.

Слайд 5

Щелчок после ответа детей

- Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются от других? (Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, которые помогают им плавать; тело покрыто чешуёй.)

– Назовите этих животных

Радик нам расскажет о птицах. (Выступление “Птицы”.)

Птицы

Птицы — дети воздуха. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.Но от всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями. Ни у кого больше перьев нет — только у птиц. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. И вообще птице без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.

Слайд 6

Щелчок после ответе детей

Слайд 7

Что отличает птиц от всех остальных животных? (Телопокрыто перьями, две ноги и два крыла.) Слайд 8

Щелчок после ответе детей

У нас осталась ещё одна группа животных

- Сейчас мы послушаем Антона. Ондля нас подготовил сообщение о зверях. (Рассказ “Звери”)

Звери

К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши и похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны. Собаки и кошки, кроты и ежи, лошади и коровы, львы и тигры, медведи и обезьяны — всё это звери. У зверей 4 ноги. Тело у них покрыто шерстью.

Слайд 9
Что отличает зверей от всех остальных животных? (Телопокрыто шерстью, 4 ноги.) Слайд 10

Щелчок после ответе детей

Давайте еще раз повторим отличительные признаки каждой группы животныж
Звери 4 ноги шерсть
Птицы 2 ноги перья
Рыбы плавники чешуя
Насекомые 6 ног  
Земноводные 4 ноги голая кожа
Пресмыкающиеся 4 ноги роговые чешуйки
Слайд 11
5.Физминутка По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Слайд 12
6. Закрепление нового материала Работа в рабочих тетрадях

1) Зад. 1. Работа в парах. На эту работу я даю 3 минуты. Проверка. Каких рыб подчеркнули (насекомых, птиц, зверей)?

2) Зад 2. Сам.работа по вариантам. Проверка.

 
Учитель:

- Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных.

- Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб?

- Где они обитают?

Слайд 13
Дети: - на суше и в воде.

Учитель: - Поэтому они составляют особую группу-земноводные, могут находиться на суше и в водоеме.

Земноводные – это лягушки и тритоны, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название “земноводные” говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде.

В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, подобно рыбам. Когда же малыши-головастики подрастут, они теряют жабры и начинают дышать легкими, как и все наземные животные.

Кожа у земноводных тонкая и влажная, она нуждается в периодическом смачивании водой. Поэтому они не отходят далеко от воды. Если лягушку долго держать в сухом месте, она может погибнуть.

Все земноводные - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А вот увидеть, как пьет лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается, “пьет” она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает ее сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта

Щелчок после ответе детей
Учитель: - Еще одна группа- это пресмыкающиеся, к ним относятся?

Дети: - Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы.

Учитель: - Сколько у них ног?

Дети: - 4 Ноги.

Учитель:-Какой покров?

Дети: - Роговые чешуйки.

Пресмыкающиеся

Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные черепахи, морские черепахи, морские змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде - от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или совсем отсутствуют.

Слайд 14

Щелчок

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

7. Рефлексия. Закрепление нового материала - Отгадайте загадки и та группа, к которой относится отгаданное животное -   встает.

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Ходит на рыбалку
Не спеша, вразвалку:
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка.

Дети: Утка.

Сидит на ветке,
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица.

Дети: Белка.

Полосатая злодейка
Съест любого малыша -
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша.

Дети: Щука.

Над водой-водицей -
Царевна круглолица.
Поет царевна,
Да так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши.

Дети: Лягушка.

Лягушки относятся к земноводным животным.

 
8. Подведение итогов урока Какой вопрос обсуждали?
  • Что выяснили?
  • Что для этого делали на уроке?
  • Какое задание на уроке было самым интересным?

Если вам захотелось узнать больше о каком-либо животном, вы сможете это сделать в нашей библиотеке или с помощью этих книг

Итак, наш урок подошел к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо! А сейчас познакомимся с интересными фактами из жизни некоторых животных

 

 

 

Слайд 16 и т.д. Интересные факты из жизни животных”

9. Самооценка - У вас на столах лежат цветные квадратики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их)
  • зеленый квадратик- я работал очень активно
  • желтый квадратик - принимал участие в уроке, но нужно быть активнее
  • оранжевый квадратик - принимал участие в уроке по вызову учителя
 
10. Домашнее задание Подготовить сообщение о любом животном.

Молодцы! Урок закончен.

 

- А теперь я хочу, чтобы вы построили “Лесенку достижений”

У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и почетное место, честь вам и хвала!  Попробуйте теперь оценить себя с помощью “Лесенки достижений”, поставив на одну из её ступенек треугольник.

- Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Большое спасибо тем ребятам, которые подготовили рассказы и стихи о животных. Урок окончен.